Методические рекомендации, представленные в данном пособии, разработаны на основе многолетнего опыта психологической и педагогической работы по поддержке обучения учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в школе.  В пособии описаны основные направления и содержание коррекционной работы, необходимой для эффективного обучения школьников с РАС в основной школе и представлены методические рекомендации по реализации двух коррекционных курсов: «Развитие коммуникативного поведения», «Развитие познавательной деятельности». Целью пособия является оказание помощи педагогам и специалистам сопровождения в школе в разработке рабочих программ коррекционных курсов по поддержке освоения адаптированной образовательной программы. В пособии описаны типичные трудности, возникающие у обучающихся с РАС в школе, представлены рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы, направленной на их преодоление. В пособие изложены практические методы, методики и педагогические приемы, которые специалисты могут использовать в коррекционной работе с школьниками с РАС, приводятся примеры упражнений и заданий.

Методическое  пособие предназначено для широкого круга специалистов:

- для педагогов общеобразовательных школ, в которых воспитываются и обучаются дети с РАС,

- для учителей-дефектологов, логопедов, психологов, специализирующихся на оказании комплексной помощи школьникам и подросткам с расстройствами аутистического спектра;

- для студентов специалитета и магистратуры, обучающихся по специальностям «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Клиническая психология», «Психология развития».

Введение

 

Школьное обучение – необходимый и важный этап жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра. Ребенок становится школьником, у него появляется новый круг общения, новые права и обязанности, и, следовательно, новые возможности личностного, социального и познавательного развития, возможности получения новых умений и навыков. В школьном возрасте у ребенка, а затем и подростка происходит подготовка к дальнейшему профессиональному обучению и к собственной профессиональной деятельности. Но для того, чтобы эти возможности реализовались, прежде всего необходимо, чтобы организация обучения в школе соответствовала индивидуальным особенностям и способностям аутичного школьника. Это важно, как для достижения им предметных результатов, так для развития коммуникативного поведения.

Эти области неразрывно связаны между собой: даже хорошо читающий, считающий и пишущий ребенок с РАС не сможет использовать свои умения и навыки в образовательной среде, в которой он не чувствует себя безопасно. Слишком высокий уровень сенсорных раздражителей, непонятные для него правила и социальные нормы, невозможность приспособиться к быстро меняющейся обстановке – эти и другие сложности могут привести к усилению патологической аутистической защиты у учащегося с РАС и, следовательно, невозможности обучения в коллективе сверстников и получения новых знаний и умений. Для того, чтобы аутичный школьник мог адаптироваться в школе, необходимо постепенное и поэтапное усложнения образовательной среды и требований, предъявляемых к учащемуся, адаптация учебного процесса и организация поддержки освоения адаптированной образовательной программы. Важно помочь школьнику с РАС получить навыки, необходимые для вхождения в социальную группу одноклассников. И для этого педагогам необходимо правильно определять актуальные цели и задачи, учитывать реальные возможности и способности учащихся с РАС.