13 февраля 2025 года в Челябинске прошла IV Международная научно-практическая конференция «Личность в норме и патологии», организованная ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». В ней приняли участие более 300 исследователей и практиков в области психологии, психотерапии, дефектологии, образования, медицины из разных регионов России, а также из Беларуси, Армении, Канады и Китая.
С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор Челябинского государственного университета, д.физ.-мат.н. С.В. Таскаев. Сергей Валерьевич обозначил цель конференции – обсуждение современных представлений о личности и ее развитии в изменяющемся мире, – подчеркнув, что «высокая динамичность жизненных ценностей, поляризация внешних стандартов поведения требует обсуждения новых подходов к нормальному функционированию личности в сфере образования, экономики, политики, права, а также в области семейных и производственных отношений».
Конференцию открыла пленарная сессия, на которой с ключевыми докладами выступили д.психол.н. О.С. Дейнека, д.психол.н. Е.Ю. Коржова, д.мед.н. Е.В. Малинина и другие ведущие ученые страны. Во всех докладах акцентировалось внимание на том, что повышенная неопределенность и непредсказуемость современного мира формирует повышенные требования к социальной адаптации личности, при этом активно изменяя границы между нормой и патологией.
В программу конференции были включены секционные заседания: «Когнитивные, нейропсихологические и психогенетические исследования личности и индивидуальных различий», «Психическое здоровье личности в условиях глобальных вызовов», «Личность в современном образовательном пространстве», «Личность в экономике и политике», «Личность в условиях цифровизации», «Личность в трудной жизненной ситуации».
В рамках секции «Личность в трудной жизненной ситуации» были заслушаны и обсуждены доклады, посвященные самым разным аспектам заявленной тематики, в том числе и проблемам коррекционно-педагогической помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Участники секционного заседания рассказали о современных психологических инструментах, лучших практиках и кейсах в области педагогики и психологии.
Институт коррекционной педагогики на данном мероприятии представляла д.психол.н., зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Н.В. Бабкина. В своем докладе Наталия Викторовна познакомила слушателей с результатами исследований, проводимых в рамках НИР «Современные подходы к оценке индивидуальной динамики достижения личностных результатов обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими основное общее образование». Она подчеркнула, что «заложенные в федеральной адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ требования к личностным результатам ее освоения обусловливают необходимость разработки соответствующего научно-методического обеспечения, в частности инструментария для оценки актуального состояния и индивидуальной динамики достижения личностных результатов обучающимися каждой нозологической категории». Н.В. Бабкина акцентировала внимание коллег на том, что группы личностных результатов – личностные результаты федеральной программы воспитания и формирование сферы жизненной компетентности – взаимосвязаны, но не идентичны. Первые характеризуют преимущественно индивидуально-личностные качества, формируемые в процессе воспитательной работы, тогда как вторые отражают формирование жизненных навыков в аспекте социального взаимодействия. Далее Наталия Викторовна подробно остановилась на разработанном в ИКП специальном инструментарии для оценки данных групп планируемых результатов образования, указав, что диагностические комплекты для каждой нозологической категории детей с ОВЗ, учитывающие их индивидуально-типологическую специфику и особые образовательные потребности, позволят выявлять индивидуальную динамику продвижения обучающегося в социальном и личностном развитии, уточнять в зависимости от нее актуальные задачи психолого-педагогической помощи и предупреждать возможные риски школьной и социальной дезадаптации.