22 января 2024 года в Государственной Думе состоялись Парламентские слушания на тему «Социокультурная интеграция детей с нарушением слуха», организованные Комитетом Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.
В ходе встречи обсуждались вопросы социокультурной интеграции детей с нарушением слуха как приоритетной задачи, решение которой можно осуществить путем кооперации научных достижений в области медицинской и психолого-педагогической реабилитации при разработке единой концепции междисциплинарных подходов и применения современных инструментов обучения. В мероприятии приняли участие более 200 человек, в числе которых депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, а также научных и общественных организаций.
В начале заседания участники встречи почтили минутой молчания память художественного руководителя Малого театра, народного артиста СССР Юрия Мефодьевича Соломина.
Парламентские слушания провела председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Александровна Останина. Поприветствовав собравшихся, она заявила о необходимости разработки для педагогов, участвующих в реабилитации детей с нарушением слуха, принципиально новых обучающих программ, программ повышения квалификации специалистов, которые позволили бы ознакомить их с современными достижениями медицины и техники. «Вместе с тем, нужно параллельно разрабатывать и активно внедрять программы социокультурной реабилитации детей и семей, воспитывающих таких детей», ‒ отметила Нина Александровна.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Юлия Михайловна Сачко подчеркнула, что социокультурная интеграция лиц с нарушением слуха является процессом и одновременно результатом качественной межведомственной, мультидисциплинарной работы специалистов в области медицины, образования, культуры и спорта. В сообщении Юлии Михайловны затрагивались вопросы инклюзивного образования, внедрения в практику федеральных адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, кохлеарной имплантации и отслеживания образовательного маршрута имплантированного ребенка, увеличения количества детей с сочетанными нарушениями развития и растущей необходимости разработки новых образовательных программ общего, дополнительного образования, интеграции таких детей в сферу отдыха и оздоровления, включения их во все сферы жизни. Завершая выступление, Ю.М. Сачко сказала: «В зале присутствует директор подведомственного Министерства просвещения РФ Института коррекционной педагогики, института со столетней историей, который буквально несколько лет назад вышел на новый этап развития. Это тот самый институт, который разрабатывает дидактическое и учебно-методическое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями слуха. С прошлого года в полномочия Института коррекционной педагогики юридически входит разработка специальных учебников».
Директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», д.пед.н., член-корреспондент РАО Татьяна Александровна Соловьева в своем сообщении отметила, что детям с нарушением слуха ежедневно оказывают помощь уникальные специалисты ‒ учителя-дефектологи, сурдопедагоги. Татьяна Александровна обратила внимание собравшихся на то, что в России осталось только 2 кафедры, которые готовят сурдопедагогов: в Московском педагогическом государственном университете и в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. «Одну из кафедр, в Москве, я возглавляю. Почему я, будучи директором научного учреждения, позволяю себе этим заниматься? Потому что у нас нет кадров высшей квалификации по коррекционной педагогике, сурдопедагогике. Очень прошу, в рамках Проекта «Национальная система подготовки кадров» выделить специальное дефектологическое образование, спасти его сегодня. Оно исчезает. Один из вузов, МПГУ, принял решение со следующего года сурдопедагогов больше не готовить, объединить их с дошкольными дефектологами и другими. Коллеги, я прошу защиты и поддержки в сохранении направления», ‒ заявила директор Института коррекционной педагогики.
Статс-секретарь ‒ заместитель Министра культуры Российской Федерации Надежда Александровна Преподобная в своем выступлении сообщила, что в Министерстве культуры особое внимание уделяется доступности культурных благ для людей с инвалидностью, в том числе с нарушением слуха. Большинство учреждений культуры активно адаптируют свои пространства и разрабатывают специальные методики, направленные на развитие творческих способностей у таких людей. «Большое внимание Минкультуры России уделяет развитию русского жестового языка. В подведомственных музеях доступны экскурсии для людей с нарушением слуха», ‒ подчеркнула заместитель Министра культуры.
Первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, д.филос.н., академик РАО Олег Николаевич Смолин привлек внимание участников парламентских слушаний к проблеме сокращения специализированных школ для детей с нарушением слуха. «Всероссийское общество глухих оценивает ситуацию с образованием таких людей как неудовлетворительную», ‒ сказал Олег Николаевич, подчеркнув, что закрывать школы для глухих детей можно только с разрешения Минпросвещения и при согласии общего собрания родителей.
Глава Комитета Государственной Думы по социальной политике, труда и делам ветеранов, депутат фракции ЛДПР Ярослав Евгеньевич Нилов заявил о необходимости введения в Российской Федерации должности уполномоченного по правам инвалидов. «Это должен быть человек, кому знакомо не понаслышке, а по личному опыту та проблематика, с которой он ежедневно сталкивается», ‒ подчеркнул депутат.
Директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства» России, д.мед.н., член-корреспондент РАН Николай Аркадьевич Дайхес в своем выступлении сообщил: «За 20 лет наша оториноларингология стала другой, наш национальный центр, наш федеральный центр стали крупнейшими в мире, в Санкт-Петербурге, в Москве, наши реабилитационные центры. Сегодня мы ‒ та мощь, с которой считаются в том числе и наши недруги. Мы возродили школу отохирургии. Наша страна является единственной страной в мире, где в национальном центре используются все 5 видов кохлеарных систем, которые употребляются в мире. Это принципиальный момент для нашего развития. Покрытие этой высокотехнологической помощью осуществляется по всей стране». Также Николай Аркадьевич отметил, что в парламентских слушаниях приняли участие представители всех фракций Государственной Думы, что говорит о консолидации и позволит отразить в резолюции все мнения.
Руководитель Детской студии Малого театра, заместитель художественного руководителя по специальным и детским театральным проектам Александра Юрьевна Соломина рассказала участникам парламентских слушаний об уникальном благотворительном культурно-просветительском проекте «ЛогоТеатр» для дошкольников с кохлеарными имплантами. Малый театр осуществляет этот проект совместно с Национальным медицинским исследовательским центром отоларингологии Федерального медико-биологического агентства России под руководством Н.А. Дайхеса. Основная цель ЛогоТеатра ‒ создание программы реабилитации дошкольников с кохлеарными имплантами с помощью системы театральных упражнений силами прошедших соответствующее обучение артистов и педагогов, а после соответствующей ее апробации – продвижение данной программы в театры России.
В докладе главного научного сотрудника лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», руководителя Центра развития инклюзивного образования РАО, д.пед.н., члена-корреспондента РАО Светланы Борисовны Лазуренко были представлены результаты совместного исследования Российской академии образования и Федерального медико-биологического агентства России по оценке готовности сурдопедагогов к участию в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха, а также обозначены проблемные зоны и векторы развития сурдопедагогической помощи детям раннего возраста после кохлеарной имплантации.
Разработанные по итогам парламентских слушаний рекомендации будут направлены в Правительство Российской Федерации и в регионы России.