20–21 июня 2024 года в Москве проходит Международная научно-практическая конференция «Инклюзия XXI: теория и практика психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с особыми образовательными потребностями», организованная Российской академией образования и Институтом коррекционной педагогики.
Цель масштабного мероприятия – обобщение передового научно-практического опыта психолого-педагогического сопровождения семьи «особого ребенка», принципов инклюзии и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в Российской Федерации, разработка консолидированной научной позиции по вопросам совершенствования мер государственной медико-социальной поддержки института семьи, сохранения и укрепления национальных ценностей.
Конференция открылась публичной лекцией зав.кафедрой возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, д.психол.н., член-корр. РАО О.А. Карабановой на тему «Стратегия психологического сопровождения семьи с больным ребенком».
По окончании лекции состоялась церемония торжественного открытия конференции. С приветственным словом к участникам конференции обратились президент РАО, д.ист.н. О.Ю. Васильева, депутат Государственной думы РФ, д.филос.н., академик РАО, О.Н. Смолин, председатель Комитета Государственной думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Н.А. Останина.
Приветственный адрес организаторам и участникам масштабного мероприятия направила заместитель Председателя Государственной думы Федерального Собрания РФ А.Ю. Кузнецова. Анна Юрьевна особо отметила, что в настоящий момент государство совместно с РАО и ИКП осуществляет работу по решению вопросов, связанных с методическим оснащением педагогического процесса в стационарах, и различных проблем, встающих перед приемными семьями.
Заместитель Министра просвещения РФ, к.филос.н. Д.Е. Грибов в приветственном слове подчеркнул, что включение детей с ОВЗ и/или инвалидностью в единое образовательное пространство, а также обеспечение доступности и качества их образования независимо от места проживания, состояния здоровья, возраста и способностей является ключевой задачей министерства.
Член Совета Федерации Федерального собрания РФ, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка М.А. Львова-Белова, обращаясь к участникам конференции, рассказала о стратегической программе «Сопровождение через всю жизнь», которая создает бесшовную систему помощи детям с особыми образовательными потребностями и их семьям от момента сообщения диагноза ребенка до его профессионального обучения и сопровождаемого проживания, об открытии в регионах страны центров дневного пребывания для детей и подростков с инвалидностью, домов сопровождаемого проживания и о других значимых проектах в данной области.
Насыщенная программа первого дня работы конференции включала проведение пленарного заседания и тематических симпозиумов. Участники обсудили вопросы организации современных исследований в области психолого-педагогического сопровождения семьи лиц с ОВЗ и/или инвалидностью в рамках региональных исследовательских проектов, обменялись опытом и рассмотрели научно-практических аспекты образования детей с особыми образовательными потребностями и психолого-педагогического сопровождения воспитывающих их семей, а также наметили пути конструктивного взаимодействия с родительскими и общественными сообществами в модулях воспитательной работы в рамках адаптированных основных образовательных программ (АООП).
Активное участие в работе конференции принимали представители Института коррекционной педагогики.
Директор ИКП, д.пед.н., член-корр. РАО Т.А. Соловьева, гл.н.с. лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, д.пед.н., член-корр. РАО С.Б. Лазуренко совместно с директором ГБОУ «Школа №109», д.пед.н., академиком РАО Е.А. Ямбургом выступили модераторами пленарного заседания.
В рамках симпозиума «Ученые – семье особого ребенка» зав. лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ИКП, д.пед.н. Ю.А. Разенкова рассказала о результатах всероссийского опроса, касающихся содержания и структуры трудных ситуаций в жизни семьи ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью. Главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП, д.психол.н. О.С. Никольская в своем выступлении обозначила задачи психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с аутизмом.
В работе симпозиума «Дизайн в образовании детей с ОВЗ» приняли участие сотрудники лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП. Зав. лабораторией, д.т.н. А.В. Голубчикова в своем докладе «Потенциал дизайна в адаптации и реабилитации детей с ОВЗ» сделала обзор направлений, в которых применяются ресурсы дизайна для адаптации предметной среды под психофизиологические особенности и особые образовательные потребности людей с ОВЗ и инвалидностью. Особое внимание она уделила новому авторскому направлению «Реабилитационный дизайн», учитывающему специфические требования и оказывает положительное воздействие на реабилитационный потенциал ребенка с ОВЗ. Научный сотрудник лаборатории Е.А. Медведева в докладе «Научный подход к проектированию среды с развивающими сенсорными и функциональными характеристиками для детей с ТМНР» осветила результаты научного поиска и обобщения практического опыта подбора игровых средств с учетом состояния здоровья, двигательных возможностей, особенностей функционирования анализаторных систем и актуальных достижений психики детей. Старший научный сотрудник, к.психол.н. И.Н. Нурлыгаянов совместно с коллегами из Московского педагогического государственного университета – к.пед.н. Т.С. Никандровой и к.пед.н. Е.Н. Соломиной – представил доклад на тему «Профессиональные ориентации выпускников вуза по направлению специальное (дефектологическое) образование». В сообщении были раскрыты результаты эмпирического исследования проблем трудоустройства выпускников-магистров, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», приведен анализ мотивационного профиля, дана характеристика психолого-педагогических барьеров и структуры профессионально важных качеств, необходимых для гармоничного трудоустройства в сфере специального и инклюзивного образования, а также алгоритм эффективного профессионального становления студента в вузе.
По результатам состоявшейся в рамках симпозиума научной дискуссии представители Института коррекционной педагогики, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) и Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина договорились о совместной работе над книгой, в которой будет обобщен опыт разработки инклюзивного пространства и изделий для людей с ОВЗ и/или инвалидностью.
Особое внимание организаторы конференции уделили проблеме профессионального становления исследователей, начинающих свой путь в науке. К участию в мероприятии были приглашены члены Совета молодых ученых Института коррекционной педагогики. Как отметила С.Б. Лазуренко, молодым ученым крайне важно принимать участие в конференциях, предоставляющих возможность очного, непосредственного общения с коллегами, позволяющих выстроить профессиональный диалог, услышать рекомендации по проведению собственного исследования. «Такие мероприятия дают возможность услышать доклады смежных с дефектологией сфер, других областей науки и помогают найти для молодого исследователя тот путь, по которому он пойдет и будет первопроходцем», – подчеркнула Светлана Борисовна.
21 июня конференция продолжит свою работу в формате тематических симпозиумов, лекционных мероприятий, дебатов между учеными, специалистами и родителями, педагогических мастерских и др.