Уровни социальной и личностной активности обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями

 

Стартовые возможности обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями быть включенными в социальные отношения различны. Степень овладения ими жизненными компетенциями, практическими умениями и навыками, позволяющими им быть независимыми в повседневной жизни определяется с одной стороны, индивидуальными особенностями личности, а с другой, предоставленными условиями к самореализации имеющихся способностей.

Одной из характерных особенностей лиц с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития является стертость возрастных границ (Бгажнокова И.М., Исаева Т.Н., Забрамная С.Д., Царев А.М.). Им трудно из своего внутреннего мира дать "конструктивное" направление своей деятельности, мыслям и чувствам в силу пониженного интеллекта и\или психологической дисгармоничности личности. В то же время, они стремятся к самореализации и часто полны сил и желания включиться в социальную жизнь на доступном для них уровне. Если эти естественные желания не встречают достойного приема, оставаясь предоставленными самим себе, то ранее сложившиеся конструктивные способы социальной адаптации подвергаются распаду.

Их состояние усугубляется разнообразными нарушениями эмоционально-волевой сферы, системными двигательными и сенсорными нарушениями, врожденными и приобретенными соматоневрологическими заболеваниями.

Уровень образовательных достижений, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития не одинаков.

Умеренная умственная отсталость

В своей познавательной деятельности обучающие этой группы опираются на действия по образцу и подражанию. Перенос усвоенных способов действий возможен только, если они многократно повторены, отработаны в практических учебных ситуациях, а в некоторых случаях на первых этапах их применения контролируются и сопровождаются извне. Доступно сравнение выполняемых действий с образцом, и в случае ошибки ими исправляются. Усвоенный алгоритм действий и операций может быть стабилен, объем привнесение нового должен быть небольшим, логически выстроенным и закреплен в упражнениях по их применению в реальных ситуациях. Это дает им возможность ориентироваться в близлежащем окружении: знать маршрут до пункта назначения и возвратиться самостоятельно к месту проживания, пользоваться транспортом при необходимости, совершать покупку в магазине и др.

Большинство обучающихся с умеренной умственной отсталостью овладевают письмом, чтением, счетом в пределах требований специальной образовательной программы. Им доступно чтение и понимание небольшого текста, преимущественно без сложных предложных и грамматических конструкций. В зависимости от состояния собственной речи эта группа лиц владеет либо глобальным чтением и письмом, либо ограниченно использует аналитико-синтетический способ. В редких случаях чтение становится осознанной деятельностью. Письмом пользуются при необходимости: расписаться, написать простой деловой текст.

Счетные операции без перехода через разряд. Денежные операции доступны, но только в пределах целых рублей. Подлинным достоинством денег не владеют. Им трудно совместить в одну ситуацию: процедуру покупки товара, денежный расчет за него, коммуникацию с работниками магазина. Они теряются, становятся беспомощными.

Поддерживают ситуативный контакт с другим человеком, в ряде случаев идут на контакт самостоятельно и проявляют интерес к взаимодействию. Незнакомых людей сторонятся. Эмоционально чувствительны к восприятию себя со стороны партнера по общению.

Часто обнаруживаются трудности в формулировании речевого высказывания, которые в большинстве случаев стереотипны. Имеющийся словарный запас употребляется не полном объеме. Для понимания обращенной речи им необходимо усиление дополнительными средствами: действием, жестом, символическим изображением. Общий запас сведений не выходит за пределы близлежащего окружения. Все, что не связано с повседневной жизнью и не актуализируется каждодневно, забывается.

Собственная речь может быть на уровне отдельных слов, простой аграмматичной фразы. Нарушение фонетико-фонематической стороны речи, звукопроизношения сохраняется на протяжении все жизни.

Автономность достигается сформированностью навыков гигиенических и самообслуживания: пользование туалетом, прием пищи, одевание, раздевание. Наибольшую сложность представляет шнуровка, завязывание шнурков и застегивание пуговиц. Слабость ручной моторики, недостаточность дифференцированных движений тонкой моторики сказывается на точности выполняемых действий, влияет на темп.

В быту сохраняется зависимость от сопровождения. В овладении бытовыми навыками такими как: уход за помещением, накрывание на стол, уборка и мытье посуды, они менее успешны. Здесь требуется больше комбинированных и синхронизированных движений обеих рук, внимания и концентрации, переключений с одного действия на другое. Эти трудности не преодолеваются с возрастом, и нуждаются в постоянном совершенствовании.

Овладение трудовыми навыками данной группой лиц также определяется состоянием двигательной сферы, но во многом зависят и от созданных условий в образовательной организации. Большинство из них могут овладеть несложными трудовыми операциями, чаще всего это ручной труд. Запомнить последовательность технологических шагов при изготовлении того или иного изделия и ее воспроизвести могут не все.  Для этого требуется длительная подготовка. Мотивационный выбор на социально значимый труд не сформирован. Среди значимых причин, вызывающих потребность трудиться, выделяются позиции: не быть дома, встретиться со знакомыми и друзьями. Такая позиция как "работа - источник дохода" ими не выделяется.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью остаются зависимыми от окружения, особенно от значимых взрослых, и испытывают внутренние барьеры личностного характера. Им крайне сложно дифференцировать свои собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Субъективность в оценке собственных возможностей, невозможность принять на себя социальные роли и следовать им в возникающих отношениях свидетельствует о личностной незрелости, и выдвигает необходимость систематической последовательной коррекционной психолого-педагогической работы.

Тяжелая, глубокая умственная отсталость

Большая часть обучающихся этой группы наряду с умственной отсталостью имеет нарушения в двигательной, эмоционально-волевой сферах, поведении, а в некоторых случаях отягощено сенсорными дефицитами. Совокупность нарушений и определяет возможности к социализации.

Познавательные возможности остаются на уровне отдельных операций или предметных действий. Основным способом усвоения нового являются лишь совместные действия с взрослым. При выполнении заданий помощь извне принимают не всегда. Не способны к переносу показанного способа действий на аналогичное задание, не различают функционального назначения многих предметов. Отмечается слабый интерес к новому. Привлечь их внимание удается на непродолжительное время. Формирование навыка самоконтроля затруднено.

В знакомой обстановке ориентируются (дом, школа, класс), и наоборот теряются в незнакомой, долго привыкают. Самостоятельно не ориентируются в городе, поселке, где проживают. Пользоваться инфраструктурой общественных мест могут только с помощью сопровождающих их лиц. Не всегда могут понять смысл ситуации, в которой находятся, выпадают из нее, пугаются, обособляются.

Письмом, чтением, счетом не овладевают, но выделяют предмет из ряда других, могут соотнести его с другими предметами по тем или иным характеристикам.

В общении пассивны, неинициативны, ответная реакция замедленна. Отмечают людей хорошо им знакомых, эмоционально реагируют, и мотивированы на общение с ними.

Обращенную к ним речь понимают только в связи с конкретной ситуацией. Собственная речь находится в диапазоне от полного ее отсутствия до звукокомплексов, звукоподражаний, отдельных слов. Альтернативная коммуникация становится основным средством общения. Словарный запас ограничен бытовыми ситуациями, в которых живет человек, и с чем он имеет дело ежедневно.

Гигиенически навыки и самообслуживания сформированы не в полном объеме. Их выполнение требует напоминание со стороны сопровождающих, контроля, в некоторых случаях должна быть оказана помощь и уход.

Доступны лишь некоторые бытовые операции. Их выполнение возможно только в сопровождении. Если побуждения извне не поступает, то действие дальше не выполняется. Такая же ситуация характерна и в организованной трудовой деятельности. Они способны выполнять только отдельные операции, преимущественного ручного труда. Им требуются частые паузы, отдых. В трудовые операции включаются пассивно, интерес крайне неустойчив. Психическая саморегуляция недоразвита и проявляется в ходе любой организованной деятельности.

Восприятие себя не имеет яркого выражения. На этапе взрослой жизни сохраняется зависимость от сопровождающих их людей. Дальнейшая социализация возможна только в специально созданных условиях.

Знание особенностей развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью позволяет дифференцированно выстраивать образовательного процесс и систему работы по социализации.