1 октября в здании ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» состоялись торжественное открытие и первые конкурсные испытания среди участников очной части (финала) III Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2020».

В связи с ограничительными мерами по снижению риска распространения коронавирусной инфекции все мероприятия заключительного этапа и торжественное награждение победителей проходят в онлайн-формате.

Конкурс традиционно проводится в два этапа. На первом (региональном) этапе выдвигается лучший учитель-дефектолог (по одному от каждого субъекта РФ), который борется за право выйти в федеральный этап конкурса. Во втором (финальном) этапе конкурса за право войти в тройку победителей соревнуется 20 лучших конкурсантов.

В 2020 году в региональном этапе приняли участие представители 62 субъектов Российской Федерации. По результатам заочной части в финал вышли 20 человек, представляющие Камчатский, Хабаровский и Пермский края, Республику Крым и Республику Тыва, Республику Башкортостан и Чувашскую Республику, Ханты-Мансийский автономный округ, Пензенскую, Вологодскую, Псковскую, Курскую, Мурманскую, Калининградскую, Липецкую, Волгоградскую, Смоленскую, Самарскую, Рязанскую области, город Санкт-Петербург.

В ходе церемонии торжественного открытия  с приветствием к участникам конкурса и членам жюри обратился заместитель министра просвещения РФ Денис Евгеньевич Грибов. «Я очень рад, что зародившаяся три года назад инициатива министерства по проведению конкурса нашла самую активную поддержку среди учителей-дефектологов по всей стране», - сказал он, отметив высокую значимость конкурса как ресурса повышения профессионального уровня и раскрытия творческого потенциала, уникальной возможности обмена знаниями и практиками, распространения передового опыта специалистов-дефектологов. Д.Е. Грибов обратил также внимание на опыт, полученный учителями-дефектологами в условиях дистанционной работы в 2020 году. «Вы сделали все возможное, несмотря на сильное изменение предметной среды, характера и пространства взаимодействия с учениками, режима и учета времени урочной и внеурочной деятельности», - подчеркнул он, пожелав финалистам дальнейших побед и новых профессиональных открытий.

«Сегодня для нас наступило особое время, - сказала в своем выступлении президент Союза дефектологов, доктор педагогических наук Татьяна Борисовна Филичева. – Члены жюри, известные ученые, которые внесли значительный вклад в развитие коррекционной педагогики и психологии, должны не только оценить участников финального этапа, но и найти новые кадры, тех, кто придет на смену. Это должны быть умные, образованные инициативные люди, которые хотят и могут заниматься наукой». От их успехов зависит развитие отечественной дефектологии, заявила она.

Хорошего настроения, хладнокровия и сосредоточенности пожелала конкурсантам абсолютный победитель Конкурса «Учитель-дефектолог – 2019», учитель-логопед ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4» города Москвы Екатерина Балдина. «Я хорошо понимаю, что вы сейчас переживаете, - сказала она. – Главное, собраться и не нервничать, продемонстрировать все свои достижения – а вам есть что показать. Верьте в себя и только вперед!».

По окончанию церемонии открытия началась практическая часть программы конкурса. С помощью электронной лотереи 20 участников были распределены на две группы для проведения конкурсных испытаний. В первый день конкурсанты проводили  мастер-классы по выбранным ими тематикам, демонстрируя собственные наработки в области образовательных коррекционно-развивающих технологий. Так, учитель-дефектолог МБОУ «Школа №19» г. Ельца Ульяна Федюшина рассказала о методиках применения речевого коммуникатора, компьютерных программ и мобильных приложений при работе в начальной школе. Наталия Клюшина, учитель-дефектолог и преподаватель ИЗО МБОУ «Ялтинская специальная (коррекционная) школа» продемонстрировала применение в практике коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими задержку психического развития или интеллектуальные нарушения, игр (нейропланшетов), направленных на формирование нейрофизиологических процессов, лежащих в основе познавательной активности. А учитель-дефектолог МБОУ «Школа №154 для обучающихся с ОВЗ» г. Перми Виктория Тарутина рассказала об использовании электронных образовательных ресурсов для мотивации учащихся.

Завершила программу первого дня виртуальная экскурсия «Хамовники – центр отечественной дефектологии», вызвавшая большой интерес участников конкурса.

2 октября III Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2020» продолжит свою работу. В программе – конкурсные испытания в форматах «Открытый урок с обучающимися с ОВЗ» и «Кейс-метод в специальном (дефектологическом) образовании».

 

Справка: Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России проводится ежегодно с 2018 года. Организатор – Министерство просвещения РФ, официальный оператор (с 2019 г.) ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». С целью эффективной организации проведения мероприятия сотрудниками ИКП РАО совместно с партнерами была разработана специальная платформа с информацией о конкурсе, входом в личный кабинет участника, отдельными рубриками для презентационных, информационных, видео- и иных материалов.

4
2
1
3