Перспективы развития системы профориентации обучающихся с умственной отсталостью
Основная цель профориентации в специальном образовании обучающихся с умственной отсталостью – содействие школьникам в выборе профессиональных ориентиров с учетом их индивидуальных психофизических возможностей, способностей и предпочтений, а также с учетом потребностей современного рынка труда.
Актуальными задачами современной профориентационной практики являются:
- формирование мотивации, интереса к профессиональной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью;
- подбор актуальных и доступных профилей трудового обучения;
- методическое обеспечение профориентационной работы в системе специального образования обучающихся с умственной отсталостью;
- разработка эффективных диагностических процедур, учитывающих психофизические особенности обучающихся с умственной отсталостью;
- выстраивание целенаправленной и систематической работы с семьей обучающегося для консолидации усилий по оказанию школьнику с умственной отсталостью помощи в профессиональном самоопределении;
- организация профессионально-трудовой подготовки лиц с умственной отсталостью, обучающихся в условиях инклюзивного образования.
Профориентационная работа с обучающимися с умственной отсталостью базируется на ряде принципов.
Принцип систематичности и преемственности. Реализация этого принципа предполагает проведение профориентационной работы непрерывно, в определенной системе с 1-го по последний год обучения, при этом особое внимание уделяется работе с учащимися выпускных классов.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Данный принцип предполагает обязательный учет в профориентационной работе интересов, ценностных ориентаций личности, жизненных планов, академической успеваемости учащихся, а также их психофизических особенностей.
Принцип сознательности и активности в выборе профессионального пути. Данный принцип реализуется через организацию практической деятельности обучающихся, которая позволяет формировать целый ряд необходимых базовых жизненных компетенций. Так, включенность обучающихся с умственной отсталостью в практическую работу позволяет уделять особое внимание формированию способности адекватно оценивать свои интересы, потребности, увлечения и возможности.
Принцип оптимального сочетания различных форм и методов профориентационной работы. При планировании и организации профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью и их семьями подбирается эффективное сочетание разных форм профориентационной работы в зависимости от ее цели, задач, содержания и планируемых результатов. Подбор как традиционных, так и инновационных форм и методов работы с обучающимися должен осуществляться с учетом их индивидуальных психофизических и возрастных особенностей.
Принцип практикоориентированности. Данный принцип опирается на убеждение, что только в непосредственной практической деятельности возможно по-настоящему определиться с выбором того или иного профессионального пути. Для успешного формирования профориентационных компетенций школьников с умственной отсталостью образовательная организация должна не только использовать свои внутренние ресурсы, но и, расширяя границы, создавать и поддерживать развернутую систему сетевого взаимодействия с различными образовательными организациями своего региона, в том числе и с организациями системы профессионального образования. При таком подходе создаются благоприятные условия для получения обучающимися с умственной отсталостью возможности пройти разнообразные профессиональные пробы.
Принцип взаимодействия всех субъектов профориентационной работы. Успешность работы во многом зависит от единства действий всех ее участников: самих обучающихся, их семей, школы, образовательных организаций системы профессионального обучения и др. Действия всех этих субъектов должны быть целенаправленными и взаимообусловленными.
Принцип связи профориентационной работы с жизнью. Работа школы направлена на то, чтобы обучающиеся были ознакомлены с современным рынком труда и учитывали его потребности при выборе будущей профессии. Выпускник должен обладать определенной гибкостью, которая требуется в сфере трудовой деятельности. Так, он должен не только выбрать будущую профессию, но и при необходимости суметь уточнить и скорректировать свои профессиональные планы (смена вида деятельности, места работы, совершенствование в профессии и т.п.).
Профориентационная деятельность в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях, осуществляющих работу по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, проводится в 4 этапа.
Первый этап – пропедевтический этап предпрофессиональной подготовки (1-4 классы).
Основные задачи этапа:
- формирование у обучающихся положительного отношения к труду, уважения к людям труда и трудовой деятельности, понимания роли труда для человека и общества;
- развитие интереса к миру профессий;
- диагностика первоначальных трудовых возможностей и склонностей.
Ознакомление с миром профессий на пропедевтическом этапе происходит посредством экскурсий, бесед, утренников, конкурсов рисунков, ролевых игр, встреч с интересными людьми, разнообразной коллективной творческой деятельности.
Обучающимся может быть предоставлена определенная свобода профессионального выбора: учащиеся самостоятельно или с дозированной помощью со стороны взрослых выбирают в системе дополнительного образования занятия в объединениях различной профильной направленности.
В конце пропедевтического этапа осуществляется психолого-педагогическая диагностика учебно-трудовых возможностей и личностных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (сформированность на доступном для обучающегося уровне навыков личной гигиены и самообслуживания; уровень сформированности коммуникативных компетенций; освоение обучающимся основных навыков поведения как в урочной, так и во внеурочной деятельности; особенности регулятивных функций; уровень сформированности самооценки и т.п.).
Подобные диагностические мероприятия, не имея прямой связи с будущим профессиональным образованием, в то же время ориентированы на выявление потенциальных возможностей для дальнейшего деятельностного и личностного роста обучающегося и могут дать важную информацию для выстраивания его профессиональной траектории.
Второй этап – этап начального трудового воспитания (5-7 классы).
Основные задачи этапа:
- формирование у обучающихся мотивации к трудовой деятельности, устойчивого интереса к труду, элементарных знаний и представлений о профессиях;
- формирование коммуникативных навыков, необходимых для межличностного общения в коллективной трудовой деятельности;
- психолого-педагогическое содействие в формировании у обучающихся с умственной отсталостью элементарных умений оценивать свои силы, возможности, способности, опираться на позитивные качества личности;
- психолого-педагогическая диагностика учебно-трудовых возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
Для развития интереса к занятиям профориентационной тематики на них используются разнообразные игровые технологии: первые профориентационные игры, ролевые игры, разнообразные конкурсы, соревнования, дидактические игры и т.п. Через погружение в игровую среду школьники с умственной отсталостью осваивают мир труда и профессий, могут лучше представить свое место в этом мире. С учащимися этой возрастной группы возможно использование словесных методов (рассказ, профориентационная беседа, объяснение и т.п.) в сочетании с наглядными средствами (видеоматериалами, мультимедийными учебными презентациями и т.п.). Все большее значение для обучающихся 5-7 классов в профориентации приобретает экскурсия, которая не только способствует расширению и уточнению знаний и представлений о рабочих профессиях, но и знакомит с организацией производства. В диагностических целях могут применяться тестирование, анкетирование, наблюдение.
Третий этап – этап общетрудовой подготовки (8-9 классы).
Основные задачи этапа:
- формирование мотивационной готовности к профессиональному образованию и трудовой деятельности;
- формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
- формирование знаний о системе профессионального образования, знакомство с условиями и основами трудоустройства, трудового права;
- развитие коммуникативных навыков, необходимых в профессиональной деятельности, формирование навыков и культуры делового общения;
- психолого-педагогическое сопровождение в составлении профессиональных планов с учетом индивидуальных предпочтений и реальных возможностей профессионального обучения по выбранному направлению (оценка адекватности профессиональных планов подростка в целом, их корректировка в случае необходимости).
Обучающиеся изучают доступные им профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда. В задачу профориентационных экскурсий входит профессиональное самоопределение школьников. Сохраняется установка на расширение представлений об актуальных профессиях. На данном этапе среди обучающихся проводится целенаправленная профориентационная работа, направленная на мониторинг индивидуального развития личности обучающегося.
При проведении профориентационной работы необходимо не просто знакомить школьников с миром профессий, но делать это с опорой на актуальную информацию о рынке труда своего региона, а также с учетом доступных востребованных профессий для будущих выпускников специальных (коррекционных) школ (обязательный учет медицинских показаний/противопоказаний к определенным видам профессионально-трудовой деятельности). На этом этапе важным направлением профориентационной работы становится проведение диагностических процедур с целью более глубокого изучения особенностей личностного развития старшеклассника с умственной отсталостью, выявления его профессиональных предпочтений, готовности к продолжению профессионального обучения в системе профессионального образования.
Основными диагностическими задачами являются: определение уровня актуального развития обучающегося; выявление уровня освоения АООП; определение сформированности учебного и коммуникативного поведения, степени социально-психологической адаптированности; уточнение его индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Четвертый этап – этап допрофессиональной подготовки (10-11-12 классы).
Основные задачи этапа:
- развитие личностной целеустремленности и мотивационной готовности к профессиональному образованию и трудовой деятельности;
- корректировка образовательных и профессиональных планов обучающихся;
- формирование трудового поведения, навыков делового общения, взаимодействия в коллективе процессе профессионально-трудовой деятельности.
В системе профориентационной работы специальной (коррекционной) общеобразовательной организации данный этап является завершающим и направлен на содействие старшеклассникам в выборе дальнейшего профессионального пути. В это время важное значение приобретают методы информирования, а также профориентационные консультации, проводимые специалистами школы как для обучающихся, так и их родителей (законных представителей).
Психолого-педагогическая работа по сопровождению выбора профессиональных ориентиров обучающимися с умственной отсталостью должна строиться с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей данной категории школьников, специфики современного рынка труда, а также исходя из конкретных социально-экономических условий региона, в котором проживают и обучаются школьники.
Эффективность профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью зависит от ряда психолого-педагогических условий: индивидуализации профориентационной работы, непрерывности и преемственности этого процесса, комплексности, а также взаимодействия образовательной организации и семьи обучающегося с умственной отсталостью в выборе профориентационных ориентиров.
Индивидуализация является одним из важнейших условий осуществления эффективной профориентационной работы. Современную специальную (коррекционную) общеобразовательную организацию отличает неоднородность контингента как по степени выраженности когнитивного нарушения, так и по наличию у обучающихся сопутствующих нарушений развития (сенсорных, двигательных, речевых и др.), по опыту обучения (часто негативному) в системе инклюзивного образования, по разной степени включенности родителей школьников в сотрудничество с образовательной организацией в вопросах социализации и профориентации подрастающего поколения. Индивидуализация предполагает выстраивание индивидуальной профессиональной траектории для каждого обучающегося с умственной отсталостью с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей, наклонностей, интересов. Такой подход требует тщательной диагностики, подбора оптимальных трудовых профилей, помощи в выборе ближайших ориентиров, в построении профессионального плана и т.д.
В зависимости от индивидуальных возможностей помощь обучающемуся с умственной отсталостью в выборе профессиональных ориентиров может решаться на разных уровнях сложности, а именно:
- выбор ориентиров вместо обучающегося;
- выбор ориентиров совместно с обучающимся;
- формирование у обучающегося готовности к самостоятельному выбору ориентиров построения собственной профессиональной траектории.
Непрерывность и преемственность профориентационной работы. Современная система профориентационной работы рассматривается как непрерывный процесс, осуществляемый на всех возрастных этапах. Важным условием эффективной работы с обучающимися с умственной отсталостью является преемственность профориентации и профессионально-трудового обучения на разных ступенях образования: дошкольное – школьное – начальное профессиональное. В связи с этим необходимо выстраивание оптимальных векторов при организации сетевого взаимодействия между организациями.
Комплексность. Организация помощи обучающимся с умственной отсталостью в выборе профессиональных ориентиров предполагает, что в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории принимают участие специалисты различных профилей (классный руководитель, учителя профильного труда, социальный педагог, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, тьютор и др.) при обязательном сотрудничестве с семьями школьников.
Междисциплинарная команда специалистов осуществляет:
- диагностику актуальных учебно-трудовых возможностей обучающегося, определяет степень нарушения функций, влияние нарушенных функций на возможность освоения той или иной профессии и на потенциальное трудоустройство по ней;
- построение индивидуальной профессиональной траектории (при участии родителей обучающегося или лиц, их замещающих) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающегося, в соответствии с его интересами и склонностями, а также потребностями современного рынка труда;
- создание адаптивной коррекционно-развивающей среды, способствующей формированию у обучающегося с умственной отсталостью готовности к выбору профессиональных ориентиров, формированию мотивации к реализации своего трудового и личностного потенциала, к освоению профессионально-трудовых умений и навыков.
При организации профориентационной работы важно максимально полно использовать потенциал каждой учебной дисциплины всех предметных областей, которые осваиваются школьниками с умственной отсталостью с первого по последний год обучения. Действия всего педагогического коллектива должны быть консолидированы, для этого полезным представляется проектирование программы профориентационной работы образовательной организации, охватывающей все этапы: пропедевтический этап, этап начального трудового воспитания, этап общетрудовой подготовки, этап допрофессиональной подготовки.
Рекомендуется использовать в профориентационной работе внеурочную деятельность, которая, будучи менее регламентированной по сравнению с учебным процессом, позволяет применять разнообразные творческие, нестандартные приемы профориентационной работы, требующие как большей свободы, так и большего времени для их проведения: например, непосредственное участие в мастер-классах, где школьникам предоставляется возможность попробовать себя в той или иной профессии; конкурсы, профессиональные соревнования и т.п. Полезным представляется использование опыта разных регионов РФ, в которых специальные (коррекционные) школы в рамках внеурочной деятельности посредством сетевого взаимодействия организуют профориентационную работу совместно с учреждениями начального профессионального образования. Такая совместная работа дает возможность будущим выпускникам подобрать наиболее подходящие и интересные для них виды профессионально-трудовой деятельности (в том числе посредством профессиональных проб, которые проводятся при посещении училищ и колледжей), выбрать учреждение, в котором они планируют получить дальнейшее профессиональное образование.
Взаимодействие образовательной организации и семьи обучающегося с умственной отсталостью в выборе профориентационных ориентиров. Образовательной организацией должно проводиться обязательное консультирование семьи ребенка с умственной отсталостью в вопросах построения его профессиональной траектории. Такие консультации могут быть как плановыми, так и по запросу родителей (законных представителей) обучающегося. Организуется целенаправленная работа по информированию семьи обучающегося в правовых аспектах (право на получение профессионального образования, право на трудоустройство, право на создание особых образовательных условий в процессе профессионально-трудового обучения и т.п.) и осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей с целью предотвращения формирования у них завышенных требований и ожиданий по отношению к детям, формирования адекватной оценки потенциальных возможностей их детей при дальнейшем профессиональном обучении и трудоустройстве. Семьям обучающихся с умственной отсталостью даются рекомендации об эффективных способах помощи родителей их детям в выборе основных ориентиров и выстраивании профессиональных планов. Одновременно осуществляется согласование ключевых позиций семьи и школы по вопросам профориентации обучающихся.
Важным условием проведения эффективной профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью является организация диагностических профориентационных мероприятий, разработанных с учетом психофизиологических особенностей данной категории обучающихся с ОВЗ. Программа профориентационной работы специальной (коррекционной) школы должна включать в себя обязательное динамическое наблюдение за формированием у обучающегося личностных и характерологических черт, значимых для выбора профориентационных ориентиров. Именно динамическое наблюдение является приоритетным методом диагностики при работе с обучающимися с умственной отсталостью. Ниже можно ознакомиться с примерной картой динамического наблюдения личностного и предпрофессионального развития обучающегося с умственной отсталостью.
Примерная карта динамического наблюдения личностного и предпрофессионального развития обучающегося с умственной отсталостью
Фамилия, имя ________________________ Класс ______________
Показатели | Начало учебного года | Середина учебного года | Конец учебного года | Итог | |||
есть | нет | есть | нет | есть | нет | ||
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ | |||||||
Самостоятельность | |||||||
Аккуратность | |||||||
Использование помощи | |||||||
Ответственность | |||||||
Активность | |||||||
Способность к преодолению трудностей | |||||||
Самооценка:
· адекватная · завышенная · заниженная |
|||||||
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||
Ориентировка в задании | |||||||
Устойчивость мотивов деятельности | |||||||
Составление стандартного плана работы по пунктам | |||||||
Осуществление текущего самоконтроля | |||||||
Темп деятельности:
· нормальный · медленный · ускоренный · неравномерный |
|||||||
ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ | |||||||
Двигательное развитие соответствует возрасту | |||||||
Наличие нарушений тонкой моторики | |||||||
Нарушения координации движений | |||||||
Наличие вычурных, своеобразных движений | |||||||
Наличие тремора, гиперкинезов | |||||||
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ | |||||||
Умение общаться со сверстниками | |||||||
Умение общаться со взрослыми | |||||||
Способность подчиняться требованиям, соблюдать правила | |||||||
Проявления речевой / двигательной расторможенности | |||||||
Адекватность эмоциональных реакций | |||||||
Наличие аффективных вспышек, реакций агрессии (аутоагрессии) | |||||||
ВАРИАНТ АООП | |||||||
Вариант 1 | |||||||
Вариант 2 | |||||||
СИПР | |||||||
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АООП | |||||||
Освоение программ общеобразовательных дисциплин[1] | |||||||
Освоение программ дисциплин предметной области «Технология»:
· минимальный, · достаточный. |
|||||||
ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ | |||||||
Личные профессиональные интересы | |||||||
Соответствие профессиональных предпочтений реальным возможностям обучающегося | |||||||
Выбор профессии в соответствии с профилем трудового обучения в школе | |||||||
Выбор профессии под влиянием значимого взрослого (родителей, членов семьи, педагога и т.п.) | |||||||
Устойчивость профессионального выбора | |||||||
Осведомленность о профессиях рабочих и служащих | |||||||
Осведомленность о путях получения избранной профессии | |||||||
Интерес к различным профессиям, видам труда |
[1] Перечень общеобразовательных дисциплин конкретизируется специалистом, осуществляющим мониторинг.