1.3.3. Аттестация обучающихся в ходе обучения по СИПР

 

Проведение текущей и промежуточной аттестации.

Текущую и промежуточную аттестацию проводит экспертная группа – специалисты, работающие с ребенком в течение учебного года. Члены экспертной группы совместно планируют процедуру проведения аттестации, распределяют между собой объем ожидаемых результатов обучения по учебным предметам и/или коррекционным курсам, по которым будет осуществляться оценка. При проведении текущей аттестации используют диагностические пробы в соответствии с ожидаемыми результатами обучения, представленными в СИПР [5].

Проведение текущей и промежуточной аттестации с учетом разных условий.

На групповом занятии текущую аттестацию осуществляют 2 специалиста (например, учитель и тьютор или воспитатель, либо иной специалист или ассистент): один специалист работает с группой обучающихся, другой фиксирует результаты обследования в протоколах (диагностических картах). На индивидуальном занятии текущую аттестацию обучающегося проводит один специалист, он же фиксирует результаты обследования. Если у обучающегося наблюдаются серьезные проблемы поведения, затрудняющие педагогическую работу, обследование могут проводить два педагога (или педагог и ассистент). В этом случае один взрослый работает с ребенком, другой – фиксирует результаты обследования. По возможности, проводится видеосъемка, что позволяет просматривать процесс аттестации после его проведения и уточнять детали для более точной оценки выполнения ребёнком действий в ходе мониторинга.

Приведем примеры проведения оценки в ходе проведения занятий с использованием проб и в естественных ситуациях.

Описание проведения оценки на уроке (на примере занятия по изобразительной деятельности). Оценка сформированности действий с пластилином осуществляется на уроке по изобразительной деятельности, на котором присутствует группа обучающихся и 2 специалиста (учитель класса и ассистент). Оценку проводят с применением специальных диагностических проб. Опираясь на диагностические пробы, учитель класса готовит необходимые материалы и планирует процедуру проведения оценки. Если в процессе обучения применяли визуальные инструкции, алгоритмы последовательности действий, то их используют и при проведении оценки. Учитель организует свое рабочее место и рабочие места обучающихся. На данном занятии функция ассистента – оказание обучающимся необходимой помощи при затруднениях в процессе выполнения определенных действий, поэтому он должен располагаться за спиной обучающегося или сбоку от него. Функция учителя – организация и проведение урока, фиксация результатов мониторинга, он находится перед обучающимися.

На уроке при проведении диагностических проб учитель предъявляет инструкции (речевые, визуальные, с использованием жеста), понятные обучающимся. Получив инструкцию, обучающиеся приступают к выполнению задания. Учитель и ассистент наблюдают за выполнением конкретных действий (отщипывание кусочка пластилина от целого куска, катание шарика, колбаски, сгибание колбаски в кольцо, и др.). Обучающимся оказывается дифференцированная помощь при затруднениях в процессе выполнения действий: физическая помощь, направление действий речевой или визуальной инструкцией, жестом, показ индивидуального образца выполнения действия, показ алгоритма последовательности действий. Учитель фиксирует результаты наблюдения в протоколе (диагностической карте). По окончанию урока учитель и ассистент обсуждают действия обучающихся, виды помощи учителя, вносят уточнения в оценку, в том числе с использованием материалов видеозаписи мониторинга.

Описание проведения оценки на индивидуальном занятии. Мониторинг на индивидуальном занятии проводит один специалист, который и фиксирует результаты наблюдения. Опираясь на диагностические пробы, специалист планирует процедуру проведения оценки и готовит необходимый материал. Специалист продумывает свое рабочее место и организует рабочее место обучающегося. Если в процессе обучения предъявляли визуальные инструкции, алгоритмы последовательности действий, то их используют и при проведении оценки. На занятии при проведении диагностических проб специалист предъявляет инструкции (речевые, визуальные, с использованием жеста), понятные обучающимся. Получив инструкцию, обучающийся приступает к выполнению задания. Ему оказывается необходимая помощь при выполнении действий: физическая помощь, направление действий речевой или визуальной инструкцией, жестом, показ образца выполнения действия, предъявление алгоритма последовательности действий. Специалист фиксирует результаты наблюдения в протоколе (диагностической карте). Если проводилась видеозапись мониторинга, специалист имеет возможность проанализировать и уточнить оценку.

Описание проведения оценки в естественных ситуациях. В естественных ситуациях можно оценивать сформированность навыков предметно-практической деятельности, самообслуживания, двигательных, коммуникативных, бытовых умений и навыков. Примеры естественных ситуаций: по окончании работы с разными материалами (тестом, красками, глиной) обучающиеся моют руки; придя в школу, обучающиеся раздеваются, пользуются туалетом; прием пищи; организация игровой деятельности на перемене и др. В зависимости от ситуации, результаты фиксируют в ходе наблюдения или по окончании наблюдения. Если несколько обучающихся одновременно заняты конкретным видом деятельности, например, моют руки, переодеваются, обслуживают себя за столом, то удобнее делать видеосъемку для более точной оценки выполнения действий.

Учителя самостоятельно планируют диагностическую работу в рамках проведения текущей и промежуточной аттестации. На одном занятии (групповом или индивидуальном) они могут проводить диагностические пробы (в соответствии с ожидаемыми результатами обучения, определенными в СИПР), связанные с разными видами деятельности, относящиеся к разным учебным предметам и/или коррекционным курсам. В рамках одного урока/занятия учитель может оценивать результативность обучения по одному учебному предмету или коррекционному курсу у обучающихся, специальные индивидуальные программы развития которых содержат разные ожидаемые результаты обучения. Например, учитель готовит диагностический материал для оценки достижения ожидаемых результатов обучения по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» или «Предметно-практические действия» и по очереди работает с обучающимися класса (проводит диагностические пробы в соответствии с содержанием их СИПР), с учетом их возможностей (активности, утомляемости, пресыщаемости и др.) и особенностей (поведения, восприятия, движения и др.).

При проведении текущей и промежуточной аттестации должна быть организована занятость всех обучающихся класса. В то время, когда учитель проводит аттестацию одного обучающегося, остальных обучающихся класса организует тьютор (воспитатель). С детьми, у которых не полностью сформировано учебное поведение, проведение текущей аттестации предпочтительнее организовывать в индивидуальной форме.

При выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается необходимая помощь: физическая помощь в разной степени, направление действий ребенка жестом, речевыми и визуальными инструкциями. При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

Текущая и промежуточная аттестация (мониторинг) обучающихся предполагает оценку ожидаемых результатов обучения, представленных в разделе «Содержание учебных предметов и коррекционных курсов» специальной индивидуальной программы развития, которая должна быть представлена в СИПР. Результаты мониторинга вносятся в графу оцениваемого полугодия напротив ожидаемых результатов обучения в разделах тех предметов и коррекционных курсов, по которым он проводился. Итоговые условные обозначения по учебным предметам и коррекционным курсам должны быть выставлены в сроки, определённые приказом образовательной организации на конкретный учебный год или положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

В конце учебного года анализируют динамику развития обучающегося, результатов освоения СИПР и развития его жизненных компетенций. Результаты анализа представлены описательной оценкой развития обучающегося в виде развернутой характеристики, отражающей изменения, которые произошли в развитии обучающегося в течение учебного года, сформированность его представлений, действий, жизненных компетенций.

Представляя динамику физического развития, специалисты описывают положительные изменения в двигательном развитии, динамику совершенствования двигательных навыков, тонких точных движений, овладение новыми движениями, самостоятельность при передвижении с помощью индивидуальных технических средств или регресс, либо отсутствие изменений в двигательном развитии ребёнка, анализируя возможные причины нулевой или отрицательной динамики.

Изменения в эмоциональной сфере часто связаны с развитием возможности регулировать свое эмоциональное состояние, умением переключаться на другую деятельность. При наличии «проблемного» поведения в характеристике по итогам года отражают эффективность проведенной психолого-педагогической работы по коррекции проблем поведения: например, снижение частоты и интенсивности проявлений деструктивного поведения (агрессии, самоагрессии, дисфории, негативизма, стереотипий и др.).

Представляя особенности восприятия, отмечают динамику (как положительную, так и отрицательную) в восприятии и обработке сенсорной информации, произошедшие изменения в функционировании зрительной системы (появление очков, изменения зрительного поведения, зрительного сосредоточения, прослеживания, расстояния до стимула, восприятия зрительного образа), слуховой системы (появление слухового аппарата, слухового импланта, изменение локализации звука, реагирования на звуки разной модальности, обращенную речь), тактильной системы (изменение реагирования на прикосновения человека, дифференцированные проявления на соприкосновение с различными материалами).

Представляя динамику речевого развития, специалисты оценивают пополнение или сокращение пассивного и активного словарного запаса, динамику в формировании коммуникативных навыков, овладении средствами альтернативной и дополнительной коммуникации. Специалисты описывают изменения, произошедшие в предметно-практической деятельности: насколько изменился характер действий с предметами, какими действиями обучающийся овладел, действия с какими инструментами и материалами освоил, насколько стал самостоятелен при выполнении последовательной цепочки действий.

По результатам года оценивают успешность формирования учебной деятельности, овладение базовыми учебными действиями: изменение мотивации к учению, самостоятельность в планировании собственных действий, изменение учебного поведения, вовлеченность в деятельность, умение работать в коллективе сверстников.

Представляя динамику познавательного развития, отмечают расширение представлений об окружающем мире (о себе, ближайшем окружении, природном мире, социальном мире), математических представлений (о форме, величине, количественных, пространственных и временных представлений). Оценивают умения обучающегося применять полученные знания для решения жизненных задач.

В итоговой характеристике отражают особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной, игровой, свободной деятельности: увеличение продолжительности контакта, инициативность, активность в использовании предпочтительных средств коммуникации.

Специалисты оценивают успехи обучающегося в овладении навыками самообслуживания, отмечают, насколько уменьшилась/увеличилась зависимость обучающегося от взрослого при раздевании и одевании, приеме пищи, выполнении гигиенических процедур, посещении туалета. Даётся описание изменений, произошедших в бытовой и трудовой деятельности: какими бытовыми умениями, трудовыми действиями овладел обучающийся, действия с какими инструментами и материалами освоил, насколько стал самостоятелен в планировании и реализации намеченного действия, насколько самостоятельно переходит от одного действия к другому в процессе получения результата своего труда.

Изменения в организации развивающегося ухода (появление защитных противотравматических средств (например, шлем на голову при частых приступах эпилепсии, наколенники), изменения в питании, приеме медикаментов, др.) и присмотра (рекомендации по организации занятости обучающегося) также должны быть представлены в характеристике обучающегося. Отражается сокращение или увеличение объёма помощи или времени присмотра с указанием возможных причин.

В итоге характеристики вносят рекомендации по организации образовательного процесса, приоритетному содержанию обучения на следующий период.

В характеристике отражается сотрудничество специалистов с семьей (законными представителями). Как правило, в течение года с семьей (законными представителями) обучающегося проводится работа, направленная на психолого-педагогичекую поддержку семьи, повышение осведомленности родителей об особенностях развития ребенка, организацию совместной работы специалистов и родителей по разработке и реализации СИПР, привлечению родителей/законных представителей к деятельности образовательной организации. Результаты сотрудничества с семьей (законными представителями) также отражают в характеристике по итогам учебного года.

Составленную развернутую характеристику члены экспертной группы обсуждают с родителями (законными представителями) обучающегося, которые предоставляют информацию о том, какие из полученных знаний, навыков ребенок применяет в разных жизненных ситуациях, насколько самостоятелен в решении жизненных задач. По результатам совместного обсуждения в характеристику вносятся уточнения, дополнения.

  Приведем примеры фрагментов характеристик разных обучающихся.

(1 фрагмент) Девочка самостоятельно не передвигается, сидит в кресле-коляске, с полной фиксацией. Перестала удерживать голову. Изменение положения тела и фиксация головы стали вызывать усиление спастики. Отмечается повышенный мышечный тонус и тугоподвижность суставов. Плохое самочувствие часто влияет на эмоциональное состояние девочки (она плачет, капризничает). Девочка научилась расслабляться в положении, лежа на качелях. Продолжительное кружение на качелях стабилизирует её эмоциональное состояние. Девочка спокойнее стала реагировать на изменение положения своего тела и непродолжительное время лучше поддерживает позу сидя в коляске.

(2 фрагмент) Мальчик с удовольствием участвует в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Чаще стал выступать инициатором общения, ему нравится быть в центре внимания. Научился внимательно и заботливо относиться к детям, имеющим нарушения двигательных функций. Произошли изменения во взаимоотношениях с взрослыми. Обучающийся стал выполнять просьбы, не совпадающие с его желаниями. Более ответственно стал относиться к соблюдению установленных правил поведения на занятиях в спортивном зале, гончарной мастерской, в актовом зале, во время поездки на школьном автобусе, посещения туалета. Обращает внимание за соблюдение правил другими сверстниками. Наблюдались случаи организации собственной деятельности в свободное время: выбор вида деятельности и нахождение необходимых инструментов и материалов для ее реализации.

 

(3 фрагмент) К концу учебного года девочка научилась определять цвет предметов, геометрические формы, фигуры (овал, ромб, трапеция) без ошибок. Уменьшилась помощь учителя при выполнении заданий, связанных с построением геометрических фигур по точкам. Трудность по-прежнему представляет преобразование (уравнивание, увеличение, уменьшение) множеств.

 

(4 фрагмент) К концу учебного года в спонтанной речи мальчика появились слова: «давай», «помоги», простые нераспространённые предложения «Дай пить», «Вадик, иди» и т.д.  В течение учебного года мальчик осваивал новое средство альтернативной коммуникации. К концу года научился выражать свои желания, согласие/несогласие, отвечать на вопросы, рассказывать о себе, пользуясь электронным приложением “Let me talk”, установленным на планшетном компьютере.