25 июля 2024 года в Государственной думе РФ состоялось заседание Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в социальной сфере при заместителе Председателя Государственной Думы А.Ю. Кузнецовой. Участники рассмотрели вопросы текущего состояния системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также перспективы улучшения условий их обучения и социализации. Институт коррекционной педагогики на мероприятии представила директор, д.пед.н., член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева.

В своем приветствии А.Ю. Кузнецова отметила, что по данным Минпросвещения, количество детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих школьное образование, за последние два года увеличилось на 12,5% и превысило 857 тысяч.

«Президент России поставил задачу вовлекать людей с разными возможностями здоровья в обычную среду. Ее решение не только в пандусах, подъемниках для колясок, но в создании всех условий, комплексной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью», - подчеркнула Анна Юрьевна.

Важным событием, предшествующим Заседанию, стало принятие Государственной Думой Федерального Собрания РФ 24 июля 2024 года во втором и третьем чтениях закона, который обязывает образовательные организации создавать специальные для получения образования обучающимся с ОВЗ и инвалидностью, а также  обеспечить их учебниками, дидактическими материалами, специальными средствами обучения, в том числе техническими, ассистентами, переводчиками русского жестового языка. Законопроектом также предлагается создать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления особенных детей и проведения их комплексного обследования.

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Л.П. Фальковская в своем выступлении в рамках заседания рассказала о том, что, начиная с 2016 года, было разработано несколько десятков видов адаптированных образовательных программ, которые дают возможность подбора специальных условий получения образования для детей с ОВЗ имеющих, в том числе, сочетанные нарушения. Она подчеркнула, что на сегодняшний день, с учетом принятого Государственной Думой законопроекта, предстоит большая работа по определению порядка организации психолого-педагогической деятельности и сопровождения по всем нозологическим категориям обучающихся. Отметила Лариса Павловна и работу Федеральных ресурсных центров, которые осуществляют методическую поддержку системы образования.

«Они, с одной стороны, специализируются на особых категориях обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а, с другой стороны, на сквозных проблематиках. Например, Центр комплексного сопровождения обучающихся на площадке Института коррекционной педагогики и Центр развития инклюзивного образования работают в тандеме и дополняют друг друга», - рассказала директор Департамента.

О работе системы высшего образования и подготовке будущих дефектологов в своем выступлении рассказала А.А. Алмазова, директор Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».

А.С. Мочалов, начальник научно-клинического отдела аудиологии, слухопротезирования и слухоречевой реабилитации ФГБУ НМИЦО ФМБА России, в своем докладе подчеркнул важность регулярного наблюдения обучающихся врачом-сурдологом в специализированных образовательных учреждениях.

О.Н. Смолин, депутат Государственной Думы РФ, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, внес предложение о присвоении статуса «обучающийся с ОВЗ» в реестре инвалидов Российской Федерации каждому ребенку, который начинает обучение в образовательной организации, осуществляющей обучение по адаптированных или общеобразовательным программам, а также обсудил соотношение специального и инклюзивного образования.

Участниками Заседания была отмечена необходимость проведения системной государственной политики в сфере интеграции детей с особыми образовательными потребностями в единое образовательное пространство, были внесены предложения по решению острых проблем в сфере специального образования. По итогам встречи озвученные предложения и поддержанные экспертами инициативы направлены в Правительство России, Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.

С записью трансляции Заседания можно ознакомиться на сайте Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

photo_2024-07-26_18-22-56
photo_2024-07-26_18-22-57
Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52