12 ноября в «Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете» состоялась международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка, нуждающегося в особой заботе государства: взгляд молодых ученых».
Участники рассмотрели результаты исследований молодых ученых и практический опыт в области психолого-педагогической и социальной поддержки семей, воспитывающих детей, нуждающихся в особом внимании со стороны государства.
Под руководством В.С. Васильевой, к.пед.н., доцента и декана факультета инклюзивного и коррекционного образования ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», прошло пленарное заседание. На заседании обсуждались актуальные возможности системы образования в оказании психологической и социальной поддержки семьям особого ребенка.
В рамках заседания выступила С.Б. Лазуренко, д.пед.н., член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, с докладом на тему «Баланс необходимости владения информацией и избегания травматизации родителей при изучении социальной ситуации развития ребёнка с особыми образовательными потребностями». В своём выступлении Светлана Борисовна раскрыла специфику профессиональной деятельности специалистов психолого-педагогического профиля при консультировании семьи ребенка с особыми образовательными потребностями. Она отметила, что достаточно часто родители находятся в состоянии стресса, поэтому взаимодействие с ними требует дополнительны профессиональных компетенций и учета таких социальные факторов как родительская позиция, мотивы и ценности, наличие социальных ресурсов. Основная цель психолого-педагогической помощи заключается в предотвращении распада семьи и сохранении психологического, личностного и трудового потенциала родителей. К.А. Боженкова, к.пед.н., старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации в докладе «Исследовательская деятельность молодых ученых в области психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями». Ксения Алексеевна осветила актуальные трудности, с которыми сталкиваются молодые ученые при написании диссертаций, а также обозначила ключевые социальные препятствия реализации научных интересов.
К.А. Боженкова выступила модератором секции «Научные инициативы молодых ученых в области психолого-педагогического сопровождения семьи особого ребенка».
В ходе работы секции М.С. Горохова, младший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации выступила с докладом «Междисциплинарная консультативная деятельность в сопровождении детей с ОВЗ и их семей». В рамках данного доклада представлены результаты сравнительного анализа причин обращения родителей детей с ОВЗ за психолого-педагогической помощью 20 лет назад и сегодня, а также значение междисциплинарного подхода к диагностике развития в контексте проблемы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.
Научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации Е.А. Медведева выступила с докладом «Включение близких взрослых в коррекционно-развивающую работу с младенцем». Доклад Евгении Алексеевны раскрывает решающую роль родителей в коррекционно-развивающей работе с младенцами, знакомит с этапами и формами педагогической работы в области взаимодействия с близкими взрослыми в процессе абилитации ребенка.
Таким образом, конференция стала платформой для обсуждения тем, связанных с психолого-педагогическим сопровождением семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Участники обменялись опытом и представили новые подходы к поддержке семей на различных этапах развития детей, обсудили актуальные исследования и технологии, направленные на их социализацию. Мероприятие подчеркнуло важность междисциплинарного взаимодействия в решении этих задач и создало условия для дальнейшего профессионального диалога и сотрудничества.