IMG_20200813_131003
IMG_20200813_125309_1
IMG_20200813_112039

Сразу трое участников Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России - 2020» представили Институт коррекционной педагогики РАО в третий день работы данного мероприятия. 13 августа 2020 года д.п.н., и.о. директора Института Татьяна Александровна Соловьева, д.п.н., член-корреспондент РАО, профессор, главный научный сотрудникЛабораториипсихолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Светлана Борисовна Лазуренко и к.п.н., старший научный сотрудник Лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения Анна Владимировна Мещерякова выступили в рамках научно-практической сессии, организованной Министерством просвещения РФ и посвященной проблемам дистанционного и цифрового образования детей с ОВЗ.

Организаторами Форума выступили Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации», Министерство здравоохранения Российской Федерации, при поддержке Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, Правительства Москвы, администраций регионов, Общественной палаты, РСПП, ТПП РФ, ФНПР.

В своем выступлении директор ИКП РАО ознакомила аудиторию с итогами масштабного исследования, проведенного Институтом по вопросам организации дистанционного обучения и цифрового образования детей с ограниченными возможностями здоровья в целом. «Сегодня актуальным вопросом становится использование цифровых образовательных средств в образовании, - отметила Т.А. Соловьева – Но мы должны понимать, что в отношении детей с ОВЗ специальные платформы и цифровые образовательные средства не будут эффективны сами по себе». Данное исследование должно было помочь понять специфику восприятия дистанционного образования родителями детей с ОВЗ, учителями инклюзивной школы, те направления и формат поддержки, которые им требуются в новых условиях.

Исследование ИКП РАО было проведено в 85 субъектах РФ и охватило 9365 образовательных организаций, в том числе 619 коррекционных школ, более 155 тысяч обучающихся. «Мы увидели, что в 94% случаев нет полноценного технического доступа к цифровой образовательной среде для учащихся с ОВЗ», - сказала она. К сожалению, почти половина учителей не делают различия между компьютерным обеспечением и цифровыми образовательными ресурсами. Только в 3,5% школ есть интерактивные столы, 3D-ручки и пр. А 23% вообще лишены доступа к цифровым образовательным ресурсам.

Вместе с тем, отметила Т.А. Соловьева, к цифровому образованию вцелом все респонденты относятся положительно. Только 1,4% выразили опасения в отношении того, что цифровая среда может изолировать детей от жизни. При этом 47% процентов опрошенных отметили, что цифровые ресурсы расширяют возможности доступа детей с ОВЗ к сервисам социальной жизни.

Директор ИКП РАО обратила также внимание аудитории на большой интерес педагогов к использованию современных инструментов обучения детей с ОВЗ. Это симуляторы, инструменты дополненной виртуальной реальности, разработанные для учащихся с ОВЗ, компьютерные обучающие программы. По ее словам, педагоги готовы сами овладевать новым инструментарием – 84% хотели бы научиться использовать подкаст и гипертекст, готовить киноуроки, которые, как оказалось, являются самым популярным средством визуализации.

Она также привела данные опроса семей, имеющих детей с ОВЗ, целью которого было выяснить характер и объем трудностей при переходе на дистанционное обучение детей с ОВЗ в связи с распространением COVID-19.

В частности, почти 2/3 родителей оказались вынужденными готовить все домашние задания вместе с детьми, к чему не все были готовы. Однако учителя, тьюторы оказали всю возможную помощь, проводя индивидуальные консультации, мастер-классы, родительские клубы, вебинары и онлайн-тренинги.

При этом почти 38% опрошенных заявили, что они стали больше заниматься с ребенком, а 45% подчеркнули необходимость занятий с психологами, дефектологами и иными специалистами в летне-каникулярный период.

Данное исследование, отметила Т.А. Соловьева, было полезно еще и тем, что с особой четкостью высветило те дефициты, которые есть при организации очного образования детей с ОВЗ. «Хорошо, что мы это увидели, но теперь над решением этих проблем надо работать грамотно и системно», - подчеркнула она.

Выступление С.Б.Лазуренко было посвящено влиянию учебной нагрузки на состояние обучающихся в отдельных образовательных организациях. Она представила современные статистические данные о динамических изменениях в состоянии здоровья детей России и алгоритм анализа медико-психолого-педагогической информации при зачислении ребенка в образовательную организацию, сделав также акцент на механизм влияния образовательных условий на состояние здоровья обучающихся.

Слушатели получили практические советы по анализу режима учебной нагрузки и организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, обобщение и систематизация факторов.

Светлана Борисовна особо отметила тот факт, что реализация адаптационных ресурсов не может рассматриваться вне связи с состоянием здоровья детей с ОВЗ и изучением факторов, способных оказывать на него как негативное, так и позитивное влияние. Она привела примеры создания по-настоящему здоровьесберегающей среды, а также перспективы ее совершенствования путем своевременной оценки и устранения негативных факторов влияния на здоровье детей в развивающихся образовательных средах.

В заключение своего доклада С.Б. Лазуренко рассказала о научных исследованиях и проектах ФГБНУ «ИКП РАО» в области изучения состояния здоровья обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в отдельных образовательных организациях, а также совершенствования нормативно-законодательной базы в отношении организации обучения детей с ОВЗ с учетом характера и степени тяжести ограничений здоровья.

Вопросы методики формирования компьютерной грамотности у детей и подростков с нарушениями зрения осветила в своем выступлении А.В. Мещерякова. Она рассказала об особенностях специализированного ПО и тифлоэргономике системных, визуальных настроек и настроек речи, использовании дополнительных устройств, в том числе и сканеров. Анна Владимировна также раскрыла суть 6 основных методических приемов, применяемых на 5 этапах обучение компьютерной грамотности. В частности, речь шла об освоении клавиатуры компьютера и техники машинописи, оптического распознавания и чтения текстов, поиска информации в сети Интернет. Особое внимание участников форума вызвала информация об использовании игровых элементов, упражнениях на тренажерах и включении проблемных ситуаций.

Подводя итоги сессии, Т.А. Соловьева отметила необходимость разработки дидактики цифрового образования, особенно для детей с ОВЗ, методик использования «искусственного интеллекта» в образовательном процессе. При этом адаптационный модуль должен вырабатываться коллективно, а не только психологами или дефектологами. Особо она подчеркнула необходимость подготовки современных специалистов-дефектологов в вузах страны, которые будут обладать нужными компетенциями, обратив также внимание на важность формирования корректной культуры школьного общения и правильного отношения учителя к ребенку с ОВЗ в инклюзивной школе. «Задача ребенка научиться понимать учителя, понимать его стиль профессиональной деятельности, научиться участвовать во всех элементах, которые предлагаются детям исходя из их возможностей», - сказала она.

Директор ИКП РАО также призвала при разработке и реализации программ и методик независимо от стадии и формата получаемого образования не забывать о будущем трудоустройстве людей с ОВЗ, сохранении и применении ими накопленных знаний и умений. Это особенно важно в том числе и в современной ситуации, требующей структурированного содержания образования в связи с изменениями условий обучения.