Научно-исследовательская работа

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

Layer_1
Период реализации проекта

2023-2025

2
Цель исследования

Определение и обоснование роли клинико-психолого-педагогических характеристик обучающихся с ОВЗ в генезисе и динамике изменений содержания их особых образовательных потребностей.

2
Руководитель
Игорь Александрович Коробейников

доктор психологических наук, профессор

Ключевые результаты

Group 80 (1)

Созданы уточненные реестры особых образовательных потребностей (ООП) для всех основных нозологических и возрастных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выявлены и описаны дополнительные (к установленным ранее) ООП, нуждающиеся в особых условиях их удовлетворения.

Осуществлена систематизация диагностического инструментария для клинико-психолого-педагогического исследования детей с ОВЗ.

Разработан макет интерактивной диагностической карты мониторинга ООП для детей с нарушениями зрения.

Ключевые результаты

Group 128

Систематизированы, унифицированы и апробированы диагностические материалы для определения особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи, нарушениями слуха, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития

Разработана и апробирована унифицированная интерактивная диагностическая карта для первичного определения и мониторинга ООП для детей с нарушениями зрения - Тифло-чек-диагностика компенсаторных способов действия и произвольного поведения обучающихся с нарушениями зрения

Уточнены и дополнены представления об условиях удовлетворения ООП отдельных возрастных и нозологических категорий обучающихся с ОВЗ

Основные публикации

Berkun, A.V., Baenskaya, E.R. (2024). Possibilities of Studying the “Revival Complex” in the Early Diagnosis of Autism Spectrum Disorders and the Identification of the Risk of Their Formation. In: Solovyova, T.A., Arinushkina, A.A., Kochetova, E.A. (eds) Educational Management and Special Educational Needs. Springer, Cham.
Nikolaeva, T.V. (2024). Cognitive Development of Preschool Children with Hearing Impairments: Results of an Experimental Study. In: Solovyova, T.A., Arinushkina, A.A., Kochetova, E.A. (eds) Educational Management and Special Educational Needs. Springer, Cham.
Азбукина, О. Д. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с интеллектуальным нарушением в условиях медицинского центра: экспериментальное исследование / О. Д. Азбукина, А. В. Закрепина // Дефектология. – 2024. – № 5. – С. 34-46.
Болдинова, О. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития компенсаторных способов действий у детей с нарушениями зрения / О. Г. Болдинова // Дефектология. – 2024. – № 1. – С. 24-33.
Гращенкова, Н. С. Игровые методы в комплексной коррекции расстройств аутистического спектра у дошкольников / Н. С. Гращенкова, М. М. Либлинг // Дефектология. – 2024. – № 4. – С. 33-42.
Мишина, Г. А. Культурно-исторический подход как методологический базис диагностики раннего речевого развития / Г. А. Мишина, Ю. Д. Виноградова // Дефектология. – 2024. – № 3. – С. 69-75.
Николаева, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха / Т. В. Николаева // Дефектология. – 2024. – № 1. – С. 12-23.
Никольская, О. С. О некоторых общих требованиях к определению особых образовательных потребностей (на примере детей с РАС) / О. С. Никольская // Дефектология. – 2024. – № 2. – С. 12-27.
Шилова, Е. А. Представления участников образовательных отношений о сфере жизненной компетенции подростков с интеллектуальными нарушениями / Е. А. Шилова // Дефектология. – 2024. – № 6. – С. 45-52.
Болдинова, О. Г. Особенности разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями / О. Г. Болдинова, Е. А. Иванова // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2024. – Т. 9, № 1. – С. 29-40.
Волкова, С. В. Сравнительный анализ предпосылок социальной коммуникации подростков с ментальными нарушениями / С. В. Волкова // Педагогический ИМИДЖ. – 2024. – Т. 18, № 1(62). – С. 77-90.
Кремнева, Е. А. Актуальный ракурс социально-коммуникативного развития умственно отсталых детей: результаты научного исследования / Е. А. Кремнева, А. В. Закрепина // Педагогический ИМИДЖ. – 2024. – Т. 18, № 3(64). – С. 333-346.
Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Формирование компетенций специалистов по работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве // Collection of materials of the republic scientific-practical conference «From inclusive education to an inclusive society: strategies, practices and modern technologies», May 17, 2024- T.: Science and Innovation, 2024.  - С. 33-36.
Беркун, А. В. Групповая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с рас как необходимый этап успешной инклюзии / А. В. Беркун, О. П. Суетина // Культурогенезные функции психолого-педагогического и специального образования : сборник научных и научно-методических статей, Чебоксары, 27 мая 2024 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2024. – С. 1083-1087.
Zakrepina, A.V., Strebeleva, E.A., Butusova, T.Y., Tarnovskaya, P.A. (2024). Dynamics of Educational Achievements of Second-Grade Students with Intellectual Disabilities: Experimental Study. In: Solovyova, T.A., Arinushkina, A.A., Kochetova, E.A. (eds) Educational Management and Special Educational Needs. Springer, Cham
Nikolskaya, O.S. (2024). Psychological Classification of Autism Spectrum Disorders. In: Solovyova, T.A., Arinushkina, A.A., Kochetova, E.A. (eds) Educational Management and Special Educational Needs. Springer, Cham
Антонова, И. Д. Особенности школьной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на первом году обучения / И. Д. Антонова, И. А. Костин // Клиническая и специальная психология. – 2023. – Т. 12, № 3. – С. 78-97.
Проблемы организации и содержания скрининг-диагностики речевого развития (теоретические аспекты) / Е. Л. Ворошилова, О. Е. Грибова, А. Ю. Дымкова, Т. В. Кошечкина // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 37-47.
Основные направления развития теории и практики логопедического обследования / Е. Л. Ворошилова, О. Е. Грибова, А. Ю. Дымкова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 7. – С. 55-68.
Кинаш, Е. А. Динамика образовательных достижений второклассников с умеренной умственной отсталостью в предметной области «Язык и речевая практика» / Е. А. Кинаш // Дефектология. – 2023. – № 5. – С. 48-60.
Закрепина, А. В. Особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями: понятие, функциональная роль и содержание / А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева, Т. Ю. Бутусова // Дефектология. – 2023. – № 6. – С. 14-27.
Переверзева, М. В. Использование технических средств реабилитации детьми со сложными сенсорными нарушениями / М. В. Переверзева // Детская и подростковая реабилитация. – 2023. – № 1(49). – С. 29-33.
Абкович, А. Я. Психолого-педагогическое изучение особенностей развития подростков с мышечной дистрофией Дюшенна / А. Я. Абкович, Е. Е. Переверзева // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2023. – Т. 23, № 1. – С. 20-33.
Абкович, А. Я. Семья ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата: ресурсы и источники поддержки / А. Я. Абкович, Д. А. Сальникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 50-61.
Внедрение федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью: проблемы и решения / Т. А. Соловьева, Т. В. Николаева, О. Г. Болдинова [и др.] // Современное дошкольное образование. – 2023. – № 4(118). – С. 56-63.
Коробейников, И.А. Прикладные результаты клинико-психолого-педагогического исследования современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2023. – № 7. – С. 28–42.
Баудэ, Е. А. Сурдопедагогические аспекты подготовки ребенка и его семьи к кохлеарной имплантации / Е.А. Баудэ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 62-70.
Яхнина, Е. З. Совершенствование диагностического инструментария для проведения мониторинга развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся на уровне основного общего образования / Е. З. Яхнина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 12-23.
Конференции  
Результаты интеллектуальной деятельности
Методические разработки
Аналитический обзор

XVII Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов, посвященной памяти профессора Р.Е. Левиной, «ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ…ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ» (28-29 февраля 2024 года, г. Курск)
Грибова О.Е. Логопедическое обследование: наука или искусство?

Международный форум «Преемственная система инклюзивного образования: современное состояние и перспективы развития» (11-13 марта 2024 года, г. Казань)
Кошечкина Т.В. Диагностика текстовой деятельности в устной и письменной речи – единая логика, различные средства
Либлинг М.М. Формы организации школьного обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
Антонова И.Д. Исследование школьной адаптации детей с РАС, обучающихся в младшей школе
Николаева Т.В. Сурдопедагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом: проблемы и пути решения
Абкович А.Я. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: актуальные научные представления и ключевые характеристики на современном этапе

Международный форум «Евразийский образовательный диалог» (18-19 апреля 2024 года, г. Ярославль)
Кошечкина Т.В. Влияние общения на развитие речи детей раннего и дошкольного возраста: как оценить и что исправить

Х Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2024 (31 мая 2024 года, г. Казань)
Либлинг М.М. Необходимые условия реализации вариативных образовательных стандартов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Международная научно-практическая конференция «Инклюзия XXI века: теория и практика психолого-педагогической поддержки семьи ребёнка с особыми образовательными потребностями» (20-21 июня 2024 года, г. Москва)
Никольская О.С. Задачи психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с аутизмом

II Международная конференция «Современные векторы развития специального и инклюзивного образования» (13-14 февраля 2024 года, г. Ярославль)
Сальникова Д. А. Факторы, влияющие на формирование сферы жизненной компетенции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата младшего школьного возраста

Международная научно-практическая конференция «60-е Евсевьевские чтения» (19-20 февраля 2024 года, г. Саранск)
Шилова Е.А. Представления разных участников образовательных отношений о сфере жизненной компетенции умственно отсталых подростков 

Международная научно-практическая конференция «Мозг, познание, язык: мультидисциплинарный подход к нейрореабилитации» К 140-летию выдающегося психиатра и логопеда Ю. А. Флоренской (4-5 апреля 2024 года, г. Москва)
Волкова С.В. Логопедическая помощь на разных этапах комплексного сопровождения детей с нейротравмой

Международная научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход как главное условие в своевременном выявлении снижения слуха и предупреждения инвалидности» (14–15 марта 2024 года, г. Алматы, Казахстан)
Переверзева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей дошкольного возраста с недостатками слуха в структуре множественных нарушений

Международный конгресс «Нейрореабилитация, 2024» (10-11 июня 2024 года, г. Москва)
Мартышевская Д.М. Роль дефектолога в работе с ребёнком в сниженном сознании, на этапе стационарного лечения

XXII Международный конгресс «Реабилитация и санаторно-курортное лечение 2024» (2-3 сентября 2024 года, г. Москва)
Мартышевская Д.М. Педагогические подходы в реабилитации на этапе санаторно-курортного лечения

Международная научно- практическая конференция «Современная логопедия: между традициями и новациями в контексте проблем специального и инклюзивного образования» (5-6 октября 2023 г., г. Санкт-Петербург)
Грибова О.Е. Логопедическое обследование: стандартизация ил персонализация?

Международная научно-практическая конференция «Педагогика сотрудничества в повышении качества образования: международный опыт и современные подходы» (13 ноября 2023г., г. Ташкент)
Переверзева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников со сложными сенсорными нарушениями

XVIII Международная научно-практическая конференция «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза, памяти профессора В. В. Коркунова» (12-13 апреля 2023 г., г. Екатеринбург)
Переверзева М.В. Использование дистанционных технологий при обследовании ребенка с выраженными нарушениями развития

VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации» (26 октября 2023 г., г. Москва)
Николаева Т.В., Баудэ Е.А. Сурдопедагогическая помощь дошкольнику с кохлеарными имплантами в группе общеразвивающей направленности

Международная научно-практическая конференция «Современное образовательное пространство в контексте ведущих социально-экономических вызовов» (22-23 ноября 2023г., г. Москва)
Болдинова О.Г. Формирование совместной деятельности дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования

XIII Междисциплинарный Конгресс с международным участием «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей» (16 - 18 ноября 2023 г., г. Москва)
Абкович А.Я. Алгоритм проектирования индивидуально-ориентированных условий обучения младших школьников с церебральным параличом

Интерактивная диагностическая карта сопровождения обучающихся с нарушениями зрения на уровне начального общего образования, 2024

База данная (БД) представляет собой интерактивную диагностическую карту, предназначенную для специалистов, учителей начальных классов, педагогов сопровождения обучающихся с нарушениями зрения 1 года обучения на уровне начального общего образования, реализующих варианты: 3.1, 3.2, 4.1, 4.2 Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования (ФАОП НОО). БД позволяет провести диагностику оценки компенсаторных способов действия и произвольного поведения, на ее основе создаются направления индивидуальной коррекционной работы, которые возможно включить к содержание образовательного процесса для достижения личностных результатов.

Авторы: Т.А. Соловьева, И.А. Коробейников, О.Г. Болдинова, Н.Ф. Маркова, А.А. Нигматтулина, Е.А. Кочетова.

Зарегистрирована в Роспатенте. Номер регистрации (свидетельства): 2024623757. Дата регистрации: 26.08.2024г.

 

Электронный ресурс. Пополняемая база данных методик клинико-психолого-педагогического исследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, 2024

База данных (БД) предназначена для систематизации методик клинико-психолого-педагогического исследования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наполнение БД производится посредством анализа статей в научных журналах, публикующих статьи по специальной педагогике и психологии, в которых представлен опыт применения методик Данные могут использоваться при организации комплексного клинико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также при подборе методов для проведения научных исследований в области специальной педагогики и психологии.

Авторы: Т.А. Соловьева, И.А. Коробейников, С.Б. Лазуренко, И.Н. Нурлыгаянов, М.А. Астахова.

Зарегистрирована в Роспатенте. Номер регистрации (свидетельства): 2024621084. Дата регистрации: 12.03.2024г.

 

Классификатор методик клинико-психолого-педагогического изучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, 2024

Программа предназначена для подбора методик по изучению клинико-психолого-педагогических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах. Сопоставление методик по ряду параметров позволяет избежать ошибочного применения методик при изучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и выстроить объективное исследование с использованием инструментария, соответствующего диагностическим требованиям.

Авторы: И.А. Коробейников, А.В. Голубчикова, И.Н. Нурлыгаянов, М.А. Астахова, А.И. Беликова, Л.А. Золотарев.

Зарегистрирована в Роспатенте. Номер регистрации (свидетельства): 2024683652. Дата регистрации: 14.10.2024г.

 

Диагностика оценки личностных образовательных достижений обучающихся с нарушениями зрения 1 года обучения на уровне начального общего образования, 2023

База данных содержит описание и материалы разработанной впервые методики диагностики личностных образовательных достижений обучающихся с нарушениями зрения 1 года обучения на уровне начального общего образования. Направлена на оптимизацию деятельности специалистов психолого-педагогического профиля. Рекомендуется для применения в методическом обеспечении деятельности специалистов образовательных и иных организаций, повышает точность выбора учителем-дефектологом содержания индивидуальной программы развития и организации коррекционно-педагогической работы с ребенком.

Авторы: Т.А. Соловьева, О.Г. Болдинова, Е.А. Иванова, Н.Ф. Маркова, Е.А. Кочетова.

Зарегистрирована в Роспатенте. Номер регистрации (свидетельства): 2023621691. Дата регистрации: 25.05.2023г.

Специальное образование в меняющемся мире

Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России

Периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии
Периодизация эволюции отношения Западной Европы к лицам с отклонениями в развитииМалофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация

Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Периодизация эволюции отношения Российского общества и государства к лицам с отклонениями в развитииМалофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация 
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования [Текст]: (социокультурный контекст) / Н.Н. Малофеев // Специальная педагогика: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. - 9-е изд., стер. - М., 2009. - Раздел I, гл. 3. - С. 87-121.Глава в учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в. [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. – М.: Изд-во УРАО, 2000. - 18,[2] с.Программа спецкурса
Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Основы управления специальным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Д.С. Шилова – М., 2001. - Гл. 1. - С. 5-47.Глава в учебное пособие для студентов пед. вузов
Впервые раскрыто содержание периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитииМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Впервые практика специального образования и ее эволюция стали самостоятельным предметом исследования. Периодизация становления и развития практики специального образования представлена как производная эволюции отношения
Периодизация становления практики помощи – системы специального образования в Западной ЕвропеМалофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация 
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Периодизация становления отечественной практики помощи – системы специального образования в РоссииМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Впервые показана роль различных течений христианства в развитии практики помощи детям с отклонениями в развитии
 Малофеев, Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М.: Экзамен, 2003. - 254 [1]с.Монография
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. У истоков сурдопедагогики: тайна Педро Понсе де Леона [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2009. - №6. - С. 3-13.Статья
Восстановлены имена священников, показан их вклад в становление практики специального образования на территории Российской Империи
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010. - Гл. 3: Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Становление отечественной системы специального образования. - С. 137-310.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10. Статья
Малофеев, Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачёва (тётя Катя) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 84-93. Статья
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62.Статья
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Впервые показано, как изменения социокультурного контекста жизни страны влияет на систему специального образования
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. "Проблема ЗПР – это в первую очередь проблема самого общества" [Текст]: [Беседа с директором Ин-та коррекц. педагогики Рос. акад. образования Н.Н. Малофеевым] / Н.Н. Малофеев; зап. О. Решетникова // Школьный психолог: еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1999. - № 32 (00.08). - С. 16.Статья
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н.Н. Малофеев / Начальная школа: плюс, минус. 2000. - № 12. - С. 3-12.Статья
Малофеев, Н.Н. От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с интеллектуальными проблемами [Текст] / Н.Н. Малофеев // Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: новые учеб. прогр. и метод. материалы / под ред. А.М. Щербаковой. - М., 2001. - Кн. 1. - С. 20-27.Статья
Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 7-11.Статья
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачёва (тётя Катя) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 84-93.Статья
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62.Статья
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Малофеев, Н.Н. История урядника-подвижника: появление первой школы для глухих детей на землях казачьего войска [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. - № 6. - С. 64-68.Статья
Доказано, что развитие университетов и осознание населением ценности образования является условием развития повсеместной практики специального образования
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62.Статья
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Малофеев, Н.Н. История урядника-подвижника: появление первой школы для глухих детей на землях казачьего войска [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. - № 6. - С. 64-68.Статья
Доказано, что наличие в стране продуктивной теории, выдающихся исследователей и очевидных результатов экспериментального обучения детей-инвалидов не является достаточным условием развития повсеместной практики специального образования
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 3: Обретение права на специальное обучение. - С. 93-215.; Гл. 4: Государство гарантирует право на специальное образование большинству детей с отклонениями в развитии. - С. 216-252.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010. - Гл. 3: Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Становление отечественной системы специального образования. - С. 137-310.
 
Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев  // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82.Статья
Малофеев, Н.Н. У истоков сурдопедагогики: тайна Педро Понсе де Леона [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2009. - №6. - С. 3-13.Статья
Выделены социокультурные условия, определяющие возможность становления системы специального образования, ее развития и дифференциации, освоения интегративных форм обучения
  Малофеев, Н.Н. История развития дефектологии в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания: сб. тез. статей юбилейной конф. / отв. ред. Е.С. Иванов. - СПб., 1994. - С. 5-8.Статья
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Интеграция детей с особыми проблемами: реалии России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Государство и дети: реальности России: материалы междунар. науч.-практической конф. - М., 1995. - С. 160-163.Статья
Малофеев, Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тез. междунар. семинара. - СПб., 1995. - С. 41-43. Статья
Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей [Текст] / Н.Н. Малофеев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара. – СПб, 1996. - С. 6-12. Статья
Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Инновации в российском образовании: специальное (коррекц.) образование 1999. - М., 1999. - С. 159-194.Статья
Малофеев, Н.Н. Интеграция: веяния времени и чаяния чиновников [Текст] / Н.Н. Малофеев // Классный вестник 5+, 2001. - № 7-8. - С. 16-19.Статья
Малофеев, Н.Н. Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. - М.: Изд-во УРАО, 2005. - 20 с.Программа спецкурса
Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения [Текст]: (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 3-18.Статья
Малофеев, Н.Н. Методические рекомендации по осуществлению интегрированного обучения в условиях специальных образовательных учреждений [Текст] / Н.Н. Малофеев, Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко. - М., 2006. - 48 с.Методические рекомендации
Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 71-78.Статья
Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.Статья
Малофеев: с «особыми» детьми должны работать только специалисты
http://ria.ru/edu_analysis/20100630/251245223.html
Интервью
Малофеев: школа должна учить ребенка-инвалида быть независимым 
http://ria.ru/edu_analysis/20100720/256560913.html 
Интервью  
Малофеев: российская система спецобразования несравнима с западной
http://ria.ru/edu_analysis/20100816/265691220.html 

Интервью
Малофеев, Н.Н. Право на образование, или Зачем нужна инклюзия  [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 2010. - № 35. - 31 августа.Статья
Малофеев, Н.Н. Из истории интегрированного обучения: как всё начиналось [Текст] / Н.Н. Малофеев // Управление ДОУ. - 2010. - № 6. - С. 114-123.Статья
Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения  [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина. // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 14-20.Статья
Малофеев, Н.Н. От интеграции к инклюзии: история специального образования в ХХ века [Текст]: [предисловие к статье М.Винзер «Эра инклюзии»] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 9-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Изменение специальной школы - неизбежный всемирный процесс (интервью) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Нижегородское образование. - 2010. - № 3. - С. 4-9.Статья
Создан универсальный инструмент анализа социокультурной жизни и прогнозирования тенденций развития практики помощи детям-инвалидам
 Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с.Диссертация 
Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-15.Статья
Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.Статья
Малофеев, Н.Н. Возвращаясь к напечатанному или о возможностях научного прогнозирования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 74-82.Статья
Создан инструмент анализа и оценки жизнеспособности инноваций в специальном образовании. Показано значение эволюционного, социально и культурно подготовленного развития практики специального образования
 Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.Статья
?    Малофеев Н.Н. Каждая реформа образования выталкивает детей в специальную школу [Текст] // Педагогический вестник. - 2007. - №5 (410-411). - 1-31 мая.Интервью
Малофеев, Н.Н. Возвращаясь к напечатанному или о возможностях научного прогнозирования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 74-82.Статья
Создан новый метод сравнительного анализа систем специального образования разных стран мира. В основу положен принцип сравнения аналогичных по содержанию этапов развития систем, которые могут приходиться на разные хронологические сроки
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Доказано: все тенденции и противоречия в развитии практики специального образования имеют глубокие социо-культурные корни и определенный исторический возраст
Доказано, что интеграция в образовании является производной развития гражданского общества, стремления к социальной интеграции меньшинств, одним из которых являются инвалидыМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г. – М. - 2001. - С. 30-46.Статья
Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74.Статья
Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.Статья
Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на пересмотр прав детей с особыми образовательными потребностями
Доказано, что развитие билингвистической системы обучения глухих, основанной на РЖЯ, является производной развития гражданского общества, ответом на предоставленное право на собственную культуру, язык, систему обучения, преследующую воспроизводство этой самобытной культуры меньшинстваМалофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Доказано, что принятая терминологическая парадигма описания проблем и системы помощи детям-инвалидам зависит от проживаемого страной периода эволюции отношения к таким детям. Смена периода эволюции отношения к детям-инвалидам влечет за собой изменение терминологической парадигмы
 Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312.Учебное пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Современное понятие «интеграция» [Текст]: термин и смысл / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тез. междунар. семинара. - СПб., 1995. - С. 41-43.Статья
Малофеев, Н.Н. Вчера – ребенок-«инвалид». Сегодня – «проблемный» [Текст]: [Беседа с директором Ин-та коррекц. педагогики Рос. акад. образования Н.Н. Малофеевым] / Н.Н. Малофеев; зап. Я. Быстрицкая // Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1998. - N11 (00.03). - C. 14.Интервью
Малофеев, Н.Н. Исключительное детство? [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 1999. - № 14. - 13 апреля.Интервью
Разработана Программа развития научных исследований в России, основанная на понимании двух взаимосвязанных процессов: развития отечественной научной школы и жизнеспособных тенденций в развитии практики
  О целевой комплексной программе «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития» [Текст]:  решение коллегии от 26.01.90 №212 // Практическая психология - основа индивидуализации и дифференциации образования [cб. информ. материалов с июля 1998г. по сентябрь 1990г.] / Гос. ком. СССР по нар. образованию, отд. перспектив. развития и информ; [сост. А.Г. Асмолов]. - М.: Б.и., 1991. - С. 134-153.Целевая комплексная программа на 1990-1995гг.
Практическая психология - основа индивидуализации и дифференциации образования [Текст]: [cб. информ. материалов с июля 1998г. по сентябрь 1990г.] / Гос. ком. СССР по нар. образованию, отд. перспектив. развития и информ; [сост. А.Г. Асмолов]. - М.: Б.и., 1991. - Разд. III : Социально-психологическая поддержка детей с отклонениями в развитии. - C. 154-181.Целевая комплексная программа на 1990-1995гг.
Малофеев, Н.Н. Институт коррекционной педагогики  [Текст]: цели и приоритеты / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1993. - №3. - С. 3-7.Статья
Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы специального образования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1994. - № 6. - С. 3-9.Статья
Малофеев, Н.Н. За пределами квадрата [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 1995. - № 43.Интервью
Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-15.Статья
Малофеев, Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 6. - 3-10.Статья
Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей [Текст] / Н.Н. Малофеев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара. – СПб., 1996. - С. 6-12.Статья
Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Инновации в российском образовании: специальное (коррекц.) образование 1999. - М., 1999. - С. 159-194.Статья
Малофеев, Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка [Текст] / Н.Н. Малофеев // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: материалы науч.-практической. конф. – М., 1999. - С. 7-14.Статья
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г. – М. - 2001. - С. 30-46.Статья
Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 7-11.Статья
Разработано программно-методическое обеспечение новой учебной дисциплины «Социо-культурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в.»
 Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в. [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. – М.: Изд-во УРАО, 2000. - 18,[2] с.Программа курса
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.Пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил.Пособие для студентов пед. вузов
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 2. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение. - (В печати).Пособие для студентов пед. вузов
Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России