27 сентября 2024 года в Институте коррекционной педагогики состоялся научный семинар «Качество общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», организованный Отделением общего и среднего образования Российской академии образования и ИКП.

Мероприятие, прошедшее в смешанном формате, объединило ведущих ученых, академиков и членов-корреспондентов РАО, ученых-исследователей ИКП, преподавателей высших учебных заведений, руководителей и специалистов образовательных организаций, а также представителей региональных органов исполнительной власти в сфере образования – всего более 100 человек.

Темой выступления директора Института коррекционной педагогики, д.пед.н., члена-корреспондента РАО Т.А. Соловьевой стали вопросы обеспечения качества общего образования обучающихся с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного обучения. Татьяна Александровна осветила различные аспекты реализации федеральных образовательных программ и федеральных адаптированных образовательных программ основного общего образования, отметив, что данные государственные программы базируются на научных представлениях о возможностях и потребностях детей. Особо директор ИКП остановилась на вопросах оценки результатов обучения. Она рассказала о созданном на базе Федерального института педагогических измерений научно-методическом совете по контрольно-измерительным материалам для участников ГИА-9, ГИА-11 с ОВЗ, с инвалидностью. Представила разработанное сотрудниками ИКП методическое пособие «Методика разработки, отбора и структурирования тестовых заданий для промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, получающих основное общее образование», отражающее подходы к промежуточной и текущей аттестации. Для разных нозологических групп данные подходы предлагаются дифференцированно и различно.

Руководитель центра инклюзивного образования РАО, зав. отделением специальной психологии и коррекционного обучения в ФГАУ «НМИЦЗД» Минздрава России, главный научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, д.пед.н., член-корреспондент РАО С.Б. Лазуренко выступила с докладом о здоровьесберегающих технологиях в образовании. Светлана Борисовна подчеркнула актуальность проблемы определения содержания обучения для детей с ОВЗ. Она акцентировала внимание на необходимости учета первичных и вторичных нарушений обучающихся, отметив значение персонифицированного подхода к обучению в рамках создания здоровьесберегающей среды.

Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП, д.психол.н. Н.В. Бабкина и зав. кафедрой дошкольного, начального и специального образования ФГБОУ ВО «Азовский государственный педагогический университет», к.пед.н. Е.А. Лапп представили совместный доклад «Научно-методическое обеспечение инклюзивного образования обучающихся с задержкой психического развития». Наталия Викторовна рассказала о результатах фундаментальных исследований ИКП в области познавательной деятельности детей с ЗПР и об участии лаборатории в программе «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ОВЗ». Елена Александровна подчеркнула, что содержание подготовки кадров в области работы с детьми с ОВЗ также должно являться результатом научных исследований.

В выступлении зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ИКП, к.пед.н А.Я. Абкович, посвященном вопросам научно-методического обеспечения школьного образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, рассматривалась проблема дополнительных исследований в области обучения детей с двигательной патологией. Алла Яковлевна подробно рассказала об особой специфике обучения данной категории детей с ОВЗ, представила данные мониторинга специальных условий в образовательных организациях для детей с НОДА.

О.Г. Болдинова, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ИКП, к.пед.н., в докладе на тему «Научно-методическое обеспечение школьного образования обучающихся с нарушениями зрения» проанализировала проблему формирования жизненных компетенций у обучающихся с нарушением зрения и подчеркнула значение темы подготовки к цифровым профессиям и профессиональной ориентации детей с нарушениями зрения. Ольга Геннадьевна представила научно-методическую разработку ИКП «Тифло-чек лист» для диагностики компенсаторных способов действия и произвольного поведения обучающихся с нарушениями зрения.

В докладе Т.Ю. Четвериковой, зав. кафедрой дефектологического образования ГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», старшего научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ИКП, к.пед.н., рассматривались вопросы научно-методического обеспечения школьного образования обучающихся с нарушениями слуха. Татьяна Юрьевна рассказала о системах, подходах и методиках обучения детей данной нозологической группы, подчеркнув их различия и охарактеризовав особые образовательные потребности. Также в докладе были затронуты проблемы и потребности современной сурдопедагогической практики.

Программу встречи завершило выступление зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП, к.пед.н. Е.Л. Ворошиловой и ведущего научного сотрудника лаборатории, к.пед.н. О.Е. Грибовой, посвященное актуальным вопросам школьного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Спикеры представили категории обучающихся детей с ТНР и варианты программ обучения в зависимости от тяжести проявлений речевых нарушений. Особое внимание докладчики уделили научно-методическим разработкам и исследованиям ИКП в области обучения данной категории детей.

Подводя итоги заседания, Т.А. Соловьева подчеркнула: ««Сегодня в Институте коррекционной педагогики сложилось межлабораторное сотрудничество, которое направлено на консолидацию усилий исследователей разного уровня и статуса в решении проблем повышения качества школьного образования. <…> Мы сегодня являемся центром притяжения для исследователей, которые занимаются инклюзией по существу. Если, коллеги, вам интересно работать в поле дидактики и предметных методик, мы с удовольствием, с высоким интересом, понимая, что у нас общие перспективы, в эту работу будем включаться. Выслушав выступающих, хочу отметить значимость сегодняшней встречи не только для дефектологической науки, но и для всего поля педагогических наук, потому что, впервые собиравшись здесь, мы представили всем и друг другу основные результаты исследований и перспективы в рассматриваемой области. Мне кажется, об этом должны знать».

 

photo_2024-09-27_20-57-10
photo_2024-09-27_20-57-09 (2)
photo_2024-09-27_20-57-09
photo_2024-09-27_20-57-08 (2)
photo_2024-09-27_20-57-08
photo_2024-09-27_20-57-07 (2)
photo_2024-09-27_20-57-07
Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52