С 11 по 13 марта 2024 года в Казани проходил Международный форум «Преемственная система инклюзивного образования: современное состояние и перспективы развития». Мероприятие состоялось на базе ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)». Организаторами Форума выступили Министерство образования и науки Республики Татарстан, общественная палата Республики Татарстан, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, Международная академия наук педагогического образования, ГБУ «Республиканский центр «Лето», МОО «Лига преподавателей высшей школы Российской Федерации», АНО «Белая трость» и АНО «Все для детей».

Участниками этого масштабного события стали педагогические и социальные работники, психологи, ученые, сотрудники министерств и ведомств, политики и общественные деятели, студенты, представители молодежных общественных организаций, волонтеры, правозащитники, представители некоммерческих организаций и родительских сообществ, благотворительных фондов.

В первый день Форума состоялась Международная олимпиада школьников и студентов по социокультурной и образовательной инклюзии «ВМЕСТЕ МЫ – СИЛА!», в которой приняли участие 117 обучающихся. Второй и третий день работы были посвящены обмену опытом и обсуждению результатов научных исследований в области инклюзивной психологии и педагогики на проводившейся в рамках Форума XIII Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: современное состояние и перспективы развития». В ходе пленарных заседаний обсуждались проблемы и перспективы современного состояния инклюзивного образования в России и в Республике Беларусь, были проанализированы эффективные практики развития инклюзивного образования и социокультурной инклюзии, развития жизненных компетенций лиц с ОВЗ и/или инвалидностью. На заседаниях семи секций ученые и молодые специалисты, эксперты в области педагогики и психологии, медицины и социологии, культурологии и права, представители некоммерческих организаций и органов управления рассмотрели актуальные направления развития преемственной системы инклюзивного образования в ближайшие годы.

Сотрудники ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» принимали участие в проходивших 13 марта секционных заседаниях конференции.

Специалисты лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи участвовали в секции № 2 «Коррекционно-развивающая деятельность педагогов с детьми с нарушениями речи». Заведующая лабораторией, к.пед.н. Е.Л. Ворошилова выступила в роли модератора секции и представила доклад на тему «Феномен заикания как дефекта речевой коммуникации с позиции антрополого-дискурсивного подхода». Доклад старшего научного сотрудника Т.В. Кошечкиной был посвящен проблеме диагностики текстовой деятельности в устной и письменной речи. Научный сотрудник И.В. Малкова выступила с докладом «Поиск методологического обоснования оценки речи как средства обобщения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

Модератором секции № 3 «Коррекционно-развивающая деятельность педагогов с детьми с нарушениями зрения» стала и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова. Также Ольга Геннадьевна представила сообщение на тему «Оценка сформированности сферы жизненной компетенции обучающихся с нарушениями зрения», в котором рассмотрела факторы, влияющие на процесс и результат формирования сферы жизненной компетенции, провела анализ представлений педагогов и родителей о навыках жизненных компетенций у обучающихся с нарушениями зрения, рассказала о направлениях специальной работы по их формированию.

Сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития участвовали в работе секции № 4 «Коррекционно-развивающая деятельность педагогов с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)». Заведующая лабораторией, к.пед.н. А.Я. Абкович модерировала работу секции и выступила с докладом «Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: актуальные научные представления и ключевые характеристики на современном этапе», в котором рассказала об актуальных научных исследованиях в области обучения и изучения детей с НОДА и специфике изменения контингента школ для детей с НОДА. В сообщении младшего научного сотрудника Е.Е. Переверзевой раскрывались психолого-педагогические особенности детей с миодистрофией Дюшенна и их влияние на процесс обучения.

В работе секционного заседания № 5 «Коррекционно-развивающая деятельность педагогов с детьми с нарушениями слуха» приняли участие сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха. Выступление заведующей лабораторией, д.пед.н. Т.В. Николаевой было посвящено проблеме оказания сурдопедагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Татьяна Вячеславна обозначила проблемные зоны дошкольного образования детей с нарушенным слухом и рассмотрела пути повышения его эффективности. В докладе ведущего научного сотрудника, к.пед.н. Е.З. Яхниной были раскрыты условия реализации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха на уровне начального общего и основного общего образования. Также Елена Захаровна рассказала о содержании и направлениях коррекционно-развивающей работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся с нарушениями слуха.

Сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом выступили на секции № 6 «Коррекционно-развивающая деятельность педагогов с детьми с РАС, интеллектуальными нарушениями и ЗПР». Заведующая лабораторией, к.психол.н. М.М. Либлинг стала модератором секции и представила доклад на тему «Формы организации школьного обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями». Старший научный сотрудник, к.психол.н. И.Д. Антонова в докладе «Исследование школьной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра, обучающихся в младшей школе» представила результаты лонгитюдного исследования, посвященного оценке качества и значимым факторам адаптации детей с РАС.

Также в работе секции № 6 приняла участие старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, к.пед.н. Е.А. Кинаш. Елена Александровна выступила в роли приглашенного эксперта и представила доклад «Актуальные проблемы и перспективы инклюзивного образования школьников с интеллектуальными нарушениями», в котором осветила вопросы организации инклюзивного образования школьников с интеллектуальными нарушениями, создания специальных педагогических условий, необходимых при внедрении инклюзии в образовательной организации, рассказала о трудностях и перспективах совместного обучения детей с умственной отсталостью с нормативно развивающимися сверстниками.

 

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52