Научно-исследовательская работа
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Период реализации проекта
2023-2025

Цель исследования
Теоретико-методологическое обоснование и разработка кодов к проектированию индивидуальной динамики достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, измеримой методами доказательной педагогики.

Руководитель
Алла Яковлевна Абкович
кандидат педагогических наук
Ключевые результаты

Составлены научно-методические рекомендации по организации процедуры промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ и использованию разработанного фонда оценочных средств.
Разработаны и апробированы 8 комплектов дифференцированных по нозологическим группам тестовых заданий (фонд оценочных средств) по учебным дисциплинам «Русский язык» и «Математика» для обучающихся с ОВЗ 4(5), 6, 8(9) классов, осваивающих варианты 2 АООП НОО и АООП ООО.
Ключевые результаты

Получены новые научные данные об особенностях формирования функциональной грамотности у младших школьников с ОВЗ и их особых образовательных потребностях в этой сфере;
Уточнены представления об особенностях формирования письменной речи и структуре дисграфических и орфографических ошибок у подростков с ТНР
Получены новые данные о структуре речевых нарушений у обучающихся с НОДА на уровне основного общего образования
Разработан конструктор программно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности (читательской, цифровой, финансовой) и научно-методические рекомендации по его использованию
Основные публикации
![]() |
Крутякова, Е. Н. Структура речевых нарушений у подростков с двигательной патологией / Е. Н. Крутякова, А. Я. Абкович, В. В. Свисткова // Дефектология. – 2024. – № 5. – С. 47-56. |
![]() |
Абкович, А. Я. Исследование профессиональных представлений педагогов в области организации промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / А. Я. Абкович, К. Б. Пархоменко (Сыроваткина-Сидорина) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 4. – С. 58-68. |
![]() |
Костин, И. А. Школьники с расстройствами аутистического спектра (РАС) в пространстве Интернета: возможности и вызовы / И. А. Костин, Д. Е. Артемьева // Актуальные проблемы психологического знания. – 2024. – № 4(69). – С. 315-329. – DOI 10.51944/20738544_2024_4_315. – EDN DJCEDR. |
![]() |
Пархоменко (Сыроваткина-Сидорина), К. Б. Особенности восприятия детьми с задержкой психического развития художественных текстов при диалогическом чтении / К. Б. Пархоменко (Сыроваткина-Сидорина) // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2024. – № 57(2). – С. 102-110. |
![]() |
Четверикова, Т. Ю. Диагностический инструментарий по русскому языку для оценки предметных результатов обучающихся с нарушениями слуха / Т. Ю. Четверикова // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 84-4. – С. 320-323. |
![]() |
Четверикова Т.Ю. Ориентация содержания учебных материалов по русскому языку на развитие жизненной компетенции обучающихся с нарушениями слуха // Письма в Эмиссия. Оффлайн. (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2024. №3 (март). ART 3357. URL: http://emissia.org/offline/2024/3357.htm |
![]() |
Грибова, О. Е. Актуальные направления изучения дисграфии / О. Е. Грибова, Е. Д. Варюшина // Специальное образование и социокультурная интеграция. – 2024. – № 7. – С. 100-106. |
![]() |
Пархоменко (Сыроваткина-Сидорина), К. Б. Функциональное чтение как специальное условие формирования функционально грамотной личности в младшем школьном возрасте / К. Б. Пархоменко (Сыроваткина-Сидорина) // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Кострома, 18–19 апреля 2024 года. – Кострома: Костромской государственный университет, 2024. – С. 301-305. |
![]() |
Четверикова, Т. Ю. Моделирование содержания контрольных работ по русскому языку для оценки образовательных достижений обучающихся с нарушениями слуха на уровне основного общего образования / Т. Ю. Четверикова // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : Сборник научных и научно-методических статей по материалам IХ Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 27 сентября 2024 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2024. – С. 714-718. |
![]() |
Четверикова, Т. Ю. Формирование реабилитационной культуры семьи, воспитывающей ребёнка с нарушениями развития / Т. Ю. Четверикова // Развитие потенциала семьи в современном мире : Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 18 апреля 2024 года. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2024. – С. 339-348. |
![]() |
Четверикова, Т. Ю. Результаты проектирования специального предмета «Развитие речи», подлежащего освоению обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования / Т. Ю. Четверикова // Актуальные проблемы науки и образования : Материалы Международного форума, Екатеринбург, 13–14 декабря 2023 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2024. – С. 406-411. |
![]() |
Четверикова Т.Ю. Проектирование контрольно-измерительных материалов по русскому языку, осваиваемому обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования . // Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных статей / редакционная коллегия: Ю.В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. – Саратов : саратовский университет [издание]. 2024. – Вып.7 c. 360-366. |
![]() |
Соловьева, Т. А. К вопросу об оценке образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Т. А. Соловьева, А. Я. Абкович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 8. – С. 7-18. |
![]() |
Кукушкина Е.А., Нигматуллина А.А. Предметно-практическое обучение в современной школе для детей с нарушениями слуха: взгляд с позиции учителя класса // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 71–77. |
![]() |
Сыроваткина-Сидорина, К. Б. Изучение использования учителями психолого-педагогических приемов развития навыков функционального чтения у младших школьников с задержкой психического развития / К. Б. Сыроваткина-Сидорина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 24-30. |
![]() |
Сыроваткина-Сидорина, К. Б. Специальные условия и приемы развития функциональной читательской грамотности в инклюзивной и коррекционных классах начальной школы // Качество педагогического образования в условиях современных вызовов [Электронный ресурс]: сборник научных трудов IX Международного форума по педагогическому образованию (Казань, 24–26 мая 2023 г.). – Электронные текстовые данные (1 файл: 7,07 Мб). – Казань: – Казань: Издательство Казанского университета, 2023. – Ч. II. – С.431-437 |
ІІ Международная научно-практическая конференция «Специальное образование
в современном мире: ценности, традиции и инновации» (26 декабря 2024 года, г. Минск)
Абкович А.Я. Подходы к оценке образовательных результатов обучающихся с особенностями психофизического развития при освоении естественно-научных дисциплин
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование
и социокультурная интеграция – 2024: актуальные проблемы коррекционной педагогики, специальной психологии, психолингвистики» (15-16 ноября 2024 года, г. Саратов)
Грибова О.Е. О роли языковой и метаязыковой способностей в развитии речи ребенка: гипотетическая модель
Кошечкина Т.В. Интерпретация текстовой деятельности с позиций теоретической модели психолингвоперсонологии К. Ф. Седова
Четверикова Т.Ю. Проектирование контрольно-измерительных материалов по русскому языку, осваиваемому обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования
IХ Международная научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» (27 сентября 2024 года, г. Чебоксары)
Четверикова Т.Ю. Моделирование содержания контрольных работ по русскому языку для оценки образовательных достижений обучающихся с нарушениями слуха на уровне основного общего образования
Международный XXI традиционный эвристический проект День дефектологии «Cемья в жизни особого ребёнка» (23 апреля 2024 года, г. Новосибирск)
Антонова С.Л. Тематический образовательный марафон как средство развития универсальных учебных действий слабовидящих младших школьников
II Международная научно-практическая конференция «Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст» (18–19 апреля 2024 года, г. Кострома)
Пархоменко (Сыроваткина-Сидорина) К.Б. Функциональная читательская грамотность как условие становления личности младшего школьника при нормативном и отклоняющемся развитии
Международная научно-практическая конференция «Развитие потенциала семьи в современном мире» (18 апреля 2024 года, г. Орехово-Зуево)
Четверикова Т.Ю. Формирование реабилитационной культуры семьи, воспитывающей ребёнка с нарушениями развития
II Международная научная конференция «Современные векторы развития специального и инклюзивного образования» (13-14 февраля 2024 года, г. Ярославль)
Абкович А.Я. Особенности оценки образовательных результатов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования
VI Международная научно-практическая конференция «Шамовские чтения» (25-30 января 2024 года, г. Москва)
Абкович А.Я. Современные научные исследования в области образования детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата
XVIII Международная научно-практическая конференция «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза, памяти профессора В. В. Коркунова» (12-13 апреля 2023 года, г. Екатеринбург
Абкович А.Я. Современные тенденции в сфере общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Грибова О.Е. Организация обучения лиц с ТНР
Костин И.А. Специфика адаптированных образовательных программ основного общего образования обучающихся с РАС
II Международная Ассамблея Российской академии образования (18 апреля 2023 года, г. Москва)
Бабкина Н.В. Специальное и инклюзивное образование с учетом ФАОП
XVI Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Встреча поколений… февральские чтения» (28 февраля - 1 марта 2023 года, г. Курск)
Сыроваткина-Сидорина К.Б. Создание специальных условий для развития читательской грамотности у дошкольников с задержкой психического развития
IX Международный форум по педагогическому образованию «Качество педагогического образования в условиях современных вызовов» (24 мая 2023 года, г. Казань)
Сыроваткина-Сидорина К.Б. Специальные условия и приемы развития функциональной читательской грамотности в инклюзивной и коррекционных классах начальной школы
Конструктор программно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности, 2024
База данных (БД) представляет собой конструктор программно-методического обеспечения формирования функциональной грамотности у обучающихся, предназначенный для специалистов, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. БД позволяет создавать рабочие программы начального общего образования по формированию функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в рамках внеурочной деятельности.
Авторы: Т.А. Соловьева, А.И. Беликова, К.Б. Пархоменко, О.Г. Болдинова, А.Я. Абкович, Л.А. Золотарев.
Зарегистрирована в Роспатенте. Номер регистрации (свидетельства): 2025620009. Дата регистрации: 09.01.2025г.
Диагностический инструментарий для оценки динамики образовательных и личностных достижений обучающихся с задержкой психического развития (3 и 4 классы), 2023
База данных (БД) содержит диагностический инструментарий для оценки образовательных и личностных достижений детей с задержкой психического развития (ЗПР), обучающихся по ФАОП НОО ОВЗ (вариант 7.2). БД позволяет применять адаптированный инструментарий оценивания предметных и метапредметных результатов; выявлять образовательные дефициты обучающихся с ЗПР и качество достижения планируемых личностных результатов образования в 3 и 4 классах.
Авторы: Н.В. Бабкина, А.Д. Вильшанская.
Зарегистрирована в Роспатенте. Номер регистрации (свидетельства): 2023624838. Дата регистрации: 21.12.2023г.
Социологический анализ и прогнозирование развития специального образования в России
Периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии | ||
Периодизация эволюции отношения Западной Европы к лицам с отклонениями в развитии | Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с. | Диссертация |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Периодизация эволюции отношения Российского общества и государства к лицам с отклонениями в развитии | Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с. | Диссертация |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования [Текст]: (социокультурный контекст) / Н.Н. Малофеев // Специальная педагогика: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. - 9-е изд., стер. - М., 2009. - Раздел I, гл. 3. - С. 87-121. | Глава в учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в. [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. – М.: Изд-во УРАО, 2000. - 18,[2] с. | Программа спецкурса | |
Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Основы управления специальным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Д.С. Шилова – М., 2001. - Гл. 1. - С. 5-47. | Глава в учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Впервые раскрыто содержание периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии | Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Впервые практика специального образования и ее эволюция стали самостоятельным предметом исследования. Периодизация становления и развития практики специального образования представлена как производная эволюции отношения | ||
Периодизация становления практики помощи – системы специального образования в Западной Европе | Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с. | Диссертация |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Периодизация становления отечественной практики помощи – системы специального образования в России | Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов |
Впервые показана роль различных течений христианства в развитии практики помощи детям с отклонениями в развитии | ||
Малофеев, Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М.: Экзамен, 2003. - 254 [1]с. | Монография | |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. У истоков сурдопедагогики: тайна Педро Понсе де Леона [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2009. - №6. - С. 3-13. | Статья | |
Восстановлены имена священников, показан их вклад в становление практики специального образования на территории Российской Империи | ||
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010. - Гл. 3: Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Становление отечественной системы специального образования. - С. 137-310. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачёва (тётя Катя) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 84-93. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82. | Статья | |
Впервые показано, как изменения социокультурного контекста жизни страны влияет на систему специального образования | ||
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. "Проблема ЗПР – это в первую очередь проблема самого общества" [Текст]: [Беседа с директором Ин-та коррекц. педагогики Рос. акад. образования Н.Н. Малофеевым] / Н.Н. Малофеев; зап. О. Решетникова // Школьный психолог: еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1999. - № 32 (00.08). - С. 16. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н.Н. Малофеев / Начальная школа: плюс, минус. 2000. - № 12. - С. 3-12. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. От профессионально-трудового обучения к повышению адаптационных возможностей детей с интеллектуальными проблемами [Текст] / Н.Н. Малофеев // Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: новые учеб. прогр. и метод. материалы / под ред. А.М. Щербаковой. - М., 2001. - Кн. 1. - С. 20-27. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 7-11. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачёва (тётя Катя) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 84-93. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. История урядника-подвижника: появление первой школы для глухих детей на землях казачьего войска [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. - № 6. - С. 64-68. | Статья | |
Доказано, что развитие университетов и осознание населением ценности образования является условием развития повсеместной практики специального образования | ||
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - №3. - С. 3-10. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004 - № 2. - С. 52-62. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. История урядника-подвижника: появление первой школы для глухих детей на землях казачьего войска [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. - № 6. - С. 64-68. | Статья | |
Доказано, что наличие в стране продуктивной теории, выдающихся исследователей и очевидных результатов экспериментального обучения детей-инвалидов не является достаточным условием развития повсеместной практики специального образования | ||
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 3: Обретение права на специальное обучение. - С. 93-215.; Гл. 4: Государство гарантирует право на специальное образование большинству детей с отклонениями в развитии. - С. 216-252. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010. - Гл. 3: Обретение права на обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Становление отечественной системы специального образования. - С. 137-310. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. Обучение слепых в России XIX века: государство и филантропия [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 74-82. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. У истоков сурдопедагогики: тайна Педро Понсе де Леона [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2009. - №6. - С. 3-13. | Статья | |
Выделены социокультурные условия, определяющие возможность становления системы специального образования, ее развития и дифференциации, освоения интегративных форм обучения | ||
Малофеев, Н.Н. История развития дефектологии в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания: сб. тез. статей юбилейной конф. / отв. ред. Е.С. Иванов. - СПб., 1994. - С. 5-8. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. Интеграция детей с особыми проблемами: реалии России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Государство и дети: реальности России: материалы междунар. науч.-практической конф. - М., 1995. - С. 160-163. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тез. междунар. семинара. - СПб., 1995. - С. 41-43. | Статья | |
Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей [Текст] / Н.Н. Малофеев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара. – СПб, 1996. - С. 6-12. | Статья | |
Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Инновации в российском образовании: специальное (коррекц.) образование 1999. - М., 1999. - С. 159-194. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Интеграция: веяния времени и чаяния чиновников [Текст] / Н.Н. Малофеев // Классный вестник 5+, 2001. - № 7-8. - С. 16-19. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. - М.: Изд-во УРАО, 2005. - 20 с. | Программа спецкурса | |
Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения [Текст]: (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 3-18. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Методические рекомендации по осуществлению интегрированного обучения в условиях специальных образовательных учреждений [Текст] / Н.Н. Малофеев, Т.С. Зыкова, Н.Д. Шматко. - М., 2006. - 48 с. | Методические рекомендации | |
Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 71-78. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9. | Статья | |
Малофеев: с «особыми» детьми должны работать только специалисты http://ria.ru/edu_analysis/20100630/251245223.html | Интервью | |
Малофеев: школа должна учить ребенка-инвалида быть независимым http://ria.ru/edu_analysis/20100720/256560913.html | Интервью | |
Малофеев: российская система спецобразования несравнима с западной http://ria.ru/edu_analysis/20100816/265691220.html | Интервью | |
Малофеев, Н.Н. Право на образование, или Зачем нужна инклюзия [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 2010. - № 35. - 31 августа. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Из истории интегрированного обучения: как всё начиналось [Текст] / Н.Н. Малофеев // Управление ДОУ. - 2010. - № 6. - С. 114-123. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина. // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 14-20. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. От интеграции к инклюзии: история специального образования в ХХ века [Текст]: [предисловие к статье М.Винзер «Эра инклюзии»] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 9-10. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Изменение специальной школы - неизбежный всемирный процесс (интервью) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Нижегородское образование. - 2010. - № 3. - С. 4-9. | Статья | |
Создан универсальный инструмент анализа социокультурной жизни и прогнозирования тенденций развития практики помощи детям-инвалидам | ||
Малофеев, Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук в форме науч. докл: 13.00.01, 13.00.03 / Малофеев Николай Николаевич. - М., 1996. - 81 с. | Диссертация | |
Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-15. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Возвращаясь к напечатанному или о возможностях научного прогнозирования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 74-82. | Статья | |
Создан инструмент анализа и оценки жизнеспособности инноваций в специальном образовании. Показано значение эволюционного, социально и культурно подготовленного развития практики специального образования | ||
Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74. | Статья | |
? Малофеев Н.Н. Каждая реформа образования выталкивает детей в специальную школу [Текст] // Педагогический вестник. - 2007. - №5 (410-411). - 1-31 мая. | Интервью | |
Малофеев, Н.Н. Возвращаясь к напечатанному или о возможностях научного прогнозирования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 74-82. | Статья | |
Создан новый метод сравнительного анализа систем специального образования разных стран мира. В основу положен принцип сравнения аналогичных по содержанию этапов развития систем, которые могут приходиться на разные хронологические сроки | ||
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Доказано: все тенденции и противоречия в развитии практики специального образования имеют глубокие социо-культурные корни и определенный исторический возраст | ||
Доказано, что интеграция в образовании является производной развития гражданского общества, стремления к социальной интеграции меньшинств, одним из которых являются инвалиды | Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312. | Учебное пособие для студентов пед. вузов |
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г. – М. - 2001. - С. 30-46. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67-74. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9. | Статья | |
Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на пересмотр прав детей с особыми образовательными потребностями | ||
Доказано, что развитие билингвистической системы обучения глухих, основанной на РЖЯ, является производной развития гражданского общества, ответом на предоставленное право на собственную культуру, язык, систему обучения, преследующую воспроизводство этой самобытной культуры меньшинства | Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312. | Учебное пособие для студентов пед. вузов |
Доказано, что принятая терминологическая парадигма описания проблем и системы помощи детям-инвалидам зависит от проживаемого страной периода эволюции отношения к таким детям. Смена периода эволюции отношения к детям-инвалидам влечет за собой изменение терминологической парадигмы | ||
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - Гл. 5: От равных прав к равным возможностям, от институционализации к интеграции. - С. 253-312. | Учебное пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. Современное понятие «интеграция» [Текст]: термин и смысл / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: тез. междунар. семинара. - СПб., 1995. - С. 41-43. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Вчера – ребенок-«инвалид». Сегодня – «проблемный» [Текст]: [Беседа с директором Ин-та коррекц. педагогики Рос. акад. образования Н.Н. Малофеевым] / Н.Н. Малофеев; зап. Я. Быстрицкая // Упр. шк.: Еженед. прил. к газ. "Первое сентября". - 1998. - N11 (00.03). - C. 14. | Интервью | |
Малофеев, Н.Н. Исключительное детство? [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 1999. - № 14. - 13 апреля. | Интервью | |
Разработана Программа развития научных исследований в России, основанная на понимании двух взаимосвязанных процессов: развития отечественной научной школы и жизнеспособных тенденций в развитии практики | ||
О целевой комплексной программе «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с недостатками умственного и физического развития» [Текст]: решение коллегии от 26.01.90 №212 // Практическая психология - основа индивидуализации и дифференциации образования [cб. информ. материалов с июля 1998г. по сентябрь 1990г.] / Гос. ком. СССР по нар. образованию, отд. перспектив. развития и информ; [сост. А.Г. Асмолов]. - М.: Б.и., 1991. - С. 134-153. | Целевая комплексная программа на 1990-1995гг. | |
Практическая психология - основа индивидуализации и дифференциации образования [Текст]: [cб. информ. материалов с июля 1998г. по сентябрь 1990г.] / Гос. ком. СССР по нар. образованию, отд. перспектив. развития и информ; [сост. А.Г. Асмолов]. - М.: Б.и., 1991. - Разд. III : Социально-психологическая поддержка детей с отклонениями в развитии. - C. 154-181. | Целевая комплексная программа на 1990-1995гг. | |
Малофеев, Н.Н. Институт коррекционной педагогики [Текст]: цели и приоритеты / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1993. - №3. - С. 3-7. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы специального образования [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1994. - № 6. - С. 3-9. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. За пределами квадрата [Текст] / Н.Н. Малофеев // Учительская газ. - 1995. - № 43. | Интервью | |
Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 3-10. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-15. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 6. - 3-10. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей [Текст] / Н.Н. Малофеев // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: материалы междунар. семинара. – СПб., 1996. - С. 6-12. | Статья | |
Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Инновации в российском образовании: специальное (коррекц.) образование 1999. - М., 1999. - С. 159-194. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка [Текст] / Н.Н. Малофеев // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: материалы науч.-практической. конф. – М., 1999. - С. 7-14. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России [Текст] / Н.Н. Малофеев // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г. – М. - 2001. - С. 30-46. | Статья | |
Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 7-11. | Статья | |
Разработано программно-методическое обеспечение новой учебной дисциплины «Социо-культурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в.» | ||
Малофеев, Н.Н. Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в. [Текст]: программа спецкурса / Н.Н. Малофеев. – М.: Изд-во УРАО, 2000. - 18,[2] с. | Программа курса | |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил. | Пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 1. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.: ил. | Пособие для студентов пед. вузов | |
Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - Ч. 2. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение. - (В печати). | Пособие для студентов пед. вузов |