В декабре 2020 г. в рамках IВсероссийской конференции-совещания «Клинико-психолого-педагогическое исследование современных детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью» прошла презентация монографии главного научного сотрудника Лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом, доктора психологических наук, профессора О.С. Никольской «Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение человека», вышедшая в издательстве «Наука».
Автор исследования, адресованного психологам и студентам, изучающим психологию, обращает особое внимание на то, что выявление роли аффективной патологии в формировании детского аутизма позволяет продвинуться в понимании структуры и функций аффективной сферы человека в норме и рассмотреть ее как систему взаимодополняющих витально значимых смыслов, организующую процессы адаптации и саморегуляции и принимающую специфически человеческие формы в процессе культурного развития.В своей монографии О.С. Никольская выделяет четыре уровня системы адаптации, где каждый, в соответствии со своим витальным смыслом, формирует отдельный тип мироощущения и поведения и обеспечивает субъекту требующуюся активность. Обсуждается взаимодействие уровней, дающее системе целостность и управляемость. Развитие системы аффективной организации поведения и сознания ребенка рассматривается в ее взаимодействии с системой смыслов близкого взрослого. Сензитивные периоды становления психических функций, традиционно выделяемые возрастные кризисы связываются с логикой аффективного развития. Показана и взаимообусловленность индивидуального и культурного сознания, адаптивных смыслов и культурных ценностей. Выделены типы развития культурного сознания и варианты становления индивидуальной аффективной сферы как основы одаренности, дисбаланса, патологических изменений, среди которых определено место детского аутизма.
Доступ к полному тексту монографии О.С. Никольской «Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение человека» можно получить в Электронной библиотеке издательства «Наука» по ссылке: