ФГОС как отправная точка социализации и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью

 

Подписание Конвенции о правах инвалидов Российской Федерацией привело к кардинальной смене основных социальных ориентиров в общественном сознании, в системе образования: на смену социальному исключению лиц с ОВЗ (в том числе и лиц с умственной отсталостью) приходят идеи о важности их социальной интеграции. Как и любые новые социальные процессы, данный процесс долгий, часто встречающий на своем пути серьезные сложности. Одной из них являются проблемы, связанные с пересмотром и модернизацией системы профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью.

Данная категория обучающихся с ОВЗ зачастую до сих пор не получает должной помощи в выборе ориентиров профессионального развития. Многие образовательные организации осуществляют эту работу по формальному принципу: через формирование у школьников лишь базы знаний о профессиях. При этом можно наблюдать, что предлагаемые для ознакомления профессии уже «устарели», не соответствуют потребностям современного рынка труда, по освоенным в ходе профессионально-трудового обучения профессиям выпускники школ не могут получить рабочие места, т.к. являются неконкурентоспособными по сравнению с лицами без интеллектуальных нарушений из-за низкого темпа работы, необходимости их сопровождения в трудовой деятельности, трудностей профессиональной адаптации и коммуникации и т.п.

Еще одним ориентиром профориентационной работы со школьниками с умственной отсталостью стало принятие в 2014 году ФГОС. ФГОС – новый вектор в образовании, социализации и профориентации обучающихся данной категории. Являясь носителем основных концептуальных положений, ФГОС становится основой для смены парадигмы не только в системе обучения и воспитания, но и в профориентационной деятельности современной школы. Работать по ФГОС – значит уйти от прежней системы работы, где основную цель образования видели в передаче подрастающему поколению определенного багажа знаний, умений и навыков, к образованию, построенному на деятельностном, компетентностном, дифференцированном и системном подходах. Основной задачей образования по ФГОС становится социализация обучающихся с умственной отсталостью посредством достижения ими планируемых предметных и личностных результатов, среди которых особое значение приобретают жизненные компетенции. Профориентация, будучи составной частью социализации, предполагает смену ориентиров с простой передачи знаний о мире профессий на формирование у обучающихся с умственной отсталостью социальных (жизненных) компетенций.

Подобная смена ориентиров привела к серьезным изменениям в системе образования лиц с ОВЗ. В частности, произошел отказ от понятий «обучаемый» и «необучаемый», назрела необходимость в решении  вопросов, связанных с оказанием всесторонней помощи людям с умственной отсталостью, в том числе и с выраженными когнитивными расстройствами: их реабилитацией, профессиональной ориентацией, трудоустройством – их интеграцией в общество.

Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для данной категории обучающихся должна быть предусмотрена «возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих»[1].

В ПрАООП указано, что дисциплина «Профильный труд» способствует развитию мотивационной сферы школьников, в процессе освоения программного материала у них формируются необходимые для верного выбора профессиональной траектории знания и умения. Преподавание данной учебной дисциплины должно осуществляться с обязательным учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, с опорой на медицинские сведения о состоянии здоровья школьников, а также с учетом выявленных личных предпочтений, интересов, склонностей.

Как одну из важных задач учебного предмета авторы ПрАООП видят «ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки»[2].

В действующей системе профориентационной работы в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях центральным звеном профориентационной работы выступает предметная область «Технология». Распределение по разным трудовым профилям осуществляется в 5-м классе, когда обучающийся, тем более школьник с умственной отсталостью, еще не готов к осознанному выбору профессиональных ориентиров. В связи с этим виды профессионального труда отбираются без учета мнения обучающегося.  Оценка готовности школьника к той или иной трудовой деятельности осуществляется посредством педагогической диагностики сформированности у него трудовых навыков, личностных особенностей, а также медицинских показателей. Дальнейшая профориентационная работа сводится к формированию у учащихся определенного багажа знаний по соответствующему профилю, а также ознакомлению школьников с рядом рабочих профессий. Такой подход лишает обучающихся помощи в личностном и профессиональном самоопределении. Часто результатом такой работы является глубокая неудовлетворенность той профессией, которую обучающийся осваивал с 5 по 9 (10-11-12) год обучения, нежелание или невозможность продолжать профессиональное обучение по данному пути, трудности с трудоустройством и т.п.

В ПрАООП включен раздел «Предприятия, организации, учреждения», в ходе изучения которого обучающиеся с умственной отсталостью знакомятся с профессиями рабочих и служащих. Ряд разделов курса «Основы социальной жизни» способствует развитию у обучающихся интереса и склонностей к отдельным видам трудовой деятельности (например, раздел «Питание» - кулинарное дело , «Одежда и обувь» - швейное и сапожное дело, «Жилище» - обслуживающий труд и др.).

Программа внеурочной деятельности предоставляет дополнительные возможности для развития устойчивого интереса к профессионально-трудовой деятельности посредством использования разнообразных практикоориентированных технологий, нетрадиционных форм работы (в том числе с приглашенными специалистами), создания благоприятных условий для профессионального самоопределения обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде.

[1] Пункт 1.6 раздела I Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

[2] Раздел 2 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).