13‒14 февраля 2024 года в Ярославле на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского в очно-заочном формате проходила II Международная научная конференция «Современные векторы развития специального и инклюзивного образования». Организаторами конференции стали Министерство просвещения РФ и Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.
На пленарном заседании, состоявшемся 13 февраля, выступили ведущие специалисты в области коррекционной педагогики и специальной психологии с анализом современных тенденций развития специального и инклюзивного образования в сфере психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», к.пед.н. А.Я Абкович в представленном на пленарном заседании докладе рассказала о результатах исследования ИКП по проблеме оценки образовательных достижений обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования.
14 февраля работа конференции продолжилась в формате секционных заседаний.
В работе секции «Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» приняли участие сотрудники лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «ИКП». В докладах специалистов лаборатории были представлены результаты последних исследований в области ранней помощи ребенку с ОВЗ и/или инвалидностью и его семье. Старший научный сотрудник, к.пед.н. Т.П. Кудрина освятила проблему содержания работы тифлопедагога по предупреждению нарушений психического развития у слепых младенцев. Старший научный сотрудник, к.пед.н. Г.Ю. Одинокова в своем сообщении рассказала о реализации принципов ранней помощи в работе специалиста. Старший научный сотрудник, к.психол.н. Н.В. Романовский представил доклад «Сопоставление и анализ доказательной базы современных моделей ранней помощи: модель ESDM и модель DIRFloortime». Научный сотрудник А.В. Павлова и младший научный сотрудник Т.Ю. Корниенко рассказали об изучении жизненного пути семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, как содержательной основы психологического сопровождения». Младший научный сотрудник М.С. Кузнецова выступила с докладом «Проектирование практики ранней помощи: вызовы и возможные решения».
На секции «Коррекционно-развивающие практики в области работы с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «ИКП» Д.А. Сальникова рассказала об основных факторах, влияющих на формирование навыков сферы жизненной компетенции у детей с НОДА, которые были выявлены в ходе многочисленных исследований на базе ИКП совместно со школами-партнерами Института. Дарья Александровна представила промежуточные результаты лонгитюдного исследования по данной проблематике.
Участники конференции приняли активное участие в научной дискуссии, состоявшейся после выступлений спикеров. По результатам конференции будет подготовлен сборник статей.