13 ноября 2024 года в Москве прошел Региональный круглый стол «От истоков развития тифлопедагогики и тифлопсихологии в мире к современности». Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Российская академия образования, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».
Работа круглого стола была приурочена ко дню рождения В. Гаюи и Международному дню слепых людей. В заседании приняли участие педагоги, психологи, учителя-дефектологи образовательных организаций, профессорско-преподавательский состав организаций высшего образования, студенты, аспиранты, специалисты в области развития детей с нарушениями зрения, научные работники и др.
В ходе встречи ее участники обсудили научное наследие известных российских и зарубежных тифлологов, роль этого наследия в современной тифлопедагогической и тифлопсихологической науке и практике. Были подняты важные вопросы, касающиеся развития образования обучающихся с нарушениями зрения, инновационных подходов к организации обучения и воспитания детей с нарушениями зрения на разных уровнях и этапах образования в контексте вызовов современности, внедрения эффективных технологий обучения и воспитания слепых и слабовидящих обучающихся в образовательных организациях, диагностики и коррекции нарушений развития у слепых и слабовидящих детей и взрослых, современных тенденций научных исследований в тифлопедагогике и тифлопсихологии.
От Института коррекционной педагогики в работе круглого стола приняли участие сотрудники двух лабораторий: лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения и лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи.
Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения, к.пед.н. О.Г. Болдинова представила разработанную в ИКП интерактивную карту с диагностикой компенсаторных способов действий и произвольного поведения обучающихся с нарушением зрения. Формирование профессиональной жизненной компетенции у подростков с нарушениями зрения стало предметом обсуждения в докладе Е.А. Ивановой, старшего научного сотрудника лаборатории, к.пед.н. Н.Ф. Маркова, научный сотрудник лаборатории, рассказала об особенностях формирования компьютерной грамотности обучающихся с нарушениями зрения. А.А. Нигматулина, младший научный сотрудник, в своем выступлении систематизировала особенности личностных достижений подростков с нарушениями зрения.
Лаборатория комплексных исследований в области ранней помощи была представлена тремя докладами. Доклад Ю.А. Разенковой, зав. лабораторией, д.пед.н., был посвящен анализу вариантов развития общения слепого ребенка первых лет жизни. Т.П. Кудрина, старший научный сотрудник, к.пед.н., посвятила свой доклад теме разрешения трудных жизненных ситуаций в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения. А.В. Павлова и Т.Ю. Корниенко, научные сотрудники лаборатории, рассмотрели потребности, ресурсы и трудности разных семей: семей с детьми-инвалидами по зрению и семей с детьми с функциональными нарушениями зрения.