В Ярославле 23 марта 2022 г. проведена дискуссионная онлайн-площадка «Ранняя помощь: ресурсы и возможности психолого-педагогической поддержки ребенка и его семьи».
Организаторами мероприятия выступили: Департамент образования Ярославской области, ГОУ ЯО «Центр помощи детям», Региональный ресурсный центр «Развитие системы ранней помощи», ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университетим.К.Д. Ушинского».
В работе дискуссионной площадки приняли участие представители разных городов России: Архангельска, Костромы, Москвы, Пскова, Челябинска, Ярославля. В рамках международного участия на форуме выступили специалисты из Республики Беларусь и Казахстана.
Участниками дискуссионной площадки стали более 150 человек: специалисты органов управления образованием, дошкольных и общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также представители общественных организаций.
Обсуждался широкий спектр вопросов по актуальным проблемам оказания комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям. В выступлениях специалистов были представлены: концептуальные и методологические подходы к диагностике развития и ранней коррекционной помощи; исследования, связанные с изучением детей с ОВЗ и их семей; практический опыт психологического-педагогического сопровождения детей и их семей.
Институт коррекционной педагогики представляла Одинокова Галина Юрьевна, к.пед.н., старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи. Тема ее выступления была связана с изучением вариантов развития общения детей раннего возраста с синдромом Дауна во взаимодействии с матерями. Подробно были обсуждены данные, характеризующие поведенческие трудности ребенка во взаимодействии с матерью:
- отказ от общения с матерью, который сопровождается протестным поведением;
- агрессивные проявления, направленные на мать, на себя, на игрушки;
- способы переключения внимания матери, которые иногда бывают опасными. Например, ребенок, сидя на руках матери, резко откидывается назад;
- полевое поведение, увлечение окружающим сенсорным полем, когда взрослый не значим, а представляет собой часть этого поля;
- противоречивые послания, когда реплика ребенка одновременно содержит согласие и отрицание;
- стереотипии, когда ребенок застревает на монотонных, однотипных движениях или действиях с игрушкой.
Корреляционный анализ полученных данных показал, что эти проявления трудного поведения встречаются вместе с проблемами общения: ребенок редко или никогда не обращается к матери с просьбой, чаще не откликается и не отвечает на ее вопросы и предложения, у него мало средств общения. Анализ полученных данных указывает на ограниченную потребность в общении у ребенка и наблюдается при неблагоприятном варианте развития общения.
Работа дискуссионной площадки прошла в атмосфере общей заинтересованности и широко обсуждения представленных проблем.