В Екатеринбурге 22 октября 2020 года прошла региональная научно-практическая конференция «Программы ранней помощи, как потенциал повышения качества жизни ребенка и семьи». Мероприятие проводилось в онлайн-формате.
Конференция была организована и проведена Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» и Государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс».
В Конференции приняли участие представители Министерства образования Свердловской области и ведущие эксперты по ранней помощи в области науки. Руководители и специалисты служб ранней помощи Свердловской области поделились опытом организации служб и освоения инновационных технологий ранней помощи.
От ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» выступила Ю.А.Разенкова, д.п.н., заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи. В рамках доклада «Научные подходы, обеспечивающие развитие отечественной практики ранней помощи» ею были представлены положения подхода к оказанию ранней помощи семьям и детям с нарушениями слуха» (Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко); «3П реабилитации» – подхода к оказанию помощи детям после операции по кохлеарной имплантации (О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова, А.И.Сатаева); эмоционально-смыслового подхода к оказанию помощи семьям с детьми с РДА (О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг); подхода к предупреждению и коррекции нарушений взаимодействия в паре «мать – ребенок раннего возраста с ОВЗ» (Ю.А.Разенкова), основные положения которого были ею раскрыты более подробно.
Дальнейшее раскрытие идей этого подхода нашло отражение в двух других докладах сотрудников лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «ИКП РАО».
Е.Б.Айвазян, к. психол. н., старший научный сотрудник, представила основной механизм влияния слепоты на психическое развитие ребенка с позиций культурно-исторического подхода к развитию психики человека. Было показано, что в отсутствии зрения обычный способ становления коммуникации между матерью и слепым младенцем не срабатывает. Это значительно усугубляет отставание в развитии слепого ребенка. В соответствии с этим формулируются цели психолого-педагогической работы – предупреждение и преодоление трудностей развития общения слепого младенца со взрослым.
Представленный доклад «Трансформация представлений о психолого-педагогической помощи слепому ребенку и его семье в свете идей Л.С. Выготского» был подготовлен совместно с Кудриной Т.П., к.п.н., старшим научным сотрудником.
Г.Ю.Одинокова, к.п.н., старший научный сотрудник, в докладе «Выявление и преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна» познакомила участников конференции с процедурой диагностики взаимодействия в парах «мать-ребенок». Она подробно рассказала о педагогической работе, направленной на изменение качества взаимодействия матери и ребенка с синдромом Дауна.
В общих и частных обращениях в чат участники конференции многократно благодарили научных сотрудников ИКП РАО за интересные доклады.