Введение

Современные тенденции в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяют необходимость дифференцированного подхода как к содержанию образовательного процесса детей разных нозологических групп, так и к условиям, обеспечивающим реализацию адаптированных образовательных программ разного уровня образования. Основные нормативы и стратегические разработки в области специального и инклюзивного образования, такие как Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), Концепция развития образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года (Никольская и др., 2020), прописывают дифференциацию специальных условий образования не только по отношению к целостной нозологической группе, а применительно к вариантам развития внутри каждой из категорий нарушений развития. По отношению к феноменологии задержки психического развития (ЗПР), которая характеризуется значительной неоднородностью состава детей, полиморфным и парциальным характером нарушений, данная тенденция приобретает особую актуальность.

Существующая современная психолого-педагогическая типология задержки психического развития (Бабкина, Коробейников, 2019; 2020) отражает особые образовательные потребности трех выделенных (на основании обобщенных базовых характеристик психической деятельности и поведения) групп детей с ЗПР, которые, в свою очередь, предполагают создание соответствующих условий образования (Коробейников, Бабкина, 2017).

Таким образом, организация образовательного процесса и проектирование специальных условий образования детей с ЗПР должны предусматривать дифференциацию:

  • по уровням образования с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР;
  • внутри нозологической группы с учетом типологических вариантов развития при ЗПР.

В данных методических рекомендациях остановимся на проектировании дифференцированных условий образования обучающихся с ЗПР для разных уровней образования.

В основу проектирования условий образования заложены особые образовательные потребности детей с ЗПР в периоды дошкольного, начального и основного общего образования, которые, в соответствии с видами деятельности, направленными на их удовлетворение, могут быть условно распределены по следующим блокам (Бабкина, 2017):

  • Особая организация образовательной среды и процесса обучения. Данный блок включает особые образовательные потребности детей с ЗПР, обусловленные типологическими и индивидуальными особенностями их психофизического развития;
  • Обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения. Данный блок включает особые образовательные потребности, связанные с фрагментарностью представлений детей с ЗПР об окружающем мире, с трудностями выделения и осмысления потенциально доступных связей между объектами и явлениями окружающего пространства, с необходимостью специальной помощи в освоении различных образовательных и предметных областей, в осмыслении и упорядочивании усваиваемых на занятиях и уроках знаний и умений, в формировании универсальных учебных действий;
  • Формирование саморегуляции. Данный блок включает особые образовательные потребности, связанные с дефицитом саморегуляции как неотъемлемой характеристикой задержки психического развития не только в выраженных, но и в легких ее формах (Бабкина, 2016). Все дети с ЗПР нуждаются в специальной работе по формированию регуляторных функций, способности к произвольной организации собственной деятельности и поведения;
  • Социальная адаптация и формирование жизненных компетенций. Данный блок включает особые образовательные потребности детей с ЗПР, связанные с особенностями социально-эмоционального развития. Ребенок нуждается в специальной работе по формированию сферы жизненной компетенции, включающей развитие мотивационной сферы, средств коммуникации в условиях учебной деятельности и при спонтанном взаимодействии, стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.

Для каждого периода обучения особые образовательные потребности конкретизируются с учетом возрастных особенностей детей с ЗПР и ложатся в основу проектирования специальных образовательных условий. В данных методических рекомендациях перечень этих условий на каждом уровне образования рассматривается в соответствии со следующими составляющими:

  • комплексное сопровождение ребенка и родителей (законных представителей);
  • организация пространственно-временной среды;
  • специальные приемы обучения и воспитания, адаптация системы оценивания образовательных достижений.