1.3.2. Система оценки достижений обучающихся в ходе освоения содержания специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Организация оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП (вариант 2), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС), предполагает также проведение текущей, промежуточной и итоговой аттестации [1,3].
В ходе аттестации оценивают результаты освоения обучающимися содержания образования, включенного в их специальные индивидуальные программы развития (далее СИПР), разработанные на основе АООП (вариант 2) образовательной организации. Это относится к обучающимся, посещающим образовательную организацию, и к обучающимся, получающим образование по месту проживания (дом, интернат).
Текущая аттестация предполагает мониторинг освоения АООП – вариант 2 за первое полугодие и проводится в течение двух последних недель декабря месяца. Оценка результативности обучения в ходе проведения текущей аттестации осуществляется на уроках, специально организованных занятиях (групповых и индивидуальных), в естественных ситуациях и происходит вариативно с учетом индивидуального психофизического развития обучающихся в процессе выполнения физических, перцептивных, речевых, умственных действий. Специалисты проводят текущую аттестацию в соответствии с индивидуальным расписанием обучающегося. Порядок проведения аттестации установлен локальным актом образовательной организации, на основе которого члены экспертной группы оценивают результаты обучения. При оценке результативности обучения учитываются затруднения в овладении жизненными компетенциями, обусловленные индивидуальными психофизическими возможностями обучающихся. Однако, в ходе аттестации, это не рассматривается как показатель неуспешности обучения и развития в целом. В случае затруднений в оценке сформированности действий или представлений оцениваются социально-эмоциональное, коммуникативное развитие обучающегося, а также другие возможные достижения личностного развития.
Выявление сформированных у обучающихся представлений в рамках конкретной области предметных знаний, умений и навыков, является основой для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей учебной и коррекционно-развивающей работы. По результатам проведения текущей аттестации педагоги имеют возможность внести необходимые изменения в содержательный раздел СИПР, уточнить ожидаемые результаты обучения по учебным предметам и/или коррекционным курсам.
В конце учебного года в течение двух последних недель мая месяца проводится промежуточная аттестация в форме мониторинга, по аналогии с текущей аттестацией. Итоги освоения содержания АООП и анализ результатов обучения за учебный год позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности обучающегося, оценить динамику его жизненных компетенций на основе сравнения показателей актуального развития, обучающегося на начало учебного года и результатов обучения, полученных в конце учебного года.
Образовательная организация осуществляет оценку качества освоения АООП обучающимися. Как правило, предметом оценивания является достижение результатов освоения СИПР. Итоговая аттестация по окончании получения образования осуществляется на основе анализа результатов промежуточных аттестаций, которые представляют в итоговой характеристике с обоснованием оценки обучения. Развёрнутая характеристика отражает накопленный обучающимся жизненный опыт: умение общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, умение обслуживать себя, степень овладения доступными бытовыми навыками, умение ориентироваться и принимать решения в разных жизненных ситуациях, наличие интереса к доступным трудовым профилям, успешность в овладении отдельными трудовыми действиями. Представленная характеристика прилагается к свидетельству об обучении, которое получает каждый выпускник школы по окончании обучения [2].
Согласно п. 2.9.9 ФГОС система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП направлена на решение следующих задач:
1) закрепление основных направлений и целей оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) оценка динамики учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и развития их жизненных компетенций;
3) обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения АООП, позволяющего оценивать в единстве предметные и личностные результаты образования [1].
Данные требования стандарта в контексте второго варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют специфику.
Так, оценка достижения планируемых результатов освоения АООП ориентирована на цель образования с учётом требования ФГОС (п. 2.10. Приложения): «Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП» [1].
С учётом ожидаемых результатов и содержания образования обучающихся по СИПР выделены следующие основные направления системы оценки:
- оценка сформированности базовых учебных действий,
- оценка достижений обучающихся по учебным предметам и коррекционным курсам,
- оценка динамики развития обучающихся.
Цель оценочной деятельности – оценка развития обучающегося по основным направлениям в начале обучения, в процессе и в результате освоения содержания СИПР. В начале обучения с целью разработки СИПР проводят диагностическое обследование, где выявляют актуальное развитие обучающегося, его потенциальные возможности. В процессе обучения оценивают динамику формирования учебной деятельности, освоения содержания программного материала по учебным предметам и/или коррекционным курсам, представленного в СИПР. Результатом освоения содержания СИПР являются сформированные жизненные компетенции, умение применять полученные знания, умения и навыки при решении жизненных ситуаций.
Объектами оценочной деятельности выступают жизненные компетенции – способность самостоятельно решать жизненные задачи, т.е. выполнять действия и использовать представления об окружающем мире в каждодневной жизни. Целенаправленные действия и представления рассматриваются как взаимосвязанные компоненты жизненных компетенций. Использование обучающимися освоенных действий и представлений для решения жизненных задач позволяет оценивать сформированность у них жизненных компетенций, включая умение осуществлять социальную коммуникацию, предметные действия, соучаствовать в бытовой и трудовой деятельности, организовывать свой досуг. При этом уметь делать выбор, принимать верное решение, строить планы и др., а также наличие ценностно-смысловых установок и моральных норм, опыта социальных и межличностных отношений.
Например, на уроках домоводства обучающиеся осваивают процесс стирки с использованием стиральной машины. Они учатся различать чистое и грязное белье, сортировать белье (светлое, темное, цветное), знакомятся со стиральной машиной (строением, назначением частей машины), правилами техники безопасности, учатся пользоваться стиральной машиной, соблюдая последовательность операций стирки. Затем обучающиеся учатся применять полученные на занятиях представления и освоенные действия в домашних условиях: сначала соучаствуют в бытовой деятельности, а по мере совершенствования навыка берут на себя ответственность за машинную стирку белья. Сформированная компетенция (умение стирать белье, заинтересованное ответственное отношение к делу) может пригодиться обучающемуся при определении трудового профиля и в дальнейшей трудовой занятости.
Содержание оценки включает определение уровня самостоятельности обучающегося при выполнении конкретных действий, определение понимания им объектов окружающего мира, а также определение восприятия им себя как «я».
Уровень самостоятельности выполнения действий, понимания представлений, включённых в СИПР, оценивается в процессе наблюдения в ходе проведения уроков, занятий, а также во время естественных ситуаций и каждодневных ритуалов.
Обобщение опыта работы и анализ публикаций по вопросам психолого-педагогической оценки развития обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями, с ТМНР, позволили выделить семь уровней самостоятельности выполнения действий обучающимися и три уровня сформированности представлений о себе и объектах окружающего мира. Определение уровней самостоятельности выполнения действий осуществляется на основе следующих критериев, учитывающих вид и объём предоставляемой помощи:
- «выполняет действие со значительной физической помощью» (педагог выполняет всё действие вместе с обучающимся, использует прием «рука в руке»),
- «выполняет действие с частичной физической помощью» (педагог периодически оказывает физическую помощь, при выполнении отдельных операций действия, использует прием «рука в руке», придерживает за запястья, предплечья, локти и др.),
- «выполняет действие по подражанию» (педагог показывает образец выполнения действия, а обучающийся одновременно повторяет это действие),
- «выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую),
- «выполняет действие по алгоритму» (обучающийся ориентируется на наглядно представленную – предметную или графическую последовательность действий),
- «выполняет действие по образцу» (обучающийся ориентируется на наглядный показ действия),
- «выполняет действие самостоятельно (без помощи и опоры на внешние средства)».
При оценке сформированности представлений о себе и объектах окружающего мира используют следующие критерии:
1) узнаёт объект (показывает) соответствующий называемому слову, или/и называет слово, обозначающее объект. (Например, из 10 предъявленных заданий показать дерево (на разных изображениях) в 7 – 10 случаях не делает ошибок);
2) не всегда узнаёт объект или слово, обозначающее объект; не всегда правильно показывает объект окружающего мира или не всегда правильно называет объект окружающего мира. (Например, из 10 предъявленных заданий показать дерево (на разных изображениях), только в 4 – 6 случаях узнаёт его);
3) не узнаёт объект или не понимает слово, обозначающее объект; не показывает объект и/или не называет слово, обозначающее объект. (Например, из 10 предъявленных заданий показать дерево (на разных изображениях), менее чем в 4 случаях узнаёт его).
Оценка результатов освоения обучающимися программного материала проводится с учетом возможностей каждого обучающегося.
Для оценки качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработаны аттестационные задания.
При разработке аттестационных заданий для обучающихся с легкой умственной отсталостью учитывались два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В этих случаях, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (варинт2) [6, С. 19].
При разработке аттестационных заданий для обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями учитывались их дифференцированные возможности в овладении программным материалом АООП (вариант 2) - СИПР.
Условно выделены 3 группы обучающихся.
Группа 1 – это обучающиеся, относительно социализированные дети, которые уже к второй половине первого учебного года адаптируются к школьному процессу и в классных (групповых) формах обучения подчиняются требованиям учителя и доступными способами общаются с учителем и со сверстниками. Среди этих детей встречаются дети с нарушением поведения. Способы обучения - от самостоятельных до совместных действий. В эту группу, как правило, входят дети с умеренной умственной отсталостью.
Группа 2 – это дети, которые обучаются, преимущественно, индивидуально или в малой группе (2 – 3 ученика), но при этом часть программного материала осваивают в групповых формах. Эти дети с большими трудностями понимают обращенную к ним речь взрослого, однако индивидуальный подход к их обучению облегчает им образовательную коммуникацию в доступных пределах имеющихся психофизических возможностей. Способ обучения этих детей, преимущественно, совместные действия, а также по показу и образцу. Среди этих детей могут быть и дети с нарушениями поведения. Как правило, в эту группу входят дети с тяжелой умственной отсталостью ( в том числе с ТМНР).
Группа 3 – это те, кто обучается индивидуально (некоторые из них на надомной форме обучения). Как правило, это дети с глубокой умственной отсталостью (в том числе дети с ТМНР). Дети могут быть подключены к групповой форме проведения занятий совместно с первой и/или второй группой детей в доступной для них форме взаимодействия (например, уроки музыки). Такое соучастие может быть значимо для их социально-эмоционального и коммуникативного развития. Основные трудности обучения связаны с ограниченной коммуникацией и восприятием обращенной к ним речи взрослого. Динамика развития наблюдается в появлении ориентиров на близкого и нового взрослого, в реализуемых потребностях детей к продолжению эмоционального общения в знакомом для них окружающем пространстве. Способ обучения, только совместные действия и возможность воспроизводить некоторые элементы действий самостоятельно.
Для многих детей из вышеуказанных групп на начальном этапе необходимо организовать образование в индивидуальной форме, т.к. часто они не готовы обучаться в группе сверстников из-за двигательных нарушений.
При проведении аттестации обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта педагог оценивает степень самостоятельности обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывает индивидуальную помощь: совместные действия (рука-в-руке), частичная физическая помощь (направление движения), демонстрация образца способом «показа» выполнения задания, предъявление пошаговой инструкции словом или при использовании наглядного плана/схемы (алгоритма) выполнения задания, демонстрация готового результата выполнения задания.
При невозможности оценить динамику формирования действий и представлений оценивают социально-эмоциональное состояние обучающихся, их желание соучаствовать в деятельности других людей, иные возможные личностные результаты.
Процедура проведения оценки в ходе текущей аттестации предполагает использование динамического наблюдения и фиксацию данных в ходе уроков по учебным предметам и занятий по коррекционным курсам, а также и в ходе наблюдения за обучающимися в ходе естественных ситуаций и каждодневных ритуалов: в свободное от уроков/занятий время, при одевании/раздевании, во время приёма пищи, при проведении гигиенических процедур, на прогулке и др.
Согласно требованиям ФГОС (п. 4.3 Приложение) для проведения оценки результатов освоения СИПР и сформированности жизненных компетенций рекомендуется применять метод экспертной группы [1]. В состав экспертной группы входят специалисты организации, непосредственно работающие с обучающимся (учитель класса, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель музыки, учитель физкультуры и др.). К работе экспертной группы привлекаются родители (законные представители) обучающегося. При оценке эффективности учебного процесса также применяют метод экспертной группы.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений обучающегося в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения и применения обучающимся полученных знаний, навыков при решении жизненных задач. С обучающимися, пропустившими по не зависящим от них обстоятельствам более 2/3 учебного времени, не проводят текущую аттестацию. Обучающиеся, заболевшие в период проведения текущей аттестации, могут быть освобождены от нее на основании справки из медицинского учреждения в соответствии с нормативным документом образовательной организации.
Состав инструментария оценивания включает задания/пробы, оценочные листы, дидактические материалы, перечень ситуаций, в которых необходимо наблюдать обучающегося. При отборе примерных заданий/проб для оценки формируемых действий и представлений рекомендуется пользоваться материалом, размещенным на сайте умксипр.рф [6]. В ходе проведения оценки достижений обучающегося используется предметный и графический дидактический материал, который подбирается с учётом индивидуальных возможностей и особенностей психофизического развития ребёнка, ожидаемых результатов, обозначенных в СИПР.
Фиксация данных наблюдения осуществляется с помощью оценочных листов и может происходить с использованием видеозаписи, что обеспечивает возможность многократного просмотра и способствует более точной оценке достижений обучающегося.
Формы представления результатов. Результаты оценки формирования действий в ходе текущей аттестации (мониторинга) представляются в форме букв, соответствующих определенному уровню самостоятельности при выполнении действий (см. Таблица 1).
Таблица 1.
Качественная оценка самостоятельности обучающихся при овладении действиями
Уровень самостоятельности при выполнении действий | Обозначение |
«выполняет действие со значительной физической помощью» | ФЗ |
«выполняет действие с частичной физической помощью» | ФЧ |
«выполняет действие по подражанию» | П |
«выполняет действие по инструкции» | И |
«выполняет действие по алгоритму» | А |
«выполняет действие по образцу» | О |
«выполняет действие самостоятельно без помощи и опоры на внешние средства» | С |
Оформление оценки сформированности представлений о себе и объектах окружающего мира предлагается в протоколе (см. Таблица 2).
Таблица 2.
Качественная оценка
сформированности представлений о себе и объектах окружающего мира
Уровень сформированности представлений | Обозначение |
«узнаёт объект (показывает) соответствующий называемому слову, или/и называет слово, обозначающее объект» | + |
«не всегда узнаёт объект или слово, обозначающее объект; не всегда правильно показывает объект окружающего мира или не всегда правильно называет объект окружающего мира» | +/- |
«не узнаёт объект или не понимает слово, обозначающее объект; не показывает объект и/или не называет слово, обозначающее объект» | - |
В результате проведенной в ходе мониторинга оценки, соответствующие отметки вносятся в СИПР обучающихся напротив запланированного ожидаемого результата.
Результаты текущей и промежуточной аттестации обучающихся отражаются в виде характеристики – описательной оценки личностных и предметных достижений обучающихся. Характеристика отражает результаты анализа изменений (как положительных, так и отрицательных) в развитии обучающегося. Согласно требованиям ФГОС характеристика отражает взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет [1].
Дополнительной формой представления результатов обучения является также портфолио обучающихся, которое формируется в течение учебного года в виде фотографий, видеоматериалов учебной деятельности ребёнка и его достижений. Являясь иллюстрацией учебных достижений ребёнка, портфолио может вестись как в электронном, так и в печатном формате.
Условия и границы применения системы оценки. Данная система оценки применяется в отношении обучающихся по СИПР, в частности, по второму варианту АООП образования обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями, а также по четвёртым вариантам АООП начального общего образования обучающихся с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра.