с 9 по 20 декабря 2019 г.
Минпросвещения России
Институт коррекционной педагогики
Серия научных семинаров №1
«Сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушением зрения и инвалидностью, не посещающего детский сад»
Серия семинаров посвящена рассмотрению наиболее актуальных вопросов, возникающих при практической работе со слепыми и слабовидящими детьми дошкольного возраста. Основополагающей для серии семинаров является практическая направленность обучения.
Кому?
Серия семинаров ориентирована на педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения; руководителей государственных и муниципальных организаций образования, социальной защиты населения; для руководителей и педагогов НКО; для негосударственных (немуниципальных) поставщиков услуг в области образования, социальной защиты населения; учителей – дефектологов (тифлопедагогов), психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов.
О чем?
- Предложен перечень рекомендуемых методик и методических материалов для проведения работы по подготовке ребенка к чтению и письму по рельефно – точечной системе Л.Брайля;
- Продемонстрированы практические приемы по разработке упражнений для развития осязания, мелкой моторики, координации движений кисти и пальцев рук, упражнений для улучшения ориентировочной деятельности в малом пространстве (на столе, на листе бумаги, на приборе, на колодке-шеститочия, на «Брайлевском шеститочии», в клетке прибора и т.д.), разработки алгоритма формирования навыка;
- Предоставлены методики и методические материалы для проведения занятий по формированию навыков социально-бытовой ориентировки;
- Рассмотрены вопросы организации развивающей среды для детей с глубоким нарушением зрения, подбор игр, игрушек и дидактических материалов;
- Проработан вопрос выбора индивидуального образовательного маршрута для дальнейшего обучения в школе.
Расписание
Время (московское) | Тема | Лектор |
09.12.2019 г.
ПОНЕДЕЛЬНИК |
||
10.00 – 11.30 | Взаимодействие специалистов с родителями ребенка с нарушением зрения на разных этапах дошкольного детства | Л.Г. Бодренкова |
Выбор индивидуального образовательного маршрута для слепых и слабовидящих детей | ||
11.40 – 13.10 | Особенности игровой деятельности у детей с глубоким нарушением зрения | |
Тифлографика и рельефное рисование | ||
13.20 – 14.50 | Подготовка слепых и слабовидящих дошкольников к чтению рельефно – точечной системой Л. Брайля | |
Ссылки для просмотра | Ссылка-1 Ссылка-2 Ссылка-3 Ссылка-4 Ссылка-5 Ссылка-6 Ссылка-7 | |
10.12.2019 г.
ВТОРНИК |
||
10.00 – 11.30 | Развитие навыков социально – бытовой ориентировки у слепых и слабовидящих дошкольников | Л.Г. Бодренкова |
11.40 – 13.10 | Пространственная ориентировка слепого и слабовидящего ребенка в дошкольном возрасте | |
13.20 – 14.50 | Мобильность слепого и слабовидящего ребенка в дошкольном возрасте | |
Возможности дополнительного образования слепых и слабовидящих детей | ||
Ссылки для просмотра | Ссылка-1 Ссылка-2 Ссылка-3 |
Серия научных семинаров №2
«Сопровождение семьи, имеющей ребенка с ТМНР и аутизмом,не посещающего детский сад»
Рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад, а именно, детям с расстройством аутистического спектра, а также детям с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), значительную часть которых составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Также будут освещены практические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольном возрасте (формирование навыков самообслуживания у детей с ТМНР; специфика речевых нарушений у детей с ДЦП и пути их преодоления).
Кому?
Серия семинаров ориентирована на педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и иных специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере воспитания, обучения, реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Семинары рекомендованы специалистам организаций системы образования, здравоохранения и социальной защиты, в которых оказывается помощь детям с расстройством аутистического спектра, с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, а также их семьям.
О чем?
- Разбор актуальных представлений о развитии этих категорий детей, о своеобразии их психического и двигательного развития;
- Рассмотрены практические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми в дошкольном возрасте;
- Методики формирование навыков самообслуживания у детей с ТМНР;
- Специфика речевых нарушений у детей с ДЦП и пути их преодоления.
Расписание
Время (московское) | Тема | Лектор |
12.12.2019 г.
ЧЕТВЕРГ |
||
10.00 – 11.30 | Коррекционно-педагогическая помощь семье ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития дошкольного возраста | Переверзева М.В.
к.п.н. |
Формирование навыков самообслуживания как первая ступень социализации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития | ||
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 | |
11.40- 13.10 | Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: типология и особенности развития | Крутякова Е.Н.
к.п.н. |
Нарушения речи у детей с церебральным параличом | ||
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 | |
13.20 – 14.50 | Особая группа детей с нарушениями слуха и зрения: слепоглухие дети | Куликова Т.В. |
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 Ссылка для просмотра 2 | |
15.00 – 16.30 | Особенности воспитания ребенка с расстройством аутистического спектра: координация работы специалистов и семьи | Аршатская О.С.
к.психол. н. |
Условия, необходимые для проведения коррекционно - развивающих занятий с детьми, страдающими аутизмом | ||
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 | |
13.12.2019 г.
ПЯТНИЦА |
||
10.00 – 11.30 | Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и глубокой степенью умственной отсталости: взаимодействие со взрослыми и потенциал развития | Серкина А.В. |
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 |
Серия научных семинаров №3
«Выявления и оценка особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом спектра типологических вариантов психического развития»
Освещает широкий диапазон различий в развитии детей с ОВЗ каждой категории и их особых образовательных потребностей, рассказывает о диапазоне различий в условиях, содержании, методах, способах оценки достижений и рисков их образования.
Кому?
Серия семинаров ориентирована на педагогических работников образовательных организаций, специалистов ПП-консилиумов, ПМПК и ППМС-центров, координаторов инклюзивного образования.
О чем?
- Рассматривает современные вопросы выявления особых образовательных потребностей детей при разных вариантах психического развития;
- Проектирование дифференцированных образовательных условий, направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей, в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью;
- Рассматривает вопросы типологической дифференциации вариантов развития детей с ОВЗ внутри различных нозологических групп (дети с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с речевыми нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, с умственной отсталостью);
- Даются подробные рекомендации по определению особых образовательных потребностей, выбору образовательного маршрута, организации и содержанию дифференцированного психолого-педагогического сопровождения.
Расписание
Время (московское) | Тема | Лектор |
16.12.2019 г.
ПОНЕДЕЛЬНИК |
||
10.00 – 11.30 | Дети с ЗПР: варианты развития и особые образовательные потребности.
Выбор образовательного маршрута для ребенка с ЗПР |
Бабкина Н.В.
д.п.н. |
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 | |
11.40- 13.10 | Дети с нарушением зрения: варианты развития и особые образовательные потребности.
Выбор образовательного маршрута для ребенка с нарушением зрения |
Бодренкова Л.Г. |
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 | |
13.20 – 14.50 | Дети с умственной отсталостью: варианты развития и особые образовательные потребности.
Выбор образовательного маршрута для ребенка с умственной отсталостью |
Кинаш Е.А.
к.п.н. |
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 | |
19.12.2019 г.
ЧЕТВЕРГ |
||
10.00 – 10.45 | Дети с нарушением ОДА: варианты развития и особые образовательные потребности | Абкович А.Я.
к.п.н. |
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 | |
10.45 – 11.30 | Дети с тяжелыми нарушениями речи: варианты развития и особые образовательные потребности | Грибова О.Е.
к.п.н. |
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 | |
11.40- 13.10 | Дети с расстройствами аутистического спектра: варианты развития и особые образовательные потребности.
Выбор образовательного маршрута для ребенка с РАС |
Костин И.А.
д.психол.н |
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 | |
13.20 – 14.50 | Дети с нарушением слуха: варианты развития и особые образовательные потребности.
Выбор образовательного маршрута для ребенка с нарушением слуха |
Шматко Н.Д.
к.п.н. |
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 |
Серия научных семинаров №4
«Сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития»
Содержание семинара основано на современных научных (как отечественных, так и зарубежных) исследованиях, доказавших свою эффективность. Используются материалы и разработки, созданные в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования.
Кому?
Серия семинаров ориентирована на специалистов служб ранней помощи: педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов, медиков и иных специалистов. Лекции рекомендованы специалистам (дошкольного и школьного звена), которых интересуют дети раннего возраста и возможности их развития при выявленных нарушениях.
О чем?
- Участники получают основные представления о закономерностях и особенностях психического развития детей в раннем возрасте;
- Знакомит специалистов с понятием «ребенок с нарушениями в развитии и его семья»;
- Рассматривается процесс психолого-педагогической диагностики развития ребенка;
- Раскрывается алгоритм постановки педагогических целей и выбора направлений коррекционно-развивающей работы с ребенком; принципами сопровождения семьи ребенка.
Расписание
Время (московское) | Тема | Лектор |
17.12.2019 г.
ВТОРНИК |
||
10.00 – 11.30 | Дети раннего возраста с выявленными нарушениями развития.
Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым - первая деятельность ребенка |
Одинокова Г.Ю.
к.п.н. |
11.40- 13.10 | Предметная деятельность – вторая после общения ведущая деятельность ребенка.
Познавательное и речевое развитие ребенка в раннем возрасте |
Одинокова Г.Ю.
к.п.н. |
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 Ссылка для просмотра 2 | |
18.12.2019 г.
СРЕДА |
||
10.00 – 11.30 | Семья ребенка с ОВЗ раннего возраста.
Особенности эмоционального состояния семьи, столкнувшейся с нарушениями в развитии ребенка |
Одинокова Г.Ю.
к.п.н. |
11.40- 13.10 | Диагностический процесс в системе ранней помощи.
Диагностика психического развития детей первых трех лет жизни |
Одинокова Г.Ю.
к.п.н. |
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 Ссылка для просмотра 2 | |
20.12.2019 г.
ПЯТНИЦА |
||
10.00 – 11.30 | Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ раннего возраста.
Семья как субъект ранней помощи |
Одинокова Г.Ю.
к.п.н. |
Ссылки для просмотра | Ссылка для просмотра 1 |