19 декабря в центральном штабе Общероссийского народного фронта состоялась церемония торжественного открытия Всероссийской недели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха, а также пленарное заседания, на котором прозвучали ключевые сообщения первого дня работы. Мероприятие проводится Минпросвещения России, оператор Недели – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».
В своем обращении к участникам недели первый заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы РФ О.Н. Смолин рассказал о деятельности комитета в сфере законодательных инициатив в части получения людьми с ОВЗ и инвалидностью второго высшего образования. «Я убежден, что эта неделя послужит повышению качества образования», - подчеркнул он.
Президент Российской академии образования О.Ю. Васильева подчеркнула высокую актуальность решения проблем для детей и людей с нарушениями слуха. «В настоящее время в России их более 13 миллионов», - отметила она. О.Ю. Васильева высоко оценила роль ИКП РАО, центра российской дефектологии с многолетними научными традициями и огромным опытом. «Такое уникальное мероприятие с широким охватом всех возрастов проводится в нашей стране впервые», - сказала президент РАО.
«Сегодня общество готово к общению с инвалидами, и наша задача – предложить технологии для минимизации и устранения барьеров общения, взаимодействия и понимания между людьми с ОВЗ и другими людьми», - заявил председатель Координационного совета ОНФ по делам инвалидов И.В. Бирюков.
Представитель Департамент по делам инвалидов Минтруда России Н.А. Цветкова зачитала приветствие заместителя министра А.В. Вовченко, в котором был сделан особый акцент на широкое научно-практическое и межведомственное взаимодействие в обеспечении мероприятий Недели и решении задач по созданию инвалидам равных условий для самореализации и полноценной жизни.
Президент Всероссийского общества глухих С.А. Иванов обратил внимание на важность сотрудничества ВОГ, научных, государственных структур в деле оказания поддержки людям с нарушениями слуха, а результаты конференции будут перенесены в практическую плоскость в формате конструктивных предложения для решения системных проблем по самому широкому спектру, от ранней помощи до высшего образования.
Участников церемонии открытии также приветствовали выпускники и старшеклассники с нарушением слуха из разных регионов страны, представившие в видеоформате ряд уникальных творческих номеров.
В рамках пленарного заседания директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Л.П. Фальковская отметила, что Неделя позволяет комплексно проанализировать всю имеющуюся проблематику, повести итоги и поставить новые задачи. «В школах России получают образование более 18 000 обучающихся с нарушениями слуха», - сказала она. Выстроена единая образовательная сеть для такой категории обучающихся. Она также рассказала об основных направлениях государственной политики в целях развития непрерывного, доступного, качественного образования обучающихся с нарушениями слуха, проектах и исследованиях, реализуемых в т.ч. ИКП РАО, итогах проекта «Доброшкола», мерах по подготовке и переподготовке учителей-дефектологов, методической помощи учителям, о поддержке министерством научных исследований, развития системы допобразования, отдыха детей с нарушениями слуха.
В своем выступлении главный внештатный специалист оториноларинголог Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФМБА России, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии ФМБА России» Н,А. Дайхес рассказал о важности аудиологического скрининга и подготовке кадром для помощи лицам с нарушениями слуха. Он, в частности, отметил действия в сфере оказания ранней помощи детям (создание рабочей группы на базе двух центров), модернизации сурдологической службы, развития системы комплексной слухоречевой реабилитации, обратив также особое внимание на специфику социокультурной реабилитации детей с нарушениями слуха.
Директор ИКП РАО, ведущий церемонии открытия Недели Т.А. Соловьева в своем выступлении напомнила основные принципы сурдопедагогики, сформулированные великими учеными Института – Ф.Ф. Рау, Б.Д. Корсунской, С.А. Зыковым, обратив внимание на традиционно высокую интенсивность сурдопедагогических научно-практических исследований в нашей стране. Она отметила важность проведения систематизации и описания научных достижений, подготовки специализированных хрестоматий по сурдопедагогике и сурдопсихологиии, необходимость привлечения в науку талантливой молодежи, обеспечения сохранения и развития научно-педагогических школ сурдопедагогики как национального достояния российской науки. «Институт выполняет огромный объем научно-методических работ по обеспечению единого образовательного пространства», - сказала она, познакомив участников Недели с основными направлениями деятельности ИКП в сегменте образования, допобразования, издательской и консультационной деятельности, сделав особый акцент на проекте «Неделя ИКП РАО в регионе».
Директор Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена А.П. Антропов и профессор кафедры сурдопедагогики Г.Н. Пенин рассказали об особенностях системы подготовки учителей-дефектологов (сурдопедагогов) в РГПУ. Был сделан акцент на особенности модели подготовки сурдопедагогов, взаимодействие с партнерскими площадками и пр.
Завершилась пленарная сессия выступлением начальника Управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Т.Г. Алексеевой, в котором она представила опыт РТ в сопровождении учащихся с нарушениями слуха, обратив внимание на участников на комплекс мероприятий, направленных на социализацию, профориентацию этой категории, их достижения.
Во второй половине дня состоялась презентация Ассоциации руководителей отдельных образовательных организаций для детей с нарушениями слуха, а также прошла церемония заключения трехстороннего соглашения между Ассоциацией, ВОГ и ИКП РАО в части содействия развитию системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха. По окончании церемонии ее участники, а также представители Минпросвещения России ответили на вопросы журналистов.