22-23 октября 2020 г. в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху саморегуляции». Она прошла в режиме онлайн и объединила более 200 участников – ведущих российских и зарубежных исследователей в области психологических механизмов саморегуляции человека. Организаторами конференции выступили Российская академия образования, Психологический институт РАО и Северо-Кавказский федеральный университет.

С приветственными словами к участникам конференции обратился доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Президент Российской академии образования, Президент Российского психологического общества Юрий Петрович Зинченко. Председатель программного комитета конференции отметил, что за время пандемии все увидели, что умение самоорганизовываться является одним из ключевых навыков в ситуации неопределенности и неизвестности: «Сфера образования и профессиональной подготовки приняли на себя удар резкого перехода на дистант. Это стало одним их сложнейших вызовов пандемии. Обучающиеся всех возрастов должны были научиться самостоятельно регулировать свою жизнедеятельность, эмоциональное и когнитивное развитие». В связи с этим он обозначил важность научных исследований в области саморегуляции: «Особую роль в этих условиях играет научная разработка проблемы развития личностных и регуляторных ресурсов обучающихся, их способности осознанно выдвигать цели, ставить и последовательно добиваться решения поставленных задач, быть при этом ответственными и самостоятельными». Юрий Петрович подчеркнул особое практическое значение феномена саморегуляции для сохранения психического здоровья и психологического благополучия каждого человека и общества в целом.

Программа конференции включала работу 3-х симпозиумов:

Симпозиум 1. Саморегуляция личности как метаресурс образования и саморазвития человека.

Симпозиум 2. Саморегуляция состояний и достижения целей в профессиональной сфере.

Симпозиум 3. Развитие саморегуляции и психическое здоровье.

Исследования Института коррекционной педагогики РАО в области личностных и регуляторных ресурсов развития детей с ограниченными возможностями здоровья представила Наталия Викторовна Бабкина – доктор психологических наук, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития. В своем докладе «Формирование саморегуляции у детей с задержкой психического развития средствами образования» она познакомила участников конференции с результатами лонгитюдного исследования формирования регуляторной сферы обучающихся с ЗПР в рамках дифференцированного психологического сопровождения на уровне начального общего образования; обозначила перспективные направления исследований в данной области. В ответах на вопросы участников конференции Наталия Викторовна подробно остановилась на необходимых психолого-педагогических условиях, способствующих активизации саморегуляции детей с ЗПР при вынужденной самоизоляции.

По итогам конференции опубликован сборник трудов, включающий статьи по материалам научных докладов.