Структура занятия с семьей слепого ребенка
Занятия, которые проводятся с семьей слепого ребенка, имеют следующие структурные компоненты: организационный, диагностический, формирующий и поддерживающий.
Организационная часть содержательно разделена на два эпизода: в начале занятия она включает в себя обмен информацией о текущем состоянии ребенка, его новых умениях или проблемах, мать может поделиться своими переживаниями, задать волнующие ее вопросы. В конце занятия – происходит подведение итогов: определяются результаты проделанной на занятии работы, формулируются задания и планируется следующая встреча. Диагностическая часть состоит из наблюдений педагога за взаимодействием в паре «мать – ребенок», за самостоятельной деятельностью малыша. Наблюдение за взаимодействием в паре может вестись и в ходе режимных процессов. В этой части занятия производится видеосъёмка общения матери и ребенка без игрушки и с игрушкой (продолжительность съёмки варьируется от 3 до 15 минут). Тифлопедагог анализирует наряду с поведением ребенка в ситуациях общении и действий с предметами коммуникативные и транслирующие действия матери. Собранная специалистом информация о психическом развитии ребенка и умениях матери позволяет определить «зону ближайшего развития» малыша, сформулировать цель занятия, поставить задачи обучения матери, подобрать необходимые для ребенка игры и предметы.
Формирующая часть занятия представляет собой практическую работу с парой: формирование у матери необходимых коммуникативных действий, которые создают условия для развития у ребенка той формы общения, соответствующей его потребностям и возможностям. Другим направлением практической работы тифлопедагога является формирование у матери умений, обеспечивающих развитие у ребенка действий с предметами.
Поддерживающая часть предназначена для создания доверительной атмосферы, эмоциональной и информационной поддержки матери и других членов семьи, предоставление им возможности поделиться с тифлопедагогом проблемами и переживаниями.