18 марта прошел первый день работы Недели Института коррекционной педагогики в Мурманской области. Работа проходила на базе ФГАО ВО «Мурманский арктический университет».
Программу мероприятий открыл научно-методический семинар «Поддержка молодых исследователей: формула научно-профессионального роста», модератором которого выступила Т.В. Кузьмичева, д. пед. н., директор Института педагогики и психологии ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет».
О роли наставничества в подготовке кадров высшей квалификации в области коррекционной педагогики и специальной психологии участникам рассказала д.пед.н., член-корреспондент РАО, директор ФГБНУ «ИКП» Т.А. Соловьева. Тему преемственности поколений в науке продолжила А.И. Беликова, заместитель директора Института коррекционной педагогики по общим вопросам, которая представила доклад «Научно-методическое и организационное сопровождение молодежи в ИКП: студенты, волонтеры, исследователи». С.Б. Лазуренко, д.пед.н., член-корреспондент РАО, руководитель центра развития инклюзивного образования РАО, ведущий научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП выступила с сообщением «Практика исследовательской деятельности в русле развития коррекционной педагогики и психологии». Современные требования к диссертационным исследованиям по педагогическим и психологическим наукам представила Н.В. Бабкина, д.психолог.н., заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП. Таким образом спикеры охватили широкий круг тем, посвященный включению нового поколения исследователей в науку и поддержки их инициатив.
Далее работу первого дня продолжило Пленарное заседание, в рамках которого прошло торжественное открытие Недели ИКП в Мурманской области. С приветственным словом к участникам обратились: Е.В. Дягилева, заместитель Губернатора Мурманской области, Д.Н. Кузнецова, Министр образования и науки Мурманской области, И.М. Шадрина, доктор педагогических наук, доцент, ректор ФГАОУ ВО «МАУ» и директор ИКП Т.А. Соловьева.
В рамках церемонии открытия было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Мурманской областью, Институтом коррекционной педагогики и Мурманским арктическим университетом. В рамках соглашения стороны будут оказывать друг другу информационную, научно-практическую и методическую поддержку в области организации специального образования, а также помогать в проведении исследований и просветительских мероприятий на региональном уровне.
На пленарном заседании были представлены доклады от представителей Института коррекционной педагогики и региональных организаций о ключевых направлениях развития специального образования на разных уровнях.
Т.А. Соловьева представила стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. В своем выступлении она рассказала последних научно-методических разработках ИКП, реализуемых проектах и организации сотрудничества между Институтом и региональными образовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы, а также зарубежными партнерами.
Министр образования и науки Мурманской области Д.Н. Кузнецова рассказала современном состоянии и перспективах развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в Мурманской области. Она отметила, что сегодня в регионе насчитывается более 12 000 детей с особыми образовательными потребностями, для которых функционирует 319 образовательных организаций. «В регионе сохранена сеть коррекционных школ», - подчеркнула Диана Николаевна.
Директор Института педагогики и психологии ФГАОУ ВО «МАУ» Т.В. Кузьмичева выступила с докладом «Роль университетского сообщества в развитии системы специального и инклюзивного образования региона». Татьяна Викторовна сделала особый акцент на том, что сегодня расширение партнерских отношений – одно из приоритетных направлений развития университета. В части развития системы специального и инклюзивного образования, в организации реализуется ФИП «Инновационная образовательная платформа «Психолого-педагогический конвергенор»». «Речь идет о трасформации традциионных подготовки кадров в конвергентную. В рамках проекта преподавателями создаютмся интегративные курсы для совместного изучения студентов разных профилей. Пока мы говорим об укрупненной группе подготовки «Педагогическое образование».» Таким образом будущие выпукники ориентированы на расширение их функционала.
О научно-методическом сопровождении специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья участникам рассказала Д.А. Карпова, заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию ИКП. Дарья Андреевна акцентировала внимание слушателей на обучающих мероприятиях, которые реализует Институт, а также о работе в рамках сопровождения Национального проекта «Образование».
С.Б. Лазуренко продолжила работу пленарного заседания сообщением о воспитании и обучении детей раннего возраста с ОВЗ в соответствии с обновленными федеральными требованиями. О практико-ориентированных исследованиях Института коррекционной педагогики детей с расстройством аутистического спектра рассказала О.С. Аршатская Оксана Сергеевна, к.пед.н., старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП.
В завершении работы первого дня прошел научно-практический семинар «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в контексте обновления требований к программно-методическому обеспечению», модерировала который А.Я. Абкович, к.пед.н., заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ИКП. Участники обсудили вопросы программно-методического обеспечения системы общего образования обучающихся с ОВЗ, проблемы внедрения федеральных адаптированных образовательных программ, обновление содержания образования по отдельным предметам.
На этом программа работы первого дня недели Института коррекционной педагогики в Мурманской области была завершена. 19 и 20 марта для участников пройдут профессионально-экспертные сессии, а также будет организовано знакомство с региональным опытом организации специального образования.