В период с 18 по 21 апреля 2023 года в Российской академии образования прошла II Международная ассамблея «Педагог и время». Она была посвящена 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского и 80-летию создания РАО.
Руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук С.Б. Лазуренко выступила с открытой лекцией «Дошкольник с ОВЗ в образовательной организации: насущные проблемы и пути их решения». Она отметила, что организация образования дошкольников с ОВЗ происходит в соответствии с нормативными документами, утвержденными Правительством РФ, и локальными актами с учетом изменений 2021-2022 гг. «Общее образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне их (самообразование, семейная форма», - подчеркнула С.Б. Лазуренко.
Далее она остановилась на специфике выбора образовательного маршрута, обратила особое внимание на наличие четырех вариантов образования дошкольников с ОВЗ – от единой организации образования с дополнением коррекционных курсов до дифференцированного обучения, учитывающего интеллектуальный потенциал, характер и тяжесть ограничений здоровья ребенка. С.Б. Лазуренко также обратила внимание на реализацию межпредметных связей в ходе образовательной деятельности в образовательных областях, роль специальных методов обучения. Она также сделала акцент на необходимость расширения сотрудничества науки и практики при формировании методических наработок для совершенствования образовательного процесса. По окончании лекции С.Б. Лазуренко ответила на многочисленные вопросы слушателей.
В ходе работы круглого стола «Специальное и инклюзивное образование с учетом ФАОП» его участники также заслушали развернутый доклад зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП, доктора психологических наук Н.В. Бабкиной. Она, в частности, отметила, что включение детей с ОВЗ в единое образовательное пространство – важнейший приоритет государственной образовательной политики, в связи с чем крайне важно рассмотрение вопросов единства и доступности образовательной среды для учащихся с ОВЗ как в формате специализированных образовательных организаций, так и инклюзивных детских садов и школ. «В настоящее время выстроена единая, непрерывная коррекционно-развивающая направленность в реализации не только специальных предметов и коррекционных курсов, но и общеобразовательных учебных дисциплин», - сказала она. Далее Н.В. Бабкина рассказала об изменениях в законодательной базе, в требованиях СанПиН, после чего подробно изложила принципы и подходы к формированию ФАОП, а также рассказала о ФАОП по отдельным группам обучающихся с ОВЗ.
Н.В. Бабкина также ознакомила слушателей с актуальными направлениям научных исследований и технологий, которые создаются сотрудниками ИКП для совершенствования образовательной практики, после чего ответила на вопросы участников круглого стола.