РАЗДЕЛ 2
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ /ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ/
2.1. Подходы к разработке заданий для текущей и промежуточной аттестаций в ходе мониторинга достижений, планируемых результатов и возможностей развития, обучающихся в процессе освоении содержания АООП (вариант 1 или вариант 2). Методика мониторинга эффективности процесса обучения.
Исходя из основных задач образования обучающихся с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/, формирование учебной деятельности в процессе овладения программным материалом основного содержания учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, а также формирование базовых учебных действий (БУД), аттестационные мероприятия могут служить основанием для мониторинга эффективности образовательного процесса.
Эффективность образовательного процесса определяется опытом владения жизненными компетенциями и зависит от содержания программ обучения, планируемых результатов-достижений каждого обучающегося в ходе усвоения программного материала, средств достижения этих результатов и пр. Согласно ФГОС (раздел IV) содержание жизненных компетенций определяется совокупностью личностных и предметных результатов обучения. Разное соотношение объема личностных и предметных результатов обучения детей с интеллектуальными нарушениями может указывать как на потенциальные возможности развития (с учетом выраженности интеллектуального нарушения), так и на эффективность обучения конкретного обучающегося.
В ходе аттестаций протоколируются две позиции:
- Знания, умения, которыми овладели обучающиеся в процессе усвоения программного материала (см. Протокол 1 (АООП, вариант1) и Протокол 2 (АООП, вариант2)).
В соответствии с АООП варианта 1 в ходе аттестации оцениваются предметные результаты по основным учебным предметам:
- русский язык, чтение, речевая практика;
- математика;
- мир природы и человека и др.
По АООП варианта 2 в ходе текущей и промежуточной аттестации фиксируются в количественном и качественном выражении возможности и достижения обучающихся по основным учебным предметам:
- речь и альтернативная коммуникация, математические представления;
- окружающий природный мир, человек, домоводство, окружающий социальный мир;
- музыка и движение, изобразительная деятельность;
- адаптивная физкультура.
, Задания в аттестациях подобраны на основе программного материала учебных предметов в соответствии с вариантом АООП и учебным планом, а также с учетом усвоенных в ходе текущих уроков способов умственных или практических действий. Задания предполагают устные и письменные ответы, а также определенные движения (например, при выполнении музыкальных заданий, по физической культуре) или практические действия (в изобразительном искусстве, по ручному труду).
Исходя из учебного плана, по каждому изучаемому учебному предмету предлагается 1-2 задания (см. Приложения 3-4). Все задания оцениваются как качественно, так и количественно.
Качественная оценка осуществляется по следующим критериям:
- принятие и понимание условий задания, начало действия (узнает объект, не всегда узнает объект, не узнает объект);
- способы выполнения задания (самостоятельно, с незначительной (частичной) помощью учителя: по инструкции (вербальной или невербальной), по образцу/с значительной помощью (совместными действиями);
- степень самостоятельности при выполнении задания: с незначительной (частичной) помощью учителя: по инструкции (вербальной или невербальной), по образцу/со значительной помощью (совместными действиями).
Во избежание формального подхода к оцениванию предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) качество усвоенных знаний соотносится с балльной оценкой.
Количественная оценка качества выполнения каждого задания имеет выражение от 1 до 4 баллов:
- если обучающийся принял, понял условие задания и выполнил его самостоятельно, то результат выполнения оценивается 4 баллами;
- если обучающемуся потребовалась частичная помощь учителя (в виде образца показа действия или примера решения), после которой он выполнил задание самостоятельно, то результат выполнения оценивается 3 баллами;
- если обучающийся не понял условия задания, но при этом приступил к его выполнению, если ему была оказана значительная помощь в разъяснении условия задания и способа его выполнения, то результат оценивается 2 баллами;
- если обучающийся не понял условия задания, не приступил к его выполнению после оказания помощи учителем, то результат оценивается 1 баллом.
Аттестационную оценку (I) вычисляют по следующей формуле:
I = S/M * 100%, где S – сумма набранных обучающимся баллов за выполнение всех заданий аттестации; M – максимальное возможное количественное выражение оценки в баллах по всем предложенным заданиям.
Пример:
Оценивание достижений обучающегося 2 класса по АООП варианта 1 проводится по следующим учебным предметам: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, изобразительная деятельность, физическая культура и ручной труд, т.е. по 9 предметам, в которых всего 15 заданий, в этом случае число М составляет 60 баллов (15*4=60).
Если обучающийся выполнил 4 задания на 3 балла, остальные 11 заданий на 2 балла, то его суммарная оценка S составит 34 балла (12+22=34). Соответственно I (итоговая оценка) составит: (34/60*100%=56,7%).
На основе процедуры оценивания определяют вариант объема достижений (результатов и возможностей) обучающихся по АООП варианта 1 в соответствии с уровнями овладения программным материалом: достаточным и минимальным.
Оценивание объема возможностей развития обучающихся по АООП варианта 2 (СИПР) соотносится с качественной интерпретацией наблюдаемых действий при выполнении заданий текущей и промежуточной аттестации (см. Приложение 1, фрагмент СИПР).
Количественная оценка распределяется следующим образом (см. табл.2).
Таблица 2
Количественная интерпретация уровня самостоятельности
при овладении действиями
Уровень самостоятельности при выполнении действий | Обозначение | Баллы |
«выполняет действие со значительной физической помощью» | ФЗ | 1 балл |
«выполняет действие с частичной физической помощью» | ФЧ | 2 балла |
«выполняет действие по подражанию» | П | 2 балла |
«выполняет действие по инструкции» | И | 3 балла |
«выполняет действие по алгоритму» | А | 3 балла |
«выполняет действие по образцу» | О | 3 балла |
«выполняет действие самостоятельно без помощи и опоры на внешние средства» | С | 4 балла |
Используется формула подсчета возможностей развития обучающегося по СИПР с качественной интерпретацией результата оценивания.
Пример: Если обучающийся по СИПР во 2 классе выполнил все 15 заданий самостоятельно, на 4 балла, то расчет по формуле будет следующим:
I = (4*15)/60*100%=100%
На основе процедуры оценивания выявляют динамику возможностей развития обучающихся по АООП варианта 2 (СИПР) в соответствии с уровнями сформированности жизненных компетенций с учетом объема самостоятельности при выполнении конкретных действий.
Результаты оценивания объема знаний, умений и навыков в контексте контроля динамики планируемых результатов обучения фиксируются в Протоколах 1 и 2 (текущей или промежуточной аттестации).
Протокол 1
Протокол оценивания предметных достижений
(знания и умения) обучающегося
(текущей или промежуточной аттестаций по АООП вариант1)
Класс ______________
Ф.И. обучающегося _____________________________________
№ | Количественная и качественная оценка | ||||
№ задания | Обучающийся принял, понял условие
задания и выполнил самостоятельно |
Обучающийся не понял условия задания, ему потребовалась помощь учителя, выполнил задание самостоятельно после оказания помощи | Обучающийся не понял условия задания,
но при этом приступил к его выполнению после оказания значительной физической помощи |
Обучающийся не понял условия задания,
не приступил к его выполнению |
Наблюдение за поведением обучающегося в ходе аттестации |
4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
…. | |||||
ИТОГО баллов | |||||
Общая сумма баллов | |||||
ИТОГО, % | |||||
Итоговое оценивание | достаточный уровень | ||||
минимальный уровень |
Протокол 2
Протокол оценивания объема жизненных компетенций обучающегося
(текущей или промежуточной аттестаций по АООП вариант 2)
Класс ______________
Ф.И. обучающегося _____________________________________
№ | Количественная и качественная оценка | ||||
№ задания | Обучающийся принял, понял условие
задания и выполнил его самостоятельно, «выполняет действие самостоятельно без помощи и опоры на внешние средства» |
Обучающийся не понял условие задания и ему потребовалась помощь учителя («выполняет действие по инструкции», «выполняет действие по алгоритму», «выполняет действие по образцу»), после
которой он справился с заданием самостоятельно |
Обучающийся не понял условия задания,
но при этом приступил к его выполнению после оказания частичной физической помощи |
Обучающийся не понял условия задания,
не приступил к его выполнению, применялась значительная помощь взрослого |
Наблюдение за поведением обучающегося в ходе аттестации |
4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
…... | |||||
ИТОГО, баллы | |||||
Общая сумма баллов | |||||
ИТОГО, % | |||||
Оценивание (отметьте галочкой): | жизненные компетенции сформированы | ||||
жизненные компетенции сформированы частично | |||||
жизненные компетенции сформированы недостаточно | |||||
жизненные компетенции не сформированы |
2) Согласно ФГОС (IV раздел, 2014 г.) личностные результаты «…включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию». Исходя из этого положения, для целей аттестации были определены следующие личностные результаты - достижения:
- самостоятельность в обучении;
- социальное поведение;
- позиция ученика;
- самооценка;
- умения и навыки взаимодействия (продуктивного сотрудничества, общения и коммуникации) с учителем, со сверстниками в классе;
- проявление эмпатии (сопереживания) (см. Протокол 3).
Качественно-количественная оценка личностного результата (см. выше) осуществляется по следующим критериям:
- сформировано (4 балла),
- сформировано частично, доступно под контролем взрослого (3 балла),
- не сформировано, но доступно в совместной деятельности с взрослым (2 балла),
- не сформировано, не доступно (неадекватно) (1 балл).
Оценивание объема личностных результатов (I) вычисляют по следующей формуле:
I = S /M * 100%, где S – сумма набранных обучающимся баллов; M – максимальное возможное количественное выражение оценки в баллах по всем позициям (по 6 позициям, т.е. 6*4=24).
Пример:
Если из 6 личностных достижений обучающегося 2 оцениваются на 4 балла и 4 на 3 балла, то суммарная оценка S составит (4*2+3*4=20). Соответственно I (итоговая оценка) составит: (20/24*100=83,3%).
Протокол 3
Протокол
промежуточного контроля личностных достижений обучающегося
Имя, фамилия обучающегося ______________
Возраст______________________________
Класс (обвести нужную цифру) 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вариант АООП (отметить галочкой) 1 2
№ | Показатели | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
Критерии | Сформировано | сформировано частично, доступно под контролем взрослого | не сформирована, но доступна в совместной деятельности | не сформирована, не доступно (не адекватно) | |
1 | Самостоятельность в обучении и в быту | полная | сформирована частично | преимущественно совместная деятельность со взрослым | не сформирована |
поставить баллы 4, или 3, или 2, или 1 | |||||
2. | Социальное поведение | адекватно ситуации | частично под контролем взрослого | только под контролем взрослого | Неадекватно ситуации (в том числе под контролем взрослого) |
поставить баллы 4, или 3, или 2, или 1 | |||||
3. | Позиция ученика | сформирована, понимает позицию ученика (отвечает на открытые вопросы, типа: Если ты ученик, почему? Если я учитель, почему? | сформирована частично: отвечает на закрытые вопросы, типа: Кто ученик? Я или ты:
Кто учитель: я или ты? |
не называет, но выбирает из группы знакомых людей (на фото): кто ученик, кто учитель | не отвечает на вопросы, не показывает, не выбирает |
поставить баллы 4, или 3, или 2, или 1 | |||||
4. | Самооценка | Средняя (адекватная): критичен к результатам своих действий (к деятельности)
правильно, неправильно |
завышенная: я почти всегда решаю правильно | не критичен: я всегда все делаю правильно | не может оценить результат и смысл собственных действий (результатов своей деятельности) |
поставить баллы 4, или 3, или 2, или 1 | |||||
5. | Умения и навыки взаимодействия (продуктивного сотрудничества, общения и коммуникации) с учителем, со сверстниками в классе | взаимодействует без затруднений как с взрослым, так и со сверстниками | испытывает трудности только в общении со сверстниками | испытывает трудности как в общении со сверстниками, так и со взрослыми | не вступает в контакт, в большинстве случаев проявляет агрессию, негативизм |
поставить баллы 4, или 3, или 2, или 1 | |||||
6. | Проявление эмпатии (сопереживания) | адекватно ситуации в взаимоотношениях со сверстниками | проявляет эмпатию по отношению к взрослому (учителю) | проявляет только эмоциональное отношение к конкретной ситуации | не проявляет |
поставить баллы 4, или 3, или 2, или 1 | |||||
ИТОГО подсчитать количество баллов | |||||
Всего баллов: | |||||
Итого, % | |||||
Результат (выделите галочкой): | Высокий (19-24 балла) | ||||
Средний (13-18 балла) | |||||
Низкий (6-12 баллов) |