Введение

Среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выделяется категория учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Самая обширная часть этой группы – дети и подростки с церебральным параличом (ДЦП). Кроме обучающихся, у которых моторные нарушения связаны с поражением головного или спинного мозга, есть дети с ограничениями в двигательной сфере ортопедического характера (дисплазии тазобедренных суставов, вальгусные деформации коленных суставов, плоско-вальгусные деформации стоп, врожденная косолапость, сколиотическая осанка и т.д.). Дети и подростки с НОДА демонстрируют совершенно разные варианты психофизического развития, в том числе с точки зрения близости к условной норме. Исходя из этого, очевидна актуальность создания дифференцированных специальных условий образования для этой категории обучающихся на всех уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным. Вопросы проектирования специальных условий обучения и воспитания для детей с двигательными нарушениями раннего и дошкольного возраста освещаются в работах О.Г. Приходько, Т.Н. Симоновой, И.Ю. Левченко, А.А. Гусейновой, для школьников с НОДА – в работах И.Ю. Левченко, О.В. Титовой, А.Я. Абкович и др.

Структура нарушений у детей с НОДА разнообразна и может включать в себя не только двигательные, но и психические, речевые, сенсорные нарушения, нарушения эмоционально-волевой сферы. Такое разнообразие сочетающихся нарушений, выраженных в разной степени и имеющих свои особенности проявления на разных возрастных этапах, приводит к тому, что у каждого обучающегося определяются уникальные образовательные потребности, на основе которых и должна выстраиваться система специальных образовательных условий на каждом уровне образования. В данном разделе методических рекомендаций представлены вариативные образовательные потребности обучающихся и воспитанников с НОДА на дошкольном, начальном и основном уровнях получения общего образования и описаны дифференцированные специальные условия для каждого из этого образовательных уровней.

Система специальных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей (ООП) детей и подростков с двигательными нарушениями включает условия, определяющие особенности организации комплексного психолого-педагогического сопровождения, пространственно-временной среды, специальные приемы обучения и воспитания и адаптацию системы оценивания образовательных достижений.