с 9 по 20 декабря 2019 г.

Минпросвещения России
Институт коррекционной педагогики

Серия научных семинаров №1

«Сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушением зрения и инвалидностью, не посещающего детский сад»

Серия семинаров посвящена рассмотрению наиболее актуальных вопросов, возникающих при практической работе со слепыми и слабовидящими детьми дошкольного возраста. Основополагающей для серии семинаров является практическая направленность обучения.

Кому?

Серия семинаров ориентирована на педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения; руководителей государственных и муниципальных организаций образования, социальной защиты населения; для руководителей и педагогов НКО; для негосударственных (немуниципальных) поставщиков услуг в области образования, социальной защиты населения; учителей – дефектологов (тифлопедагогов), психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов.

О чем?

  • Предложен перечень рекомендуемых методик и методических материалов для проведения работы по подготовке ребенка к чтению и письму по рельефно – точечной системе Л.Брайля;
  • Продемонстрированы практические приемы по разработке упражнений для развития осязания, мелкой моторики, координации движений кисти и пальцев рук, упражнений для улучшения ориентировочной деятельности в малом пространстве (на столе, на листе бумаги, на приборе,  на колодке-шеститочия, на «Брайлевском шеститочии», в клетке прибора и т.д.), разработки алгоритма формирования навыка;
  • Предоставлены методики и методические материалы для проведения занятий по формированию навыков социально-бытовой ориентировки;
  • Рассмотрены вопросы организации развивающей среды для детей с глубоким нарушением зрения, подбор игр, игрушек и дидактических материалов;
  • Проработан вопрос выбора индивидуального образовательного маршрута для дальнейшего обучения в школе.

Расписание

Время (московское) Тема Лектор
09.12.2019 г.

ПОНЕДЕЛЬНИК

10.00 – 11.30 Взаимодействие специалистов с родителями ребенка с нарушением зрения на разных этапах дошкольного детства Л.Г. Бодренкова
Выбор индивидуального образовательного маршрута для слепых и слабовидящих детей
11.40 – 13.10 Особенности игровой деятельности у детей с глубоким нарушением зрения
Тифлографика и рельефное рисование
13.20 – 14.50 Подготовка слепых и слабовидящих дошкольников к чтению рельефно – точечной системой Л. Брайля
Ссылки для просмотра Ссылка-1 Ссылка-2 Ссылка-3 Ссылка-4 Ссылка-5 Ссылка-6 Ссылка-7
10.12.2019 г.

ВТОРНИК

10.00 – 11.30 Развитие навыков социально – бытовой ориентировки у слепых и слабовидящих дошкольников Л.Г. Бодренкова
11.40 – 13.10 Пространственная ориентировка слепого и слабовидящего ребенка в дошкольном возрасте
13.20 – 14.50 Мобильность слепого и слабовидящего ребенка в дошкольном возрасте
Возможности дополнительного образования слепых и слабовидящих детей
Ссылки для просмотра Ссылка-1 Ссылка-2 Ссылка-3

Серия научных семинаров №2

«Сопровождение семьи, имеющей ребенка с ТМНР и аутизмом,не посещающего детский сад»

Рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад, а именно, детям с расстройством аутистического спектра, а также детям с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), значительную часть которых составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Также будут освещены практические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольном возрасте (формирование навыков самообслуживания у детей с ТМНР; специфика речевых нарушений у детей с ДЦП и пути их преодоления).

Кому?

Серия семинаров ориентирована на педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и иных специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере воспитания, обучения, реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Семинары рекомендованы специалистам организаций системы образования, здравоохранения и социальной защиты, в которых оказывается помощь детям с расстройством аутистического спектра, с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, а также их семьям.

О чем?

  • Разбор актуальных представлений о развитии этих категорий детей, о своеобразии их психического и двигательного развития;
  • Рассмотрены практические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольном возрасте;
  • Методики формирование навыков самообслуживания у детей с ТМНР;
  • Специфика речевых нарушений у детей с ДЦП и пути их преодоления.

Расписание

Время (московское) Тема Лектор
12.12.2019 г.

ЧЕТВЕРГ

10.00 – 11.30 Коррекционно-педагогическая помощь семье ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития дошкольного возраста Переверзева М.В.

к.п.н.

Формирование навыков самообслуживания как первая ступень социализации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития
Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1
11.40- 13.10 Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: типология и особенности развития Крутякова Е.Н.

к.п.н.

Нарушения речи у детей с церебральным параличом
Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1
13.20 – 14.50 Особая группа детей с нарушениями слуха и зрения: слепоглухие дети Куликова Т.В.
Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1 Ссылка для просмотра 2
15.00 – 16.30 Особенности воспитания ребенка с расстройством аутистического спектра: координация работы специалистов и семьи Аршатская О.С.

к.психол. н.

Условия, необходимые для проведения коррекционно - развивающих занятий с детьми, страдающими аутизмом
Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1
13.12.2019 г.

ПЯТНИЦА

10.00 – 11.30 Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости: взаимодействие со взрослыми и потенциал развития Серкина А.В.
Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1

Серия научных семинаров №3

«Выявления и оценка особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом спектра типологических вариантов психического развития»

Освещает широкий диапазон различий в развитии детей с ОВЗ каждой категории и их особых образовательных потребностей, рассказывает о диапазоне различий в условиях, содержании, методах, способах оценки достижений и рисков их образования.

Кому?

Серия семинаров ориентирована на педагогических работников образовательных организаций, специалистов ПП-консилиумов, ПМПК и ППМС-центров, координаторов инклюзивного образования.

О чем?

  • Рассматривает современные вопросы выявления особых образовательных потребностей детей при разных вариантах психического развития;
  • Проектирование дифференцированных образовательных условий, направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей, в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью;
  • Рассматривает вопросы типологической дифференциации вариантов развития детей с ОВЗ внутри различных нозологических групп (дети с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с речевыми нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, с умственной отсталостью);
  • Даются подробные рекомендации по определению особых образовательных потребностей, выбору образовательного маршрута, организации и содержанию дифференцированного психолого-педагогического сопровождения.

Расписание

Время (московское) Тема Лектор
16.12.2019 г.

ПОНЕДЕЛЬНИК

10.00 – 11.30 Дети с ЗПР: варианты развития и особые образовательные потребности.

Выбор образовательного маршрута для ребенка с ЗПР

Бабкина Н.В.

д.п.н.

Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1
11.40- 13.10 Дети с нарушением зрения: варианты развития и особые образовательные потребности.

Выбор образовательного маршрута для ребенка с нарушением зрения

Бодренкова Л.Г.
Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1
13.20 – 14.50 Дети с умственной отсталостью: варианты развития и особые образовательные потребности.

Выбор образовательного маршрута для ребенка с умственной отсталостью

Кинаш Е.А.

к.п.н.

Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1
19.12.2019 г.

ЧЕТВЕРГ

10.00 – 10.45 Дети с нарушением ОДА: варианты развития и особые образовательные потребности Абкович А.Я.

к.п.н.

Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1
10.45 – 11.30 Дети с тяжелыми нарушениями речи: варианты развития и особые образовательные потребности Грибова О.Е.

к.п.н.

Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1
11.40- 13.10 Дети с расстройствами аутистического спектра: варианты развития и особые образовательные потребности.

Выбор образовательного маршрута для ребенка с РАС

Костин И.А.

д.психол.н

Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1
13.20 – 14.50 Дети с нарушением слуха: варианты развития и особые образовательные потребности.

Выбор образовательного маршрута для ребенка с нарушением слуха

Шматко Н.Д.

к.п.н.

Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1

Серия научных семинаров №4

«Сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития»

Содержание семинара основано на современных научных (как отечественных, так и зарубежных) исследованиях, доказавших свою эффективность. Используются материалы и разработки, созданные в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования.

Кому?

Серия семинаров ориентирована на специалистов служб ранней помощи: педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов, медиков и иных специалистов. Лекции рекомендованы специалистам (дошкольного и школьного звена), которых интересуют дети раннего возраста и возможности их развития при выявленных нарушениях.

О чем?

  • Участники получают основные представления о закономерностях и особенностях психического развития детей в раннем возрасте;
  • Знакомит специалистов с понятием «ребенок с нарушениями в развитии и его семья»;
  • Рассматривается процесс психолого-педагогической диагностики развития ребенка;
  • Раскрывается алгоритм постановки педагогических целей и выбора направлений коррекционно-развивающей работы с ребенком; принципами сопровождения семьи ребенка.

Расписание

Время (московское) Тема Лектор
17.12.2019 г.

ВТОРНИК

10.00 – 11.30 Дети раннего возраста с выявленными нарушениями развития.

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым - первая деятельность ребенка

Одинокова Г.Ю.

к.п.н.

11.40- 13.10 Предметная деятельность – вторая после общения ведущая деятельность ребенка.

Познавательное и речевое развитие ребенка в раннем возрасте

Одинокова Г.Ю.

к.п.н.

Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1 Ссылка для просмотра 2
18.12.2019 г.

СРЕДА

10.00 – 11.30 Семья ребенка с ОВЗ раннего возраста.

Особенности эмоционального состояния семьи, столкнувшейся с нарушениями в развитии ребенка

Одинокова Г.Ю.

к.п.н.

11.40- 13.10 Диагностический процесс в системе ранней помощи.

Диагностика психического развития детей первых трех лет жизни

Одинокова Г.Ю.

к.п.н.

Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1 Ссылка для просмотра 2
20.12.2019 г.

ПЯТНИЦА

10.00 – 11.30 Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ раннего возраста.

Семья как субъект ранней помощи

Одинокова Г.Ю.

к.п.н.

Ссылки для просмотра Ссылка для просмотра 1