С 19 по 24 декабря 2022 года в Москве проходила Всероссийская неделя психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха. Мероприятия Недели были направлены на обобщение и распространение научно-практического опыта в области образования и комплексной аудиолого-психолого-педагогической реабилитации детей и взрослых с нарушением слуха.
Подобное мероприятия, оператором которого стал Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, проходило в Российской Федерации впервые.
Работа Недели была организована по пяти направлениям:
- ранняя медико-психолого-педагогическая коррекция нарушенной слуховой функции и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха;
- научно-методическое обеспечение системы образования детей раннего, дошкольного и школьного возрастов с нарушениями слуха;
- современные технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха;
- вариативные модели оказания коррекционной помощи детям с нарушениями слуха и их семьям в учреждениях здравоохранения, образования и других организациях разной ведомственной принадлежности;
- психолого-педагогическое сопровождение студентов с нарушениями слуха в системе профессионального образования.
Участники Недели отметили, что данное мероприятие позволит комплексно проанализировать имеющуюся проблематику, повести итоги и поставить новые задачи в деле решения задач по созданию обучающимся с нарушением слуха необходимых условий для самореализации и полноценной жизни, причем не только в сфере образования, но и поддержки семей.
Программа Недели, в которой, в частности, приняли участие 10 сотрудников ИКП РАО, предусматривала широкий спектр мероприятий и форматов их проведения. Работа шла в рамках 3 дискуссионных площадок (помощь родителям, вопросы формирования личности, помощь в трудоустрйостве) и 2 научно-практических семинаров по продвижению лучших региональных практик сопровождения дошкольников и сопровождения студентов с нарушениями слуха. Состоялось 2 круглых стола по вопросам качества образования и помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха; 13 мастер-классов по проектной деятельности, профессиональному образованию, развитию творческого потенциала и устной речи у этой категории детей, и др. Было проведено 11 презентаций, в том числе выставка-презентация российских разработок технических средств и оборудования для обучающихся с нарушениями слуха. Всего же участникам Недели было представлено 62 доклада и сообщения. Кроме того, специалистами было прочитано 2 открытых лекции на темы ключевых проблем сурдопедагогики и особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха. Также специалистами ИКП были проведены консультации родителей, воспитывающих детей школьного возраста с нарушениями слуха.
В рамках проведения недели было также подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Ассоциацией руководителей отдельных образовательных организаций для детей с нарушениями слуха, Всероссийским обществом глухим и ИКП РАО в части содействия развитию системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха.