Лаборатория образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития

РОМАНОВСКИЙ
Николай Владиславович
Старший научный сотрудник
Кандидат психологических наук
ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY
AUTHOR ID В ELIBRARY 5962-7070
ORCID ID 0000-0002-2467-9578
Сфера научных интересов
Ранняя помощь, дети с нарушениями в развитии, игровая терапия, расстройства аутистического спектра, методы помощи детям с расстройствами аутистического спектра, игровая терапия, подход DIRFloortime, комплексная ранняя помощь детям с нарушениями в развитии, сенсорная интеграция, обучение родителей методам и техникам игрового взаимодействия с детьми, психологическая помощь подросткам с нарушениями общения, разработка методов обучение специалистов.
Изучение различных моделей коррекционной ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра, оценка их эффективности, разработка диагностического инструментария для оценки эффективности ранней помощи. Изучение особенностей родителей детей с нарушениями в развитии и их влияния на развитие ребенка. Изучение технологий вовлечения родителей в процесс коррекционной ранней помощи, изучение и разработка методов интерактивного обучения родителей методам и техникам эффективного взаимодействия с их детьми раннего возраста с расстройствами аутистического спектра. Изучение модели коррекционной помощи детям DIRFloortime, изучение границ эффективности данной модели.
Изучение возможностей построения модели ранней коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра на основе культурно-исторической теории детского развития (труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной и др.). Разработка технологий обучения специалистов ранней помощи. Изучение комплексного подхода в ранней коррекционной помощи. Изучение применения метода сенсорной интеграции в ранней помощи, изучение эффективности применения метода сенсорной интеграции. Разработка технологий комплексной работы с ребенком и семьей. Изучение методов игровой терапии в работе с детьми с нарушениями в развитии. Изучение и разработка комплексных программ развития ребенка и поддержки его семьи в ранней коррекционной помощи. Написание учебника по ранней коррекционной помощи детям с РАС, написание пособия для родителей по ранней коррекционной помощи детям с РАС.
Научная деятельность
Самостоятельная организация и проведение практических исследований, участие в исследовательских проектах, написание научных статей по итогам проведенных исследований.
Научно-организационная деятельность
Явлюсь неоднократным организатором конференций и круглых столов, ежегодное участие в научных конференциях, ежегодное выступление с научными докладами.
Подготовлено
- 1 монография
- 1 пособие
- Всего публикаций 17 (количество публикаций различного типа)
- В журналах из списка ВАК – 8 статей
- Общий список публикаций в РИНЦ - 16
- Индекс Хирша по данным РИНЦ - 4
Кандидатская диссертация
«Представления об образе взрослого у детей-сирот старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома»
(19.00.10 коррекционная психология), Москва 2010 год, Московский Городской Психолого-Педагогический Университет)
Основные публикации
Глава в монографии
- Nikolay V. Romanovsky, Galina Itskovich, Olesya E. Strikha (2022). Trialability of FEAS Structured Observation Scale on a Sample of Russian-Speaking Children. In: Arinushkina, A.A., Korobeynikov, I.A. (eds) Education of Children with Special Needs. Springer, Cham.
Публикации в рецензируемых журналах
- Разенкова Ю.А., Павлова А.В., Романовский Н.В. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса / Ю.А.Разенкова, А.В. Павлова, Н.В. Романовский //Дефектология, 2022 –№2. – с. 52 – 65
- Романовский Н.В. Анализ доказательной базы эффективности моделей ранней помощи: DIRFloortime и ESDM. Часть 1. Модель DIRFloortime // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 4. C. 26—33
- Романовский Н.В. Анализ доказательной базы эффективности моделей ранней помощи DIRFloortime и ESDM. Часть 2. Модель ESDM // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 1. С. 9–16
- Романовский Н.В. Динамика реабилитационной работы службы ранней помощи детям с расстройством аутистического спектра на основе подхода DIR/Floortime в Центре здоровья и развития им. Святителя Луки // Русский журнал детской неврологии. 2022. Т. 17. № 4. С. 33-43.
- Романовский Н.В., Азирова А.А. Ребенок и семья в подходе dir/floortime // Психология и психотерапия семьи. – № 2 – – С. 12-22.
- Романовский Н.В., Азирова А.А.Сопровождение семьи особого ребенка раннего возраста в подходе dirfloortime // Психология и психотерапия семьи. – № 3 – – С. 42-44.
- Романовский Н.В., Ицкович Г., Стриха О.Е. Шкала структурированного наблюдения FEAS как технология практической работы в сфере ранней помощи / Н.В. Романовский, Г. Ицкович, О.Е. Стриха // Психология и психотерапия семьи. – № 4. – 2022. – С. 11-22.
Методические пособия и рекомендации
- Романовский Н.В. Опыт использования подхода DIR/Floortime в ранней коррекционной помощи: методическое пособие [электронный ресурс] / Н.В.Романовский. — М.: ИКП РАО, 2022. – 48 с.
Публикации в материалах научных мероприятий (конгрессов, симпозиумов, конференций)
- Романовский Н. В. Личностные особенности матерей детей с расстройствами аутистического спектра и их отражение на способности к поддержанию игрового взаимодействия со своими детьми / Н. В.Романовский /Инклюзивное образование: опыт и перспективы: сборник научных статей международной научно-практической конференции [27-29 апреля 2022 г.] /под научн. ред. Т. Г. Киселевой, В. А. Грошенковой, С. С. Елифантьевой, Г. О. Рощиной. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. – с. 152 – 159
- Романовский Н.В. Сопровождение семьи особого ребенка в подходе DIRFloortime / Н.В. Романовский // Стратегии современной инклюзии: инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени: материалы Международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 17 ноября 2022 г.) / под общ. ред. В.С. Васильевой, С.В. Росляковой; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск]: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. ‒ С. 545-550