20 ноября в России отмечается День олигофренопедагогики. Несмотря на то, что эта дата отмечается в нашей стране сравнительно недавно, отечественная научно-педагогическая школа в сфере помощи людям с интеллектуальными нарушениями прошла долгий и интересный путь.
Олигофренопедагогика сформировалась на стыке медицины, психологии и педагогики и берет начало в XIX веке.
Само понятие «умственно отсталый ребенок» было введено в научно-педагогическую практику отечественными дефектологами после 1917 года под влиянием идей Л.С. Выготского и его психологической школы. Огромный вклад в разработку проблем изучения, образования и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями внесли Д.А. Азбукин, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Т.А. Власова, Ж.И. Шиф, А.А. Дмитриева, И.Г. Ерёменко и другие. Сегодня, согласно Федеральному закону от 08.08.2024 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» термин «умственная отсталость» заменен на «нарушения интеллекта».
Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития детей с интеллектуальными нарушениями, учитывая влияние, оказываемое на них обучением. Специалистами разрабатываются классификации, обеспечивающие возможности индивидуального и дифференцированного подхода к таким детям, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, система и структура специальных учреждений.
В Институте коррекционной педагогики действует лаборатория психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями. Сотрудники лаборатории разрабатывают и апробируют новейшие методы обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, опираясь на исследования и научные достижения выдающихся отечественных олигофренопедагогов. Лаборатория занимается созданием современного диагностического инструментария, методических комплектов для специалистов, учебных пособий, оказывает консультационную помощь и поддержку родителям особенных детей.
На сайте Института коррекционной педагогики представлены разработанные лабораторией материалы, которые могут быть полезны как специалистам, так и родителям.
В разделе ФРЦ «ОВЗ» опубликованы проекты рабочих программ по учебным предметам федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Материалы разработаны совместно с педагогами МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по АООП» (г. Сергиев Посад). Ознакомиться с программами можно по ссылке: https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/.
В разделе «Научно-методические разработки» представлены материалы, посвященные организации обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями: https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/.