19 сентября в Санкт-Петербурге начались мероприятия «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей». Данный проект реализуется при поддержке Минпросвещения России, Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО). Ранее аналогичные «Недели ИКП РАО» прошли в Республике Башкортостан, Тверской области и Хабаровском крае.
События первого дня Недели проходили на площадке АППО в очно-заочном режиме. Их участниками стали директора, методисты, преподаватели коррекционных и инклюзивных школ, методисты отделов образования, курирующие образование детей с ОВЗ, преподаватели АППО и других институтов развития образования Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской областей и других регионов Северо-Западного федерального округа, а также ряда субъектов из других федеральных округов Российской Федерации.
В своем приветственном слове заместитель председателя Комитета по образования Правительства Санкт-Петербурга Михаил Юрьевич Пучков отметил важность проводимого мероприятия, в центре которого – обсуждение равных возможностей для развития каждого ребенка. «Санкт-Петербург – это уникальный регион, обладающий огромным опытом по работе с особыми детьми, богатым научно-методическим наследием в этой сфере», - сказал он. Регион сохранил коррекционных школ и активно развивает систему и инклюзивного образования, а сотрудничество с ИКП РАО может дать хороший эффект для выработки рекомендаций, которые могут быть применены на практике и в других регионах страны, подчеркнул М.Ю. Пучков.
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ. Доктор философских наук, академик РАО, председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех» Олег Николаевич Смолин обратил внимание на особую значимость «Недели» и Института коррекционной педагогики РАО как эффективного канала и механизма коммуникаций между профессиональным сообществом и органами государственной власти. «Это мероприятие должно решать три задачи: получение достоверной информации для принятия правильных решений, доведение этой информации для органов государственной власти и интенсивный обмен теоретическими разработками и лучшими практиками, потому что мы хотим получить перенос положительного опыта на другие регионы Российской Федерации», сказал он. О.Н Смолин также проинформировал о вступлении в силу законодательных норм о втором профессиональном образовании для инвалидов, а также об изменении правил трудоустройства для этой категории граждан.
С видеообращением также выступил академик РАН, заместитель президента РАО Геннадий Григорьевич Онищенко, который выразил надежду на высокую результативность Недели, установление новых рабочих связей между ее участниками.
Выступая перед участниками мероприятия, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Михайловна Сачко отметила важность региональных выездов ИКП РАО в формате «Недели». Она сообщила о важных инициативах Минпросвещения России, касающихся расширения возможности получения образования лицами с ОВЗ (возможность проходить обследование и получать рекомендации не только детям, но и лицам старше 18 лет), внесения изменений в деятельность ППМС-центров, изменение статуса примерных образовательных программ на федеральный. Она также уделила особое внимание вопросам, связанным с определением и оказанием ранней помощи, разработкам ИКП РАО для проведения в школах «Уроков доброты» и «Разговоров о важном».
Председатель ВОРДИ Елена Юрьевна Клочко отметила высокую актуальность решения задачи полного охвата образованием детей с инвалидностью и выразила надежду на преодоление трудностей в кадровом обеспечении процесса обучения детей с ОВЗ, выразив надежду на то, что синхронизация деятельности всех участников процесса в союзе с ИКП РАО принесет положительные результаты в развитии коррекционного и инклюзивного обучения.
В свою очередь и.о. ректора АППО Андрей Сергеевич Богданцев рассказал, что в научно-исследовательской работе Академии большое место уделяется образованию детей с ОВЗ на всех стадиях обучения, а также взаимодействию с родительским сообществом. Он выразил надежду на то, что диалоги между профессионалами в ходе Недели ИКП РАО будут очень полезными для всех участников.
В своем приветственном слове директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева выразила благодарность всем организаторам мероприятия, подчеркнув историческую значимость события, а также нацеленность ИКП РАО на самое динамичное развитие совместно с партнерами. После чего она представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ОВЗ». Т.А. Соловьева сделала акцент на новые АООП и программы по адаптивной физической культуре.
Она также рассказала о разработанных в 2021 году сотрудниками института и авторами-партнерами учебниках, пригласив участников Недели к самому тесному сотрудничеству в разработке федеральных учебников и пособий.
В ходе выступления Т.А. Соловьева проинформировала о ключевых проектах, реализуемых институтом. В частности, она представила разработанные сотрудниками ИКП адаптивные конструкторы для коррекционной работы с дошкольниками с комплексными множественными нарушениями в развитии, для детей раннего и дошкольного возраста с ТМНР. Директор ИКП уделила внимание и проектам института в области исторического наследия, и новым формам презентации научных достижений (проект «Научные исследования в инфографике»), «персонализации» проблем в проекте ИКП-LIVE, проекту по финансовой грамотности и партнерству в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», проведении психолого-педагогических консилиумов (теле-дефектология). Она рассказала и о системе консультирования в институте (проектах «Родительские недели» и «Важные встречи», портале «Растим детей»), и о деятельности ИКП РАО по повышению квалификации, в том числе переподготовке «Коррекционная педагогика», обучении в магистратуре и аспирантуре, предложив АППО объединить усилия в этом направлении.
Затем работа перешла в формат научно-экспертной сессии. В ее начале зав. кафедрой специальной (коррекционной) педагогики АППО Н.Н. Яковлева рассказала о достижениях системы образования обучающихся с ОВЗ в Санкт-Петербурге, а Т.А. Соловьева выступила с информацией по вопросу общественного обсуждения предложений к плану-графику нормативных правовых актов Минпросвещения России, об изменении которых говорила Ю.М. Сачко.
После чего состоялся «круглый стол», на котором были рассмотрены актуальные вопросы образования школьников в условиях реализации обновленных ФГОС. В формате «открытой дискуссии» состоялся заинтересованный диалог по вопросам организации непрерывного образования и комплексной реабилитации детей с ОВЗ, с инвалидностью, выбора программ, ранней помощи и др., в ходе которого Т.А. Соловьева ответила на многочисленные вопросы участников сессии.
В первой половине дня руководитель центра развития инклюзивного образования РАО, ведущий научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Светлана Борисовна Лазуренко прочла также лекцию «Диагностика познавательного развития детей с ОВЗ — первый этап коррекционно-развивающего обучения».
Во второй половине дня руководители лабораторий ИКП РАО посетили ряд образовательных организаций Санкт-Петербурга, где провели ряд встреч с руководством, педагогическими сотрудниками, психологами. Работа была организована в формате дискуссионных площадок «Современная система образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в РФ»; «Современные тенденции в образовании детей с задержкой психического развития»; «Новаторские практики в образовании детей с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития», «Актуальные проблемы ранней помощи детям с ОВЗ, с инвалидностью».
20 сентября «Неделя ИКП РАО в Санкт-Петербурге «Детство равных возможностей» продолжит свою работу.