Cкрытые проблемы в моторном и психическом развитии ребенка


Разенкова Ю.А., ФГБНУ «ИКП РАО»
Коваленко Ю.Ю.

Результаты изучения психомоторного развития детей указывают на тесную взаимосвязь развития общения, двигательных, сенсорных, голосовых и речевых реакций, и поведения детей в целом.

Однако для того, чтобы скрытые проблемы в состоянии здоровья малыша стали более понятны и ясны вам – родителям, мы  достаточно условно, разделили весь процесс развития на основные этапы становления общих движений и психического развития ребенка на первых трех годах жизни, а затем описали последовательно усложняющуюся систему маркеров, сигнализирующую о том или ином неблагополучии.

 

  1. I. Развитие ребенка в периоде новорожденности.

 

Психическое развитие ребенка в периоде новорожденности

Обычно новорожденные большую часть су­ток спят. В первые дни своей жизни младенцы не чувствуют раз­ницы между днем и ночью. Но через некоторое время могут включиться биологические ча­сы. И вот уже ваш малыш в состоянии про­снуться на кормление два-три раза, однако тут же после него вновь засыпает. Спокойный глубокий сон - важ­нейший фактор его здоровья. У разных детей выраженность эмоциональных реакций и их порог может быть разным. Однако общим для них будет преобладание аффективно отрицательных эмоциональных реакций над положительными, малыш скорее на всякий дискомфорт: яркий свет, громкий стук, мокрые пеленки, голод будет реагировать неудовольствием или криком, а на ласковый разговор – замиранием.

В короткие промежутки бодрствования, когда но­ворожденный не спит, можно понять, как он реагирует на яркие и звучащие игрушки, останавливается ли его взор на лице взрослого, пытается ли он прислушиваться к речи близких людей.

Знакомство с голосами близких еще до рождения позволяет ему уже на первой неделе выделять звуки человеческой речи, различать их по высоте, тембру, громкости. В десять дней ребенок по запаху молока определяет, кормит его мама или кормилица. В три недели безошибочно различает, держит его на руках мама или кто-то другой.

Наклоняясь к ребенку, разговаривая с ним, вы замечаете, что он останавливает взгляд на вашем лице, обычно на верхней его части. При кормлении ваше лицо находится перед лицом ребенка на расстоянии 30-40 см, это расстояние идеально для рассмат­ривания. Проходит совсем немного времени, и малыш ловит ваш взгляд, смотрит вам в глаза. Прислушивается к вашей речи. Психологи считают это одним из первых признаков зарождающе­гося общения.

Установлено, что новорожденный начинает следить за медленно движущимися предметами скачкообразно: то зацепил взглядом предмет, то упустил, а  чуть позже учится останавли­вать взгляд на неподвижных игрушках и предметах. Со второй-третьей недели младенец пытается следить и за небольшой яркой звучащей игруш­кой, если держать ее перед ним на высоте 30-40 см и медленно вести то в одну, то в дру­гую сторону от центра. Вначале малыш быстро теряет игрушку из вида, но вскоре научается прослеживать за ее движениями.

С первых дней жизни у младенца наблюда­ются разнообразные мимические движения и даже нечто, похожее на улыбку. Такие движе­ния обычно появляются на лице ребенка во сне и носят название «физиологическая улыбка». Если с малышом постоянно разговаривать, то к концу первого месяца жизни он одарит вас настоящей «социальной улыбкой». Появление такой «социальной улыбки» знаменует конец периода новорожденности.

Какое поведение малыша может сигнализировать о неблагополучии в его психическом развитии?

 

Родителям на заметку

 

О скрытых проблемах в психическом развитии малыша говорят поведение малыша при засыпании и сне, просыпании и бодрствовании, преобладающие эмоциональные реакции и их порог, а также развитие его сенсорных реакций – слуховых и зрительных ориентировочных реакций.

Понаблюдайте за своим малышом, особое беспокойство у вас должно вызвать некоторое парадоксальное поведение малыша при переходе от сна к бодрствованию и наоборот. Например, малыш не просыпается голодный и мокрый, а сытый и сухой не засыпает или часто и много беспричинно кричит, его трудно успокоить. Мало спит и много кричит. Отрицательные эмоции возникают при действии любого даже самого слабого раздражителя, часто не удается вызвать эмоционально положительных ответных реакций. Если же малыш не кричит даже в состоянии крайнего голода, давно мокрых пеленок, почти никак не реагирует на то, что его будят, это можно расценить как состояние заторможенности и апатии. Такое состояние очень характерно для недоношенных и незрелых детей в период новорожденности.

Следующим фактором неблагополучия является отсутствие «социальной улыбка» к 1 месяцу жизни, а также слухового и зрительного сосредоточения на лице близкого и говорящего человека, реакции прослеживания за яркой игрушкой и прислушивания к различным звукам.

 

Развитие общих движений

Для здорового новорожденного малыша в спокойном состоянии характерным является физиологически повышенный тонус в мышцах сгибателях конечностей (гипертонус). Повышенный тонус в мышцах сгибателей симметрично выражен во всех положениях: на спине, на животе, в положении на весу. Поэтому  малыш в этом возрасте занимает сгибательную позу (флексорная поза): его ручки согнуты во всех суставах и приведены к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, а большой палец прижат к ладони. Ножки также согнуты во всех суставах, а бедра слегка отведены, в стопах преобладает тыльное сгибание. В мышцах разгибателях головы и шеи тонус несколько выше, чем в сгибателях,  поэтому у новорожденного голова слегка запрокинута назад. Даже во время сна мышцы сгибатели не расслабляются. Собственная двигательная активность малыша или его спонтанная активность хаотична, беспорядочна, если малыша распеленать и понаблюдать за его движениями, то можно заметить, как они импульсивны и нескоординированны. Мышечный тонус и сгибательная поза могут варьироваться у детей в зависимости от типа нервной системы, конституции, физиологического состояния. При крике и беспокойстве малыша тонус может повышаться, поэтому у возбудимых детей он будет постоянно более высоким, чем у спокойных. При этом беспокойные дети совершают больше спонтанных, хаотичных движений в пространстве.

Если малыша взять за запястья и слегка потянуть на себя, то его голова запрокинется, а руки и ноги будут полусогнутыми и слегка отведены в стороны. Выложенный на живот, новорожденный сохранит сгибательную позу: его ручки будут под грудной клеткой, ножки будут совершать попеременные движения сгибания и разгибания – рефлекторное ползание, голова будет повернута в сторону, что говорит о хорошем защитном рефлексе. Если поднять малыша вертикально с поддержкой под мышки, то его ножки будут также совершать  попеременные сгибательно-разгибательные движения. Поставленный на опору малыш выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах, опираясь на полную стопу (рефлекс опоры), однако голову он еще пока не держит. А если вы попытаетесь наклонить его корпус вперед, то его ножки сделают попеременные шаговые движения (рефлекторная ходьба). Малыш сожмет ваш палец, если вы его вложите ему в ладонь (хватательный рефлекс). При раздражении кожи вокруг рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя – это поисковый рефлекс. Этот рефлекс помогает ребенку найти сосок матери. При нажатии на ладонь ребенка в области большого пальца малыш открывает рот, так проявляется ладонно-ротовой рефлекс.

Если хлопнуть рядом с малышом, он сначала разведет руки в стороны, а  потом «обнимет» себя, так у него проявится рефлекс Моро. Малыш изогнется в ту же сторону, если вы своим пальцем проведете рядом с его позвоночником в направлении от ягодицы до головы (рефлекс Галанта).

Таким образом, с помощью простых приемов у малыша в период новорожденности можно вызвать рефлексы врожденного автоматизма: защитный, хватательный, Моро, опоры, автоматической ходьбы, ползания, Галанта. Рефлексы проявляются  симметрично с одной и другой стороны.

Зрелый доношенный ребенок к 3-ей неделе, выложенный на живот, делает попытку приподнять голову, а к концу первого месяца жизни в положении на животе или спине уже может удержать голову до 5 секунд. Это говорит о том, что у ребенка формируется лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову. У малыша может наблюдаться тремор, а также периодическое косоглазие.

 

По каким признакам вы - родители можете заметить неблагополучие в развитии движений у новорожденного ребенка?

 

Родителям на заметку

 

О неблагополучии в развитии движений у новорожденного малыша может говорить изменение мышечного тонуса и позы в период бодрствования и сна, а также объема пассивных и спонтанных движений, наличие патологических движений.

 

У новорожденного малыша мышечный тонус является наиболее важной и значимой характеристикой его двигательного развития, по нему же судят о возможном скрытом неблагополучии.

Патологические признаки нарушения мышечного тонуса у малыша проявляются в изменении позы ребенка и объема его пассивных и спонтанных движений.

Повышение мышечного тонуса у новорожденного может проявиться в усилении сгибательной позы (флексорной гипертонии), ее практически невозможно преодолеть при пассивных движениях ручками и ножками малыша, не причинив ребенку боли. В положении на животе сгибательная поза значительно усиливается, ребенку трудно повернуть голову в сторону, у него отсутствует защитный рефлекс, ему сложно лежать на животе. Малыш скован во все моменты ухода за ним, будь-то купание, подмывание, пеленание или кормление.

При понижении мышечного тонуса (мышечной гипотонии) малыш, наоборот, на животе лежит в «позе лягушки» с разогнутыми во всех суставах конечностями. Выраженность этой позы зависит от степени снижения мышечного тонуса. При любых пассивных движениях ручками и ножками малыша, уменьшается сопротивление движениям, а их объем значительно увеличивается.

Важным признаком неблагополучия является отсутствие умения поднимать голову, лежа на животе, и удерживать ее до 5 секунд, что может говорить об отсутствии лабиринтного установочного рефлекса на голову.

Крайним выражением повышения возбуждения в ЦНС являются судороги. Судороги у новорожденного ребенка могут проявляться в виде подергиваний мимической мускулатуры и мышц конечностей, напряжения мышц туловища и конечностей, нарушения ритма дыхания.

 

Родителям на заметку

 

Какое поведение новорожденных детей является поводом для обращения к неврологу, педагогу и психологу службы ранней помощи:

быстрый прирост окружности головы, увеличение размеров и усиление пульсации большого родничка, нарушение пропорций головы и тела;

- беспокойное, «болезненное» выражение лица младенца, слабый  или раздраженный крик ребенка;

-  снижение двигательной активности и мышечного тонуса, ребенок лежит в позе «лягушки»;

- повышение двигательной активности, длительный тремор (дрожание) конечностей, подбородка в покое, спонтанные вздрагивания, судороги;

- повышение мышечного тонуса, поза ребенка с запрокинутой головой, вытянутыми или поджатыми конечностями;

- снижение аппетита, упорные срыгивания, рвоты;

- необычный запах, исходящий от  ребенка;

- светлые или «кофейные» пятна на коже, сосудистые опухоли – гемангиомы на лице, выраженная бледность или синюшность кожи;

- ограничение движений в одной или двух конечностях (правых, левых);

-установка головы в одну сторону;

- недостаточность или отсутствие слежения за игрушками, предметами, реакции на звуки  1 мес.

- отсутствие улыбки, слухового сосредоточения во время общения со взрослыми в возрасте 1 мес.

 

  1. II. Развитие ребенка в возрасте от 1 до 3 месяцев

 

Психическое развитие ребенка в возрасте от 1 до 3 месяцев

У младенца на втором месяце жизни уже довольно много потребностей: он нуждается  в  физическом комфорте и  в полноценном питании,  в новых впечатлениях и контакте с близким взрослым. Малыш очень рано понимает, что помочь в этом может ему только мама.  Мама и накормит, и переоденет, и утешит и песенку споет. А если мамы  нет рядом? Выход один – попросить о помощи единственным доступным образом – криком.  Так плач из физиологической реакции превращается в способ обратить на себя внимание взрослых.  Постепенно малыш обретает новую потребность: ему необходимо присутствие мамы, ему нужен собеседник.

И далее все развитие ребенка, начиная со второго месяца жизни, тесно вплетается в процесс общения с мамой. Это отражается в психической активности ребенка: ему нравится смотреть на яркие игрушки, но интереснее рассматривать мамино лицо; малыш любит яркие краски на погремушках, но предпочитает рассматривать мамин халат;  и заснуть ему помогает только мамин голос.

Еще совсем недавно месячный ребенок выражал только недовольство,  а в состоянии комфорта спал или просто спокойно бодрствовал. Прошел месяц-полтора,  и у малыша к 3 месяцам появился неиссякаемый источник радости – общение с мамой, он узнает именно ее лицо, выделяет его среди других.

Малыш начинает входить в определенный стабильный ритм, теперь он способен спать ночами и есть «по часам»; становится склонным к определенным ритуалам – последовательностям действий, повторяющимся в одном и том же порядке из раза в раз.

В процессе общения у ребенка формируется длительное зрительное сосредоточение и прослеживание за маминым лицом или интересной игрушкой. Возникают ищущие повороты головы при длительном звуке. Ребенок начинает различать интонации голоса взрослого: по-разному реагирует на ласковый и сердитый голос.

Ему становятся интересны игрушки, низко висящие над ним, сначала он случайно наталкивается на игрушку, а потом движения руки к привлекшему внимание предмету становятся целенаправленными.

Чтобы проверить возможности малыша вам надо только внимательно приглядеться к его поведению. Вы  подошли к младенцу, улыбнулись, заговорили с ним. Как реагирует малыш? Малыш всеми силами показывает, что ему хорошо  - он улыбается, глядя в глаза. Начинает активно двигаться: улыбается, дергает ручками и ножками, активно гулит, протяжно «поет» гласные звуки и даже пытается произносить слоги. Тем самым малыш проявляет так называемый «комплекс оживления». Теперь ваши отношения окрашиваются яркими положительными эмоциями. Для ребенка становится значимым выражение лица. Он «ждет» улыбки, при виде равнодушного лица малыш испытывает беспокойство и требует эмоционального отклика.

 

Родителям на заметку

 

К факторам риска психического развития ребенка относятся нарушения суточного ритма сна и бодрствования, нарушения поведения малыша при засыпании и сне, просыпании и бодрствовании, преобладающие эмоционально отрицательные реакции, а также несвоевременное развитие слуховых и зрительных ориентировочных реакций, эмоций и социального поведения, движений руки и предпосылок развития активной речи.

 

К негативным факторам в развитии малыша можно отнести отсутствие ритма сна и бодрствования, отсутствие активного бодрствования с преобладанием отрицательных эмоциональных реакций. Отсутствие реакций на взрослого, когда не сформирована потребность в эмоциональном общении, нет «социальной улыбки», а в дальнейшем -  «комплекса оживления». Реакции фиксации и прослеживания за игрушкой или не постоянны или отсутствуют. Слуховое сосредоточение или кратковременно или также отсутствует. Игрушками почти не интересуется, не удерживает игрушку в руке и не захватывает, подвешенную игрушку над кроватью.

 Развитие общих движений

Малыш растет и развивается, в его двигательном развитии тоже происходят изменения. Заметным становится постепенное уравновешивание мышечного тонуса сгибателей и разгибателей. При этом сгибательная поза еще сохраняется, но уже менее выражена. Изменяется спонтанная двигательная активность ребенка, малыш начинает совершать больше движений в конечностях, растет их объем. Заметно увеличивается объем движений в ручках малыша, он может теперь подносить их ко рту, иногда захватывать край распашонки и тянуть ее, иногда ему удается схватить свою другую ручку и рукав. А к 3 месяцам он начинает приподнимать ручки и случайно может наткнуться на игрушку, подвешенную над ним.

Ребенок начинает активно поворачивать голову, лежа на спине, за игрушкой или звуком. Если малыша потянуть за ручки, он сгибает голову и пытается подтянуть тело к рукам, ноги сгибаются, а голова приближается к уровню плеч.

В положении на животе еще сохраняется сгибательная поза. Но за три месяца малыш активно учится удерживать голову, лежа на животе. К третьему месяцу, поднимая голову, малыш может опираться на предплечья рук. В положении на животе он может наблюдать за игрушкой, приподнимать голову вверх и опускать вниз, поворачивать вправо-влево.

Если малыша взять вертикально под мышки, он начинает удерживать голову. Поставленный на опору, он выпрямляет туловище. Ярко выраженные в 1 месяц безусловные рефлексы, к 3 месяцам начинают угасать и, в первую очередь, реакция опоры и автоматической ходьбы.

 

Родителям на заметку

 

О неблагополучии в развитии движений у малыша в возрасте от 1 до 3 месяцев, также, как и у новорожденного ребенка, может говорить изменение мышечного тонуса и позы в период бодрствования и сна, а также объема пассивных и спонтанных движений, наличие патологических движений, выраженное отставание в освоении двигательных умений и нарушения координации движений.

 

Неблагоприятным признаком является нарастание мышечного тонуса в мышцах сгибателях, вместо его уменьшения. При этом объем активных движений снижается,  особенно этот факт становится заметным в мышцах сгибателях рук, так как кисти остаются постоянно сжатыми в кулачки, а руки могут быть согнуты в локтях и приведены к грудной клетке. В позе на животе такой малыш не вытаскивает свои ручки из-под себя и может резко запрокидывать голову. В вертикальном положении с поддержкой под мышки голова малыша опущена вперед или запрокинута назад. Если его попытаться поставить на опору, то его  ноги разгибаются, возможен перекрест ног на уровне голеней. В случае повышенного тонуса  активизируется асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР), который является причиной асимметричной позы у малыша, а часто вынужденного поворота головы в одну сторону. В случае установки головы ребенка в одну  «любимую» сторону, локальном уплотнении и болезненности мышц шеи необходимо исключить мышечную кривошею. Для этого ребенка осматривают невролог и ортопед, проводится ультразвуковое исследование пораженной мышцы. Лечение мышечной кривошеи обычно достаточно длительное и включает в себя повторные курсы массажа и гимнастики, специальные укладки и фиксирующие воротники, витамины, средства, нормализующие мышечный тонус.

Часто  при перинатальных поражениях нервной системы отмечается нарушение контроля вегетативной нервной системы за деятельностью внутренних органов, сосудов, гладкой мускулатуры. Проявлениями вегетативной дисфункции являются нарушения терморегуляции (повышение или снижение температуры тела), желудочно-кишечные дисфункции (нарушения аппетита, упорные срыгивания, эпизодические рвоты, учащение стула или запор, боли в животе – колики), сердечно-сосудистые и дыхательные нарушения.

Скрытую угрозу развитию ребенка представляет сохраняющееся снижение или нарастание снижения мышечного тонуса. При снижении тонуса поза ребенка остается распластанной, нет  опоры на руки. В вертикальном положении ребенок не сохраняет позу: голова, руки и ноги свисают, а если его попытаться поставить, то опоры на ножки не будет, малыш провиснет на ваших руках.

Патологическим признаком является появление меняющегося характера мышечного тонуса (дистония).

В развитии движений становится заметной задержка формирования умения лежать на животе, ребенок плохо поднимает голову и не удерживает ее, не выдвигает руки вперед, не опирается на предплечья. Поэтому он не любит лежать на животе.

Тремор или судороги в этом возрастном периоде всегда сигнализируют о патологии центральной нервной системы. В этот период у детей можно наблюдать генерализованные судороги в виде вздрагиваний, поворотов головы, сгибания и разгибания рук и ног.

 

Родителям на заметку

 

Какое поведение  детей в возрасте от 1 до 3 месяцев является поводом для обращения к неврологу, педагогу и психологу службы ранней помощи:

быстрый прирост окружности головы, увеличение размеров и усиление пульсации большого родничка, нарушение пропорций головы и тела;

- беспокойное, «болезненное» выражение лица ребенка, слабый  или раздраженный крик ребенка;

-  снижение двигательной активности и мышечного тонуса, ребенок лежит в позе «лягушки»;

- повышение двигательной активности, длительный тремор (дрожание) конечностей, подбородка в покое, спонтанные вздрагивания, судороги;

- повышение мышечного тонуса, поза ребенка с запрокинутой головой, вытянутыми или поджатыми конечностями, с перекрестом ног;

- снижение аппетита, упорные срыгивания, рвоты;

- необычный запах, исходящий от  ребенка;

- светлые или «кофейные» пятна на коже, сосудистые опухоли – гемангиомы на лице, выраженная бледность или синюшность кожи;

- ограничение движений в одной или двух конечностях (правых, левых);

-установка головы в одну сторону;

- недостаточность или отсутствие слежения за игрушками, предметами, реакции на звуки;

- отсутствие улыбки, «комплекса оживления», слухового сосредоточения во время общения со взрослыми в возрасте от 2 до 3 мес.

 

Родителям на заметку

 

Многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены в короткие сроки при условии квалифицированной  помощи, и не только врачей, а педагогов, логопедов и психологов. Не откладывайте решение проблем на долгое время! Своевременно получив  помощь и поддержку специалистов, вы сможете снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу, определив вместе с психологами и педагогами индивидуальную программу коррекции и развития малыша.

 III.  Развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 месяцев

Психическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 месяцев

Вначале вы были инициатором общения, а сейчас ваш малыш сам готов проявлять инициативу. Свою инициативу он проявляет в «комплексе оживления»: у него есть взгляд глаза в глаза, очаровательная улыбка, смех, призывные звуки и оживленные движения. Малыш научился привлекать к себе взрослого, он настойчив в стремлении продолжения общения, у него есть свои предпочтения в выборе игрушек, песенок, потешек, стихов и, конечно, игр.

Он доброжелательно  и открыто относится к людям, у него появился большой интерес к  игрушкам и предметам. Стало заметным его положительное самоощущение: теперь он жизнерадостен, требователен, уверен и настойчив в  общении и играх с игрушками и предметами.  Он проявляет большой интерес ко всему, что его окружает. Все новое вызывает у него радостное оживление, стремление завладеть и обследовать. Он узнает близкого человека, радуется ему. Отличает близких людей от «чужих» по внешнему виду. Знакомым людям улыбается, сосредоточенно смотрит на незнакомого человека или хмуриться при появлении «чужого» взрослого. К 6 месяцам учится различать интонацию речи взрослого и по-разному на нее реагировать.  Поворачивает голову к невидимому источнику звука и находит его глазами. Громко смеется в ответ на эмоционально-речевое общение с ним. Гулит, произносит много разных звуков. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Учится брать игрушки из рук взрослого и удерживать их. Он знает свое имя. Может произносить отдельные слоги (начало лепета): «Ма-па-ба-на-ла» и другие слоги. Свободно берет игрушки из разных положений: лежа на спине, на животе, на боку.

 

Родителям на заметку

 

К негативным факторам психического развития ребенка относятся нарушения суточного ритма сна и бодрствования, нарушения  поведения малыша при засыпании и сне, просыпании и бодрствовании, преобладающий эмоционально отрицательный фон настроения, а также значительное отставание в развитии слуховых и зрительных ориентировочных реакций, эмоций и социального поведения, движений руки и предпосылок развития активной речи.

 

Нарушения или несформированность суточного ритма сна и бодрствования, трудности с засыпанием, сном и просыпанием, малоактивное бодрствование с преобладанием постоянного эмоционально отрицательного фона настроения – это одни из основных признаков неблагополучия в психическом развитии малыша.

Отсутствие желания общаться со взрослым, неразвитые средства общения, отсутствие «комплекса оживления» или его некоторых компонентов – все это говорит о значительных проблемах в социально-эмоциональном развитии ребенка.

Интерес к игрушкам и окружающим предметам снижен: ребенок не тянется к предмету и не захватывает его. Движения рук замедлены, некоординированы, из-за приведенного к ладони большого пальца или плотного сжатия кулачков, малыш не может взять протянутую ему игрушку или схватить ее, положенную рядом.

 

Развитие общих движений

В этот возрастной период физиологическое повышение тонуса в мышцах сгибателях сменяется нормальным мышечным тонусом. Нет сопротивления пассивным движениям,  объем движений в конечностях полный. Лежа на спине, малыш двигает ногами вперед к лицу, играет ими и даже тянет их в рот. Самым важным показателем этого периода является движение рук и независимость движений головы и конечностей. Малыш все чаще поворачивает голову, поднимает руки вверх, до уровня глаз, пытается тянуться к игрушке, захватывает, перекладывает её из руки в руку, подносит ко рту и делает еще много всяких движений руками. Захват предмета – это первое целенаправленное движение ребенка. Вначале малыш может захватывать предметы только перед грудью, а к 6 месяцам он способен  взять предмет почти их любого положения. К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Хватание связано с формированием зрительно-моторной координации, которая является главной в этот период.

Если малыша в возрасте 5 месяцев потянуть за руки его голова с туловищем расположатся по одной линии. К 6 месяцам голова может притягиваться к груди.

Четырехмесячный ребенок пытается повернуться на бок. Он сгибает голову, поворачивает ее в сторону, за головой следует туловище. К 6 месяцам ребенок осваивает повороты со спины на живот, а потом повороты вокруг оси тела.

В положении на животе за три месяца постепенно исчезает сгибательная поза. В возрасте 4-5 месяцев ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом, открывает кисть. Голова по средней линии, ноги  разогнуты. К концу этого периода возможна опора на ладони вытянутых рук.

В вертикальном положении ребенок свободно поворачивает голову, подтягивает ноги к животу.  Поставленный на ножки, выпрямляет голову и туловище.

Безусловные рефлексы, за исключением сосательного и рефлекса Моро, уже не вызываются.

 

Родителям на заметку

 

Неблагополучие в двигательном развитии ребенка в возрасте от 3 до 6 месяцев характеризуется нарушением мышечного тонуса, патологической постуральной активностью, наличием содружественных движений, задержкой формирования основных движений, нарушением координации и произвольной моторики рук.

 

Повышенный мышечный тонус у детей в этом возрасте не сменяется физиологическим тонусом, у ребенка сохраняется патологическая поза: сгибательная, разгибательная или асимметричная. Отмечается выраженное сопротивление пассивным движениям, уменьшение их объема. В положении лежа на спине,  становится заметна тенденция к разгибательному положению головы, туловища и конечностей. Разгибательная поза рук сочетается с пронацией (поворотом внутрь) предплечий и кистей и сгибанием пальцев, разгибательное положение ног сочетается с приведением и внутренней ротацией бедер, иногда перекрестом ног на уровне голеней и подошвенном сгибании стоп.

В положении на животе  усиливается, а не уменьшается сгибательное положение. Руки продолжают располагаться под грудью, их трудно отвести в стороны, выдвинуть вперед. При этом ноги слегка разогнуты

Повышение мышечного тонуса в сочетании с патологическими рефлексами препятствует формированию возрастных двигательных навыков, нарушает произвольную активность, в первую очередь рук. Затруднены направленные движения рук к игрушкам, их захват, ребенок не может поднести руку и игрушку ко рту.

При мышечной гипотонии сопротивление пассивным движениям снижено вплоть до полного отсутствия. Ребенок предпочитает лежать на спине, к игрушке не тянется, вложенную в руку игрушку быстро выпускает. В этот период еще больше заметна задержка развития основных движений.

Встречается и мышечная дистония, синдром мышечной дистонии характеризуется сменой гипо- или нормотонии мышц в покое и мышечным гипертонусом при попытке пассивных движений или попытке произвести активное движения, а также при положительных или отрицательных эмоциях.

Отмечается значительное нарушение двигательного развития. Лежа на животе, ребенок не опирается на предплечья, не поднимает голову и не удерживает ее по середине. В положении на спине не формируется сгибание головы и подтягивание.

Если малыша потянуть за руки, он откидывается назад или поднимается вместе с согнутыми руками. Полностью отсутствуют или слабо выражены попытки к повороту на бок и на живот. При одностороннем поражении поворот осуществляется только через пораженную сторону.

В вертикальном положении дети с повышенным тонусом мышц плохо удерживают голову, почти не поворачивают ее в сторону. Если малыша попытаться поставить на ножки на опору, он встанет на кончики пальцев. При снижении тонуса возможности опоры на ноги практически нет. При дистонии мышечного тонуса,  опора на ноги может быть, но в полусогнутом положении.

К 6 месяцам у малыша могут обнаружиться содружественные движения. Когда малыш пытается разжать кисть или взять предмет в руку, у него возникают содружественные движения в виде открывания рта, высовывания языка, перекреста ног или может значительно повышаться тонус в другой руке или ноге. Все это ведет к нарушению произвольной двигательной активности ребенка.

 

Родителям на заметку

 

Какое поведение детей 3-6 месяцев должно послужить поводом для обращения к  неврологу, педагогу или психологу службы ранней помощи:

- ребенок не переворачивается со спины на живот к 5 мес., слабая опора на руки в положении на животе, в вертикальном положении – опора на передний край стопы, перекрест голеней

- снижен интерес к игрушкам, к контактам с близкими людьми

- не захватывает и не ощупывает игрушку, не удерживает ее в руке в 4-5 мес.

- регресс (обратное развитие) уже имеющихся моторных навыков;

- нарушения сна и засыпания, привычного режима дня;

- утомляемость, плаксивость.

 

  1. IV. Развитие ребенка в возрасте от 6 до 9 месяцев

Психическое развитие ребенка от 6 до 9 месяцев

Достигнув возраста полугода, малыш превращается в неугомонного деятеля. Его неудержимо влекут к себе игрушки и всевозможные предметы, окружающие его. Он ловко дотягивается до них почти из любых положений, цепко держит предмет в руке, тянет в рот, перекладывает из руки в руку, отбрасывает и вновь достает. Желание взять, достать, завладеть, подержать в руках, попробовать на вкус полностью поглощает карапуза.

Эмоциональное общение с близкими людьми начинает уходить на второй план, а на первый – приходит стремление к практическому взаимодействию. Малыш теперь стремится к общению со взрослыми, чтобы получить необходимую игрушку и исследовать ее: открыть, нажать, постучать, выбросить все из кровати или со стола, высыпать, покатать, потолкать, вынуть, снять и получить реакцию взрослого на свои действия. К средствам эмоционального общения (взгляда в глаза, улыбки, двигательного оживления, звуков речи) начинают добавляться средства «делового» общения: движения, позы, предметные действия, мимика, жесты, звуки лепета и первые облегченные слова к концу года.

К 7 месяцам ребенок на вопрос ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте; игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает; подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги: «Ма-ма, ба-ба, па-па, на-на» и другие.

К 8 месяцам малыш умеет различать «своих» и «чужих», не идет на руки к постороннему человеку; находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах; по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например: «Ладушки», «Дай ручку»; игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушками: толкает, стучит, вынимает и вкладывает; громко, четко и повторно произносит различные слоги.

На пороге своего десятого месяца малыш проявляет большой интерес ко всему окружающему. Он сосредоточенно и увлеченно совершает разнообразные действия с предметами, познавая на доступном уровне их свойства и свои возможности. У него появляются любимые игрушки и постоянные любимые игры с близкими людьми. Он начинает многое понимать и старается ориентироваться на речь взрослого. Малыш с интересом наблюдает за действиями взрослых, подражает им. Благодаря этому карапуз начинает приобщаться к играм с предметами и сюжетными игрушками, к рассматриванию картинок и фотографий в семейном альбоме.

К этому времени малыш может находить несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местонахождения; знает свое имя, оборачивается на зов; подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете; с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает; видит и пытается преодолеть препятствие для того, чтобы достать желанную игрушку или предмет, может использовать «орудие»; появляются новые забавы – совершение запретных действий на произнесение слова «нельзя», ждет при этом яркой эмоциональной реакции взрослого.

 

Родителям на заметку

 

К негативным факторам психического развития ребенка по- прежнему относятся нарушения суточного ритма сна и бодрствования, нарушения  поведения малыша при засыпании и сне, просыпании и бодрствовании, преобладающий эмоционально отрицательный фон настроения, а также значительное отставание в развитии эмоций и социального поведения, подражания действиям взрослого и объединения внимания на игрушке, движений руки и предпосылок развития понимания и активной речи.

В силу значительного отставания в развитии малыш, как правило, не переходит в этом возрасте на новую форму общения – общение со взрослым по поводу действий с предметами, а так и остается на этапе эмоционального общения. При этом у него страдает активность в общении и в подражании действиям с игрушками. Возможно, это обусловлено нарушениями формирования объединенного внимания ребенка и матери на одном предмете рассматривания. Поэтому действия с предметами носят манипулятивный характер: малыш притягивает игрушки и быстро их отбрасывает и вновь притягивает, может переложить из руки в руку и вновь теряет. Интерес к игрушкам незначительный.

 

Развитие общих движений

В этом возрасте у малыша значительно повышается его двигательная активность. Он  часто меняет позу, поворачивается на живот, свободно крутится на животе. В положении на животе ребенок высоко поднимает голову, поворачивает ее во все стороны, опирается на вытянутые руки и легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Появляется попытка к ползанию, а в 8 месяцев ребенок начинает двигаться вперед к игрушке. Может повернуться с живота на спину. Встает на четвереньки.

В 7-8 месяцев малыш может сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной и даже садиться самостоятельно из положения, стоя на четвереньках или с поворотом на бок. В 8-9 месяцев ребенок начинает самостоятельно вставать, придерживаясь за спинку кровати. После 7 месяцев одновременно с вставанием на четвереньки, ползанием, сидением формируются реакции равновесия. С улучшением координации движений малыш может разнообразно действовать с предметами.

 

Родителям на заметку

 

О негативных тенденциях в развитии общих движений малыша свидетельствует наличие патологической, не соответствующей возрасту позы на животе и спине; невозможность самостоятельно изменить положение тела; снижение возрастной  двигательной активности.

 

Двигательные нарушения в этом возрасте являются следствием тех расстройств, которые имели место в более раннем периоде.

В соответствии с преобладанием типа нарушения тонуса меняется поза малыша в покое, причем не только туловища и головы, но и рук. В период возбуждения нарушения становятся более выраженными, проявления дистонии и дистонические атаки - более явными.

Малыш как-бы находится на более ранней стадии развития движений, у него отсутствует опора на руки, в позе на животе. Он не может приподняться на вытянутых руках, не может манипулировать игрушкой, перенося центр тяжести на другую руку. При попытке его поставить, он как правило опирается на кончики пальцев ног.. Если ребенка посадить, то он не в состоянии удержать правильную позу даже кратковременно. Поворачивается только всем корпусом, реакции равновесия не выражены. Нет попыток передвигаться или передвигается неправильным способом. Отсутствуют попытки принять вертикальную позу к 9 месяцам, что является важным признаком нарушения развития движений в этот период.

 

 

Родителям на заметку

 

Какое поведение детей 6-9 месяцев может послужить поводом для консультации у невролога, педагога и психолога службы ранней помощи:

-  ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 мес.;

- не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 мес.;

-сниженная двигательная активность, утомляемость, раздражительность;

-отсутствие лепета;

- не развивается подражание и ситуационное восприятие обращенной речи.

 

Родителям на заметку

 

Не откладывайте решение проблем на долгое время! Своевременно проконсультируйтесь у психолога и педагога, определив вместе с ними индивидуальную программу коррекции и развития малыша.

 

  1. V. Развитие ребенка от 9 до  12 месяцев

Психическое развитие ребенка в возрасте от 9 до 12 месяцев

На этом возрастном этапе «деловое» общение, сотрудничество со взрослым становится необходимым условием психического развития малыша, создавая основу для его познавательной активности в дальнейшем. Подражая взрослому, карапуз учится новым разнообразным действиям с игрушками, знакомится с новыми свойствами предметов. Он с увлечением начинает снимать крышки с коробок и баночек, кольца с пирамидки, выбрасывать и перекладывать предметы и игрушки из ведерка, корзинки, коробки. Освоив одни действия, он приступает к другим: научится нанизывать кольца с большими отверстиями на стержень пирамидки, открывать различные крышки на баночках и коробках, вкладывать различные предметы в ведерко, коробку, корзинку. Теперь наш исследователь может не только открыть, но и закрыть коробочки, крышки от баночек или дверки шкафа.

Под влиянием развития понимания речи малыш уже может выполнять некоторые действия по просьбе взрослого: ставить кубик на кубик, строя башенку, снимать и надевать кольца на стержень пирамидки, играть в прятки, показывать «Ладушки», «Сорока-сорока», «Шу – полетели», скатывать шарики с игрушечной горки, приносить знакомые игрушки, искать их среди других предметов.

В этот период крохе становятся интересны игровые, сюжетные действия, которые взрослый демонстрирует ему с помощью игрушки. Малыш с большим удовольствием, подражая маме, начинает качать кошку или собачку, катать их в машине, поить из чашки, кормить из миски, причесывать. Сюжетная игрушка в этом возрасте становится для ребенка живым образом человека. В этом возрасте через игры с предметами и сюжетными игрушками взрослый развивает у малыша различные средства общения: мимику, жесты, позы, действия, а также понимание речи и активную речь. Важно называть игрушки и полным именем и простым, сокращенным (кошка - киса; собачка -ав-ав; птичка - пи-пи; курочка -ко-ко; зайка - зая) и разговаривать с крохой от имени куклы, произнося звукоподражания, имитирующие характерные звуки, издаваемые животными и птицами (лошадка - и-го-го; кошка - мяу-мяу; петушок - ку-ка-ре-ку; уточка- кря-кря; гусь - га-га; птичка - пи-пи или чик-чирик).

Малыш научился достаточно хорошо владеть своим телом, он может свободно менять свое положение и активно перемещаться по квартире или дому. Все это способствует становлению его самостоятельности и независимости от взрослых, накоплению индивидуального опыта в освоении окружающего мира. Он нередко протестует против помощи взрослого, против ограничения активности и свободы перемещения; отстаивает свое право на выбор игрушек и  действий с ними.

К концу года ребенок достаточно много понимает и произносит первые слова, знает имена близких людей, названия многих окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых игрушек, выполняет простые инструкции взрослого, несложные игровые действия, различает поощрения и порицания взрослых, пытается в соответствии с ними построить свое поведение. Малыш становится активен, и это является его важным личностным достижением.

 

Родителям на заметку

 

О проблемах в психическом развитии ребенка говорят нарушения суточного ритма сна и бодрствования, нарушения  поведения при засыпании и сне, просыпании и бодрствовании, преобладающий эмоционально отрицательный фон настроения, а также значительное отставание в развитии эмоций и социального поведения, подражания действиям взрослого и объединения внимания на игрушке, движений руки и предпосылок развития понимания и активной речи.

 

Главным фактором неблагоприятного развития малыша в этом возрасте является снижение интереса к окружающим близким людям, предметам и игрушкам.

В силу нарушения зрительно-моторной координации некоторые дети не могут захватить предмет, совершить с ним простейшие неспецифические действия, их движения неловки, скованы, однообразны. Дети не осваивают весь арсенал действий с предметами и сюжетными игрушками.

 

Развитие основных движений

 Этот возрастной период характеризуется дальнейшим усложнением движений, направленных на поддержание туловища в вертикальном положении, что способствует высвобождению руки для действий с игрушками.

Потребность познания окружающего мира заставляет ребенка часто менять положение. Мышечный тонус нормальный и не мешает активным движениям. Ползание становится основной формой передвижения. Совершенствуется самостоятельное сидение и умение сесть из любого положения тела (лежа, стоя на четвереньках, стоя у опоры). Вставание развивается и совершенствуется в том случае, если в положении сидя удерживается равновесие. Встает ребенок благодаря активной работе рук: под контролем зрения ребенок хватается за опору, подтягивается и встает. В вертикальном положении он осваивает целую серию новых движений: наклоны, приседания, подъем одной ноги. Когда в вертикальном положении совершенствуются реакции равновесия, ребенок начинает ходить, сначала у опоры приставным шагом.

Осваивается новое движение рук - произвольное отпускание предмета: сначала предмет бросается всей рукой, а затем отпускается из пальцев рук. Дифференцируются движения пальцев: появляется  указательный жест, «ковыряние» одним пальцем. Ребенок начинает мять и рвать бумагу. К концу периода может взять предмет двумя пальцами.

 

Родителям на заметку

 

О негативных тенденциях в развитии общих движений малыша свидетельствует наличие патологической, не соответствующей возрасту позы на животе и спине; невозможность самостоятельно изменить положение тела; снижение возрастной  двигательной активности.

 

Двигательные нарушения в этом возрасте, как и в предыдущем, являются следствием тех расстройств, которые имели место в более раннем периоде.

Малыш может быть малоподвижен, у него не формируется ползание, он не может удержать позу сидя и пока сам не садится, не встает. Основное его положение в пространстве на спине или животе. Могут значительно запаздывать в своем развитии движения рук, умения брать, удерживать или схватывать предметы.

 

Родителям на заметку

 

Какое поведение детей 9-12 мес. может послужить поводом для консультации у невролога, педагога и психолога службы ранней помощи:

- не различает звуки, интонацию в речи, не прислушивается  к речи, музыке;

- скудный лепет, не повторяет слогов за взрослым, не подражает;

- не различает окружающих людей;

- снижена двигательная активность, самостоятельно не встает, не стоит, не ходит к 12-14 мес.;

-   необходимо незамедлительно обратиться к неврологу при подозрении на судорожный синдром, в случае пароксизмов потери сознания, при падениях, сопровождающихся ушибами, травмами головы.

 

  1. VI. Развитие ребенка от года до трех лет     

Психическое развитие детей в возрасте от года до трех лет

Малышу исполнился год. И это знаменательная дата - начало нового периода в жизни ребенка – раннего возраста, который длится до трех лет. К году в психике ребенка закладывается фундамент всех его последующих приобретений: малыш уже умеет общаться с окружающими взрослыми, у него формируются  первые привязанности, с помощью близких он открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними, переживает свое собственное Я, отдельное от Я других людей, начинает понимать речь и делает первые попытки говорить, становится более  самостоятельным.

Ранний возраст – это период интенсивного освоения ребенком окружающего мира с помощью действий с предметами. И эти действия существенно отличаются от тех, с помощью которых малыш исследовал различные свойства предметов на предыдущем этапе развития, в младенчестве.

Если внимательно наблюдать за игрой детей раннего возраста, можно заметить, что игры маленьких детей начинаются с тех предметов, которые их окружают и попадают в их поле зрения. Вот машина, малыш ее покатает или погрузит в нее кубики, и будет возить их по всему пространству дома. Ребенок видит реальный предмет или игрушку и начинает действовать с ними так, как этот предмет требует или как показала мама. Малыш видит своего любимого мишку, сажает его вместе с собой за стол, пытаясь накормить игрушку настоящей кашей или овощным пюре. А потом укладывает его спать на свою подушку. И, наконец, украдкой от мамы, с наслаждением моет ему голову под краном, в изобилии поливая игрушку настоящим шампунем. Малыш буквально прикован к окружающим его предметам, а возможность реально действовать вдохновляет его на новые и новые свершения.

Между тем в таких реалистичных играх нет, нет, да и появляются элементы фантазии, игры «понарошку», «как будто». Такая игра с элементами воображаемой ситуации была названа символической игрой. Символическая игра для малышей второго года жизни не является основной. Главной, ведущей эта игра станет к дошкольному возрасту, а на втором и третьем году жизни ребенка мы можем наблюдать только некоторые ее элементы. Следующий шаг в развитии символической игры малыш совершит тогда, когда начнет, подражая маме, кормить мишку из игрушечной ложки, зачерпывая воображаемую кашу или суп из игрушечной тарелки, а потом будет укладывать куклу в коробку – кровать. Теперь ребенок действует в игре и на основе своего личного реального опыта и элементов воображаемой ситуации. При этом фокус его фантазийных игр смещается с него самого на окружающие его предметы и игрушки.

В конце второго года жизни ребенка, когда у него в игре появляется предмет-заместитель, можно говорить о переходе ребенка от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой. Рассмотрим следующую ситуацию: малыш не может найти игрушечную ложку, а куклы уже давно сидят за столом, и тогда первая попавшаяся палочка вдруг становится ложкой. А потом эта палочка будет расческой, а может быть косточкой для собачки или сосиской для кошки. Во всех этих случаях ребенок уже действует не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных воображаемых представлений. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Точно также к концу третьего года жизни в его игре появятся воображаемые ситуации и те роли, которые он на себя в игре будет брать.

Кроме игры важным фактором развития ребенка второго – третьего года жизни является его сенсорное развитие. В ходе своей практической деятельности малыш учится сравнивать и сопоставлять предметы. С начала он осваивает умение ориентироваться в двух величинах предметов, учится различать большие и маленькие игрушки и предметы, потом осваивает умение различать объемные геометрические фигуры, а затем знакомится с цветом. Учится подбирать предметы одинаковые по цвету и только потом называть основные их цвета. В ходе практической предметной деятельности и знакомства с формой предметов, у малыша развивается умение конструировать, создавать простые постройки из кубиков и обыгрывать их с помощью игрушек. Если вы уделяете достаточное время развитию ребенка, то к третьему году жизни малыш, взяв в руки карандаш или фломастер, начнет осваивать пространство белого листа, оставляя на нем  свои каракули.

Рассмотрим некоторые общие условия, способствующие процессу развития ребенка.

Первое условие связано, с одной стороны, с обогащением опыта ребенка новыми впечатлениями, сведениями и знаниями об окружающем мире, а, с другой, - с возможностью осознания и переработки этих впечатлений.

Чем активнее взрослые организуют наблюдения за явлениями природы; жизнью птиц, животных; занимательными ситуациями, связанными с домашними питомцами, чем насыщеннее впечатлениями будет прогулка и небольшая экскурсия малыша к озеру, на реку, в зоомагазин и зоосад, чем интереснее будет поездка на машине, трамвае, поезде, речном пароходе, тем разнообразнее будут его эмоциональные переживания и впечатления, и тем шире возможности для возникновения познавательной и творческой активности. С другой стороны, впечатления, которые переживает ребенок, прочно закрепляются в его эмоциональной памяти и становятся важной основой понимания смысла происходящего, если взрослый помогает малышу организовать эти впечатления в определенную систему. Одним из способов переработки впечатлений, принятых в обществе, является короткий рассказ взрослого о событиях недавнего прошлого,  где главным героем  был малыш, или совместное рассматривание фотографии с этим событием в семейном альбоме. Другим способом, может стать рисунок, аппликация. Второе условие связано с расширением и углублением познавательной активности и познавательных интересов внутри предметной деятельности и игры, что, в свою очередь, поможет ребенку ярче проявить свою индивидуальность в различных видах  деятельности. Необходимо в условиях дома организовывать целенаправленные игры с использованием разнообразных предметов, игрушек, знакомить ребенка со способами действий и игры. Формировать первые представления о величине, форме, цвете, фактуре, температуре, звуках, запахах и вкусовых ощущениях. Обогащать игры малыша элементами экспериментирования.

Не маловажной становится мамина «работа» по расширению сюжетов детской игры. Важно каждый раз, играя с ребенком, привносить элементы нового в сюжет знакомой игры с укладыванием игрушек на сон, кормлением кукол, их поездкой на машине, автобусе или пароходе, организацией чаепития, купания и многих других сюжетов. Ведь часто так бывает, что малыш усваивает один из игровых способов или сюжетов и дальше в самостоятельной игре применяет только его. Задача взрослого вовремя предложить малышу для игры новый персонаж, новый предмет или атрибут, чуть изменить и расширить сюжет за счет новых игровых действий или новых сюжетных событий.

Другой линией, обогащающей игру ребенка, становятся ситуации с вариантами разнообразных способов использования одних и тех же предметов. Взрослый может показать ребенку, что одна и та же подарочная коробка в одной игре станет кроватью для куклы-малышки, в другой - послужит столом или стулом для зайчика, в третьей – табуретом или ночным горшком для мишки, в четвертой- гаражом для машин или домиком-норкой для мышек. Кольца от пирамидки пригодятся в качестве печенья, баранок или кусочков сыра для организации угощения кукол, а кубик может быть и стулом и столом, и машиной, и котлетой для игрушечной собачки. Такие волшебные превращения простой коробки, кубика, колец от пирамидки, камешков, палочек и многих других предметов, несущих в себе элемент неопределенности, разнообразят игру малыша, сделают ее живой и свободной. Вместе с такой игрой богатятся представления ребенка, произойдет «запуск» фантазии и воображения – главных составляющих любой детской деятельности.

Третье условие связано с развитием речи малыша. Своевременное развитие понимания  и активной речи малыша создаст благоприятную основу для развития и совершенствования психической деятельности ребенка в дальнейшем.

 

Развитие общих движений

Умение детей двигаться формируется в зависимости от условий, в которых растет малыш, поэтому одни дети не умеют ползать, а сразу учатся ходить, а другие умеют сидеть и совсем не ползают.

Годовалый ребенок, чаще всего, умеет уже ходить и стоять без опоры, затем появляются новые движения – умение приседать и сидеть на корточках.

На протяжении второго года жизни происходит дальнейшее развитие координации движений туловища, рук, пальцев. Правильные движения ребенка – показатель нормального и своевременного его развития.

Годовалый ребенок еще теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом, чтобы не упасть, причем полноценные самостоятельные шаги у ребенка появляются после развития координации в движениях рук. К полтора годам он уже может ходить длительно, не присаживаясь, меняет положение: приседает, наклоняется, поворачивается.

Потом учится перешагивать через препятствия приставным шагом и ходить по ограниченной поверхности, приподнятой над полом. И только ближе к двум годам может перешагивать через препятствия чередующимся шагом.   Понаблюдайте за малышом второго и третьего года жизни, посмотрите, может ли он свободно бегать, может ли ударить по мячу ногой без вашей поддержки за руки, может ли перепрыгнуть препятствие, хорошо ли он ходит по лестнице.

      

Родителям на заметку

 

О неблагополучии в развитии движений можно говорить тогда, когда малыш сильно запаздывает с их освоением на втором или третьем году жизни.

На скрытые проблемы в развитии движений могут указывать нарушения координации движений у ребенка второго и третьего года жизни.

 

Если малышу уже два или три года, а у него большие трудности с удержанием головы, освоением ползания, сидения, вставания на четвереньки и ходьбой, то такое большое отставание в развитии говорит о серьезных нарушениях.

Однако у детей в этот возрастной период могут быть проблемы, связанные с нарушением координации движений. И тогда малыш будет испытывать значительные трудности при смене положения в пространстве, он не сможет освоить перешагивание, для него будет большой проблемой игра в мяч, и он не сможет научиться прыгать или этот процесс будет для него сложен.

 

Родителям на заметку

 

Какое поведение ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет может говорить о необходимости консультации у невролога, педагога или психолога службы ранней помощи:

  • О неблагополучии в развитии психической деятельности ребенка может говорить отсутствие интереса малыша к игрушкам или избирательность интереса, когда малыш играет только с одной конкретной машинкой, куклой, зайцем.
  • Запаздывание малыша в освоении основных этапов игры, сенсорной деятельности, конструировании и рисовании, а также задержка в развитии речи должна вас насторожить. Запаздывание более чем на два возрастных срока, по сравнению с нормативными показателями развития, говорит о задержке психического развития у ребенка.
  • Помните, что наиболее важными и информативными показателями второго и третьего года жизни ребенка являются развитие игры и речи.
  • В игровой деятельности малыша обратите внимание на то, как ребенок действует с предметами. Вас должны насторожить нелепые, странные действия малыша с предметами, те действия, которые в самой игрушке не заложены.
  • Обратите внимание на характер действий малыша с игрушками. Если ребенок со всеми или многими игрушками действует одинаково: берет, перекладывает из руки в руку, тянет в рот, сосет, грызет, бросает, вновь находит, ощупывает, трясет, стучит о любую поверхность и другое – это один из тревожных признаков. Если у малыша третьего года жизни в игре присутствуют только предметные действия: малыш любит все открывать-закрывать, снимать-надевать, перебирать предметы, перекладывать, доставать – убирать и многое другое, однако совсем нет сюжетных действий с игрушками: не качает, не кормит, не поит, не возит, не причесывает, не строит и т.д. – то  подобное поведение тоже вас должно насторожить.

 

Какое речевое поведение ребенка требует консультации логопеда:

  • отсутствие потребности в речевом общении, «ускользание» от телесного, визуального и речевого контакта с близким взрослым,
  • длительное «застревание» на доречевой стадии, на стадии лепета
  • позднее появление первых слов и длительное пребывание на этой стадии, (ребенок длительное время, более 6 месяцев, ничего не прибавляет в своем словарном запасе, не учит новые слова и общается с родителями только при помощи нескольких (5-10 слов) первых слов)
  • неумение понять фразу из 2-3 слов, хорошо знакомых ребенку по отдельности, вне ситуации общения или без использования подсказывающих жестов или действий со стороны взрослого,
  • позднее появление глаголов и других «опорных слов», с которыми связано, в дальнейшем речевом развитии, формирование первых двухсловных высказываний ребенка (типа «дай сый»- дай сыр или «исе сыя» - еще сыра и т.п.), и очень незначительным приростом этих слов в словаре ребенка,
  • длительное эхолалическое (ребенок как эхо повторяет слово за взрослым, в самостоятельной речи данное слово он может употреблять) повторение за взрослым нового слова или фрагмента фразы, без умения самостоятельно использовать их в коммуникации,
  • копирование вопросительной интонации взрослого вместо ответа на вопрос.
Родителям на заметку

 

Многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены в короткие сроки при условии квалифицированной  помощи, и не только врачей, а педагогов, логопедов и психологов.

Не откладывайте решение проблем на долгое время! Своевременно получив  помощь и поддержку специалистов, вы сможете снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу, определив вместе с психологами и педагогами индивидуальную программу коррекции и развития малыша.

Более подробную информацию можно получить, если обратиться к следующей литературе:

  1. Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Как общаться с младенцем: Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Басилова Т.А, Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.
  4. Мама+Папа=Я: Ребенок от рождения до года. Книга для родителей / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2007.
  5. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией: Методическое пособие. – С.-Петербург, КАРО, 2006.
  7. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная пресса, 2017.
  8. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Браткова М.В. и др. Игры и занятия для детей раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие /Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Экзамен, 2004