13 февраля в Казани начались мероприятия региональной «Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей».
События первого дня проходили на площадке Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета в очно-заочном режиме. В церемонии торжественного открытия приняли участие заместитель министра образования и науки РТ Минзалия Закирова, замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева, проректор по внешним связям Казанского федерального университета ТимирханАлишев, директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин и другие.
В зале присутствовали начальники управлений образования, руководители и педагоги образовательных учреждений, представители министерств РТ.
Открыл мероприятие и поприветствовал его участников Тимирхан Алишев. «У нас будет возможность обсудить текущую ситуацию, в которой мы находимся сегодня, в части вопросов разработки образовательных программ и подготовки педагогических кадров, решений, которые должны быть ориентированы на подготовку этих кадров, повышение их квалификации», - сказал он.
Замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева отметила, что вопрос межведомственного взаимодействия министерства с системой образования выходит на первый план.
«В республике ежегодно увеличивается число детей с инвалидностью, в частности, с ментальными отклонениями, когнитивными нарушениями, аутизмом. Как их учить, как общаться с этой категорией детей, какие требования предъявляются специалистам – эти вопросы становятся проблемными», – подчеркнула она.
С докладом о роли КФУ в развитии специального и инклюзивного образования в РТ выступил директор Института психологии и образования КФУАйдар Калимуллин, о региональном опыте и векторах развития инклюзивного образования в РТ рассказала ректор Института развития образования РТЛюдмила Нугуманова.
Директор ИКП Татьяна Александровна Соловьева сделала акцент на стратегических направлениях развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.«Российская Федерация ориентирована на создание единого образовательного пространства. Именно в эти слова можно заключить основную стратегическую линию Министерства просвещения РФ. Это значит, что вне зависимости от места проживания ребенка для него должны быть созданы равные образовательные условия», – подчеркнула она.
Далее директор ИКП представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью».
В ходе выступления Т.А. Соловьева рассказала о богатой истории и традициях института, итогах 6 ключевых научно-исследовательских проектов, реализуемых сотрудниками ИКП. Она также обратила внимание на итоги работ по подготовке новых учебников и учебных пособий, участие ИКП в разработке АООП и методических материалов. Татьяна Александровна также проинформировала участников о масштабной деятельности ИКП по поддержке образования детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий,о разработанных конструкторах образовательных программ для разных нозологий. Она рассказала о деятельности института в сфере научного просвещения и книгоиздания, важности сбора и использования исторического наследия для поддержания преемственности и развития самой науки, подчеркнула важность распространения просветительских и информационных продуктов в новых, в том числе и видео-, форматах.
Заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова рассказала в своем выступлении о деятельности ИКП в сфере проведенияобщественно значимых мероприятий, развитии проектов по консультированию родителей, в том числе в соцсетях, проинформировала о подведении итогов конкурса по лучшим практикам консультирования, подготовке УМК по предметной области «Технология» и др.
Д.А. Карпова ознакомила участников с возможностями института по обеспечению непрерывного образования специалистов: повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, стажировок, работой кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики. «Здесь играют особую роль выявленные потребности региона, - сказала она, - и программы разрабатываются именно с учетом пожеланий РОИВ».
Заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Мария Михайловна Либлинг ознакомила участников Недели с результатами исследования клинико-психолого-педагогического изучения современных детей с РАС в плане адаптации к школе и в условиях обучения в начальной школе. «Мы хотели посмотреть на это с двух сторон, со стороны родителей и со стороны педагогов», - отметила она. Для этого был разработан специальный диагностический комплекс с анкетами, на основании которого в 19 школах страны были проведены лонгитюдные исследования. В ходе исследования проверялось, в частности, влияние ряда факторов образовательного характера (посещение коррекционных занятий). М.М. Либлинг также проинформировала о разработке и апробации диагностического комплекса (диагностическая карта, протокол, методическое пособие для пользователя), направленного на оценку психоэмоционального развитиядошкольников с РАС. Она рассказала о работах по разработке комплексной системы диагностики психоэмоционального развития дошкольников с РАС.
Затем зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развитияАлла Яковлевна Абкович представила результаты и перспективы научных исследований в сфере образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с НОДА. Она охарактеризовала современную популяцию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и описала основные тенденции развития системы их школьного образования, проанализировав специальные условия в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с НОДА.
В докладе «Факторы и условия здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в школе» зав. лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП Светланой Борисовной Лазуренко были представлены основныехарактеристики психолого-педагогической составляющей здоровьесберегающей среды, математическая модель ее структуры, определены основные векторы оптимизации, исходя из проблем образовательных организаций.
Во второй половине дня работа продолжилась в формате научно-методического семинара «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в соответствии обновлением программно-методического обеспечения» и открытой дискуссии по вопросам научно-методического обеспечения системы общего образования обучающихся с ОВЗ, подходов к преподаванию обязательных учебных дисциплин и коррекционных курсов, результатов разработки и апробации адаптированных программ.Алла Яковлевна Абкович в своем сообщении «Об обновлении федеральных требований кструктуре и содержанию программ общегообразования обучающихся с ОВЗ, синвалидностью» представила масштабную картину законодательных изменений, обновленных санитарно-гигиенических норм, обновленные санитарно-гигиенические нормы иправила, программно-методическое обеспечение общегообразования обучающихся с ОВЗ.
Также в рамках открытой дискуссии выступили М.М. Либлинг, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Е.З. Яхнина, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи О.Е. Грибова, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Н.В. Бабкина, и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова. Все они также ответили на многочисленные вопросы участников заседания.
В конце дня представили ИКП посетили Центр прецизионной и регенеративной медицины Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, где приняли участие в работе «круглого стола» по вопросам диагностических и реабилитационных возможностей этого Центра.