Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения учёного, психолога, педагога, одного из основоположников развития специальной психологии и подготовки кадров в этой области науки Владимира Ивановича Лубовского.

Научные взгляды Владимира Ивановича сформировались во время обучения на отделении психологии Московского Государственного Университета им. Ломоносова (1946 – 1951 гг.). На четвертом курсе он начинает работать под руководством Александра Романовича Лурии и проявляет живой интерес к нейропсихологии. Его дипломная работа была посвящена вопросам нарушения восприятия последовательных комплексных раздражителей при нарушениях височной области и получила положительный отзыв известного учёного-физиолога Льва Николаевича Фёдорова.

По окончании университета В.И. Лубовский поступает в аспирантуру, где основными направлениями его научных исследований становятся проблемы словесной регуляции поведения детей с интеллектуальными нарушениями, разработка методики педагогической оценки сохранности слуховой функции и скорости темновой адаптации у детей с нарушениями зрения.

В 1953 году в НИИ Дефектологии АПН РСФСР начинается комплексное психолого-нейрофизиологическое изучение детей с нарушениями развития. Вклад в становление новой отрасли науки – специальной психологии вносят ученики А.Р. Лурии: В.И. Лубовский, А.И. Мещеряков, Е.Д. Хомская, Е.Н. Правдина (Винарская) под чутким руководством наставника.

Более 40 лет Владимир Иванович Лубовский проработает в НИИ Дефектологии. В течение ряда лет В.И. Лубовский будет руководителем государственной темы НИР «Проблемы диагностики и компенсации слабо выраженных отклонений в развитии детей». В этот период им закладываются основы современной специальной психологии. Он исследует общие и специфические особенности психического развития разных категорий детей с интеллектуальными, сенсорными и физическими нарушениями, разрабатывает общие положения организация обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и участвует в создании образовательных учреждений для новой группы детей – обучающихся с задержкой психического развития.

Большой вклад В.И. Лубовского принадлежит делу организации подготовки высококвалифицированных кадров в области специальной психологии. В 1997-1998 гг. он вместе со своими коллегами создает кафедру специальной психологии в Московском городском психолого-педагогическом институте (ныне МГППУ). А в начале 2000-х гг., осознавая необходимость создания новой учебной литературы для студентов, он в составе авторского коллектива издает учебник «Специальная психология».

В конце жизни в поле научного интереса Владимира Ивановича находятся проблемы инклюзивного образования и комплексная психологическая диагностика детей разных групп нарушенного развития.

Богатое научное наследие, которое Владимир Иванович Лубовский оставил после себя, является фундаментом современных исследований в области специального дефектологического образования.

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52