1. Сущность ранней профориентации детей с ОВЗ

Согласно Программе развития образования до 2025 года, приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности. Последняя цель – воспитание личности, ориентированной на труд, определяется потребностью государства в работоспособном, экономически активном населении, составляющим базис развития как самой страны в целом, так и каждого ее гражданина в частности. Формирование у личности потребности в труде как базовой потребности затрагивает как чисто экономическую составляющую, так и область социальной напряженности в обществе, где созидающая личность, ищущая и находящая возможность создавать и творить, поддерживает общественный порядок, противостоит разрушительному влиянию субкультуры потребления психоактивных веществ, алкоголя, табака, игровой зависимости.

В процессе обучения и воспитания последовательно реализуется два направления, создающие условия для создания у личности ориентации на труд – собственно трудовое воспитание и профессиональная ориентация. Чаще профессиональную ориентацию рассматривают как направление работы с подростками в стадии оптации по Е.А. Климову, связанное с выбором профессионального пути и началом профессионального обучения. При этом, если рассматривать профориентацию более широко, то в этот же процесс входит и более ранние этапы работы по подготовке личности к реализации такого выбора, реализуемые в составе трудового воспитания и развиваемого в настоящее время направления ранней профориентации.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года).

Необходимо разделять понятия трудового обучения и трудового воспитания. Трудовое обучение предполагает в первую очередь формирование инструментальных действий, алгоритмов выполнения тех или иных действий, то есть помогать научиться тому, как это действие выполнять. Согласно Святцевой А. В., к группе задач трудового обучения относится:

- формирование мотивационно-целевой составляющей деятельности, позволяющей ребенку проявить волевые качества и настойчивость в достижении цели;

- формирование операционной составляющей трудовой деятельности на основе «развертывания» и совершенствования отдельных ее компонентов (движений и действий) и переходу ее на уровень самостоятельного выполнения;

- формирование оценочных действий на основе разработанных требований к выполнению компонентов трудовой деятельности;

- освоение самостоятельных способов деятельности на основе использования технической документации (рисунки, схемы, инструкционные карты, наглядные модели алгоритмов);

- воспитание культуры исполнения трудовой деятельности на основе разработанных требований к ее выполнению: умение пользоваться инструментом, знание свойств и способов обработки материалов, принятие правильной рабочей позы и др.;

- воспитание инициативы и взаимодействия в труде: умение вовремя заметить ошибку в работе другого, корректно сделать ему замечание, оказать соответствующую помощь, по-деловому воспринимать замечания других в процессе совершения ошибочных действий, вовремя скорректировать свои движения и действия.

Трудовое воспитание, на наш взгляд, скорее направлено на формирование мотивационного компонента трудовой деятельности, то есть отношения к труду в целом и к его отдельным направлениям, профессиональным областям, формирования психологических компонентов трудовой деятельности. Ориентация ребенка в данных вопросах и является задачей предпрофессионального самоопределения, ранней профориентации.

Система действий по сопровождению профессионального самоопределения, реализуемому на всех уровнях образования, носит название профессиональной ориентации (профориентации) (Блинов В. И.).

Правомерность отнесения профориентации к более раннему возрастному периоду, чем средняя школа, определяется следующими нормативными документами.

Целевым контингентом профориентационной работы, согласно концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, являются  обучающиеся на всех ступенях образования, начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным.  Актуальность работы по профессиональной ориентации обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

В периодизации развития человека как субъекта труда (Е.А. Климов) периоды дошкольного и младшего школьного возраста соотносятся со стадиями игры и формирования учебной деятельности соответственно, в каждой из которых закладываются и развиваются определенные психологические характеристики личности.

Стадия игры (от 3 до 6–8 лет). Признаки зарождения субъектности у ребенка. В ролевых играх происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача и т.д.). В играх по правилам у детей формируются такие социальные качества, как умение слушать и понимать других, продуктивно взаимодействовать со сверстниками. К концу периода ребенок усваивает схему мысленного анализа труда: замысел, материал, инструмент, действия, результат. Потребность выполнять серьезную деятельность неигрового типа, способность выполнять задания и волевой саморегуляции деятельности являются основой для овладения учебной деятельностью.

  1. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6–8 до 11–12 лет). Интенсивное развитие функций самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и доводить дело до конца. Формируется способность «узнавать о своем незнании» и конструктивное отношение к своему незнанию или неудаче. Ребенок становится субъектом по отношению к трудовой деятельности. В процессе усвоения знаний по учебным предметам ребенок получает представление об их связи с различными профессиями. Внеучебная жизнь школьника предоставляет ему возможность участия в самых разных видах деятельности, таких как обслуживание себя и других, наблюдение и уход за домашними животными и питомцами живых уголков, организация досуга и творческая деятельность. Так расширяются представления ребенка о роли и значении труда в жизни, формируется уважительное отношение к труду.

Таким образом, на основании стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года, концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, ФГОС дошкольного образования, ранняя профориентация относится к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту. Строго говоря, данные возрастные рамки могут быть расширены включением и периода раннего детства, в котором формируются первоначальная ручная умелость и потребность в самостоятельности. Так, например, в расширенном учебном плане школы Перкинс (Perkins), США, выделяется направление  «Профессиональное образование: развитие навыков и знаний, необходимых для успешного трудоустройства», предполагающее реализацию с этапа раннего детства, то есть с 0 до 3 лет. На начальных этапах суть профессионального образования заключается в обучении ответственности (убрать игрушки, поднять упавший предмет), осознании и усвоении различных ролевых позиций. После 3х лет включается формирование принятия ответственности за свои действия в группе, понимания смысла понятия «работа» и дифференциация различных профессий.