Лаборатория образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития

РАЗЕНКОВА
Юлия Анатольевна
Заведующий лабораторией
Доктор педагогических наук
ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY
AUTHOR ID В ELIBRARY 418260
ORCID ID 0000-0002-3084-8286
Сфера научных интересов
Ранняя помощь семье ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью, ребенок с ОВЗ и/или инвалидностью младенческого и раннего возраста, ранние этапы психического развития, культурно-исторический подход к развитию психики человека, развитие общения матери и ребенка, коммуникативное поведение взрослого и ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью.
Научные интересы: фундаментальные и прикладные исследования в области ранней коррекционной помощи детям и их семьям; в области развития взаимодействия и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с близкими взрослыми; сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включая семьи с детьми с нарушениями зрения; научно-методической поддержки служб ранней помощи в образовании
Научная деятельность
Организует выполнение научно-исследовательских работ, предусмотренных для лаборатории в Государственном задании Министерства просвещения Российской Федерации институту; определяет перспективы развития научно-исследовательской работы в рамках комплексных исследований в области ранней помощи, в области сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включая семьи с детьми с нарушениями зрения; научно-методической поддержки служб ранней помощи в образовании; выбирает методы и средства проведения исследований и разработок, пути решения поставленных перед подразделением научных задач. Руководит разработкой технических заданий, методических и рабочих программ, прогнозов и предложений по развитию комплексных исследований в области ранней помощи, сопровождения семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, научно-методической поддержки ППМС центров в образовании и других плановых документов и методических материалов. Определяет соисполнителей плановых научно-исследовательских работ. Осуществляет научное руководство по проблемам, предусмотренным в тематическом плане подразделения, формулирует их конечные цели и предполагаемые результаты и принимает непосредственное участие в проведении важнейших работ. Контролирует выполнение предусмотренных планом заданий, договорных обязательств, а также качество работ, выполненных специалистами подразделения и соисполнителями. Утверждает и представляет на рассмотрение ученого совета института научные отчеты о работах, выполненных подразделением. Обеспечивает практическое применение результатов исследований, авторский надзор и оказание технической помощи при их внедрении. Организует работу по патентованию и лицензированию научных достижений, регистрации изобретений и рационализаторских предложений. Обеспечивает повышение эффективности работы подразделения, рациональную расстановку работников, принимает меры по повышению их творческой активности.
Научно-организационная деятельность
Руководитель Рабочей группы по проблемам ранней помощи при Министерстве просвещения РФ; член проблемной комиссии ФГБНУ «ИКП»; член рабочей группы по разработке платформы анализа видео с применением технологии искусственного интеллекта "Цифровой ассистент дефектолога"; член редакционных советов журналов «Дефектология» «Педагогический имидж»; « Специальное образование».
Докторская диссертация
«Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Диссертация на соискание ученого звания доктора педагогических наук. 15 декабря 2027
Подготовлено
- Монографии - 7
- Методических пособий - 11
- В журналах из списка ВАК - 34 статьи
- Общий список публикаций в РИНЦ - 119
- Индекс Хирша по данным РИНЦ - 15
Основные публикации
Монографии и главы в монографиях
- Ayvazyan, E.B., Kudrina, T.P., Pavlova, A.V., Razenkova, Y.A. (2024). Development of Reaching in Blind Children: Continued Discussion. In: Solovyova, T.A., Arinushkina, A.A., Kochetova, E.A. (eds) Educational Management and Special Educational Needs. Springer, Cham
- Кudrina, T.P., Ayvazyan, E.B., Razenkova, Yu.A. (2022) Animation Complex in Premature Infants Who Are Blind. In: Arinushkina, A.A.,Korobeynikov, I.A. (eds) Education of Children with Special Needs. Springer, Cham.
- Разенкова Ю.А. Методологические основы современных отечественных исследований в области ранней помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: глава 5 /Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития. Научное издание. Коллективная монография / Отв. ред. М.В. Иванов. – М.: Московский институт психоанализа, 2023. – С.73 – 82
Публикации в рецензируемых журналах
- Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Разенкова Ю.А. Семья ребенка с ОВЗ в ситуации вынужденной самоизоляции: анализ материалов опроса /Е.Б.Айвазян, А.В.Павлова, Ю.А.Разенкова //Дефектология. 2000. № 6. С. 3 – 13.
- Кудрина Т.П., Айвазян ЕБ., Разенкова Ю.А. Уникальный феномен младенчества в фокусе внимания науки. Аналитический обзор истории изучения «комплекса оживления». Сообщение 1 //Дефектология, 2024. №5. С. 15 –33.
- Николаева Т.В., Шматко Н.Д., Разенкова Ю.А., Маркович М.М. Современные вызовы и актуальные задачи совершенствования комплексной аудиолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом работы / Т.В. Николаева, Н.Д. Шматко, Ю.А. Разенкова, М.М. Маркович // Дефектология. 2022. №4. С. 69 – 78.
- Разенкова Ю. А., Павлова А.В., Корниенко Т.Ю. Современная семья ребенка с нарушением зрения: анализ материалов всероссийского опроса / Ю.А.Разенкова, А.В..Павлова, Т.Ю. Корниенко // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2023. N 207. С. 80-94.
- Разенкова Ю.А., Корниенко Т .Ю., Павлова А.В. Применение семантического анализа в ходе изучения субъективных представлений родителей о трудностях, связанных с обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ //Дефектология, 2024. №5. С. 3 – 14.
- Разенкова Ю.А., Павлова А.В., Романовский Н.В. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса / Ю.А.Разенкова, А.В. Павлова, Н.В. Романовский //Дефектология, 2022. №2. С. 52 – 65.
Публикации в зарегистрированных научных электронных изданиях
- Разенкова Ю. А., Югова О. В.Ресурсный подход в психолого-педагогических исследованиях и практике помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4 (72). С. 38–49
Методические пособия и рекомендации
- Игры с детьми второго и третьего года жизни /Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Школьная Книга, 2020. 96 с.
- Разенкова Ю.А., Кудрина Т.П. Игры с детьми второго года жизни / Под ред. Ю.А. Разенковой. Кн. 1: Конструирование и аппликация. Изготовление коллажа. — М.: Школьная Книга, 2022. 72 с. (Серия «Первые шаги к творчеству: лепим, рисуем, творим...»)
- Разенкова Ю. А., Одинокова Г.Ю. Игры с детьми второго года жизни /Под ред. Ю.А.Разенковой Книга 2. Тили-тили тесто: игры с тестом. Начало рисования: игры с красками. – М.: Школьная Книга, 2022. 64 с. (Серия «Первые шаги к творчеству: лепим, рисуем, творим...»)
- Разенкова Ю.А. Оценка развития общения ребенка первых лет жизни с различными ограничениями в состоянии здоровья с близким взрослым: электронное методическое пособие. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. 55 с.
- Кошечкина Т. В., Разенкова Ю.А. Технологии раннего речевого развития детей с особыми образовательными потребностями: Методическое пособие для педагогов по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ [Электронный ресурс] /Т.В.Кошечкина, Ю. А.Разенкова – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. 63 с.
- Разенкова Ю.А., Живаева Н.А., Мещерякова И.А. Коммуникативные возможности детей с тяжелыми двигательными и интеллектуальными нарушениями: диагностика и коррекция [электронный ресурс] / Ю.А. Разенкова, Н.А. Живаева, И.А. Мещерякова. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. 55 с.
- Ребенок 2-3 лет. Советы родителям и воспитателям от ведущих специалистов страны /Под ред Ю.А.Разенковой. – М.: Школьная Книга, 2020. 56 с.
Публикации в материалах научных мероприятий (конгрессов, симпозиумов, конференций…)
- Разенкова Ю.А., Павлова А.В. Потребности и ресурсы семьи ребенка с ОВЗ в ситуации вынужденной самоизоляции / Ю.А.Разенкова, А.В.Павлова /Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология [Электронный ресурс]: сб. научн. тр. по материалам IV Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», 20 марта 2021 г. / ред.кол. Ю.В.Варданян (научн. ред.) и др. – Мордовский государственный педагогический институт (3.11 Мб.) – Саранск, 2021. С.321 – 328
- Разенкова Ю. А. Феномен выгорания доверия родителя к специалисту // Этика взаимодействия с человеком с ментальными особенностями и его близкими. Сборник материалов. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2021. С. 59-62
- Разенкова Ю. А. Система ранней помощи в Российской Федерации: этапы становления и перспективы развития // Материалы конференции: «Включение (inclusion) детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс: прошлое, настоящее, будущее» (Алматы, 16 и 17 сентября, 2021 г.) – Алматы: ТОО «Центр САТР», 2021. С. 116 –124
- Разенкова Ю. А. Организация скрининг-диагностики развития детей в системе ранней помощи Российской Федерации: проблемы и перспективы // Материалы конференции: «Включение (inclusion) детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс: прошлое, настоящее, будущее» (Алматы, 16 и 17 сентября, 2021 г.) – Алматы: ТОО «Центр САТР», 2021. С. 96–101
- Разенкова Ю.А. Доминирующие тенденции в развитии системы ранней помощи в образовании // Современные векторы развития специального и инклюзивного образования : сборник научных статей международной научно-практической конференции (08-10 февраля 2023 г.) / под науч. ред. Т. Г. Киселевой, С. С. Елифантьевой. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. С. 30 – 37
- Разенкова Ю.А. Результаты научных исследований современной семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка с инвалидностью / Семья особого ребенка. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции «Семья особого ребенка» (23 октября 2023 г., г. Москва) /Сост. Г.Ю.Одинокова, И.А.Мещерякова Н.А.Живаева. — М.: ФГБНУ «ИКП», 2023. С. 5 - 27