Лаборатория психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями

Pereverzeva-Marina-Viktorovna-300x300

ПЕРЕВЕРЗЕВА

Марина Викторовна

Старший научный сотрудник
Кандидат педагогических наук

ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY

https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=808349

AUTHOR ID В ELIBRARY 808349

ORCID ID 0000-0002-2812-8060

Сфера научных интересов

вопросы обучения и воспитания, обучения навыкам самообслуживания, социализации, формирования коммуникативных навыков, навыков ориентировки и мобильности детей и подростков с ТМНР, в том числе со сложными сенсорными нарушениями; консультирование и педагогическая помощь родителям, воспитывающих детей со сложными сенсорными нарушениями; методическое сопровождение и консультирование специалистов-дефектологов по вопросам образования детей с ТМНР.

Разработала авторскую методику диагностики навыков самообслуживания для детей с ТМНР, позволяющую не только оценить актуальный уровень сформированности навыков самообслуживания, но и разрабатывать индивидуальные программы обучения самообслуживанию для каждого конкретного ребенка.

Разработчик (в соавт.) электронного ресурса «Интерактивный конструктор индивидуальной программы коррекционной работы для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями».

Научная деятельность

  • исследования по теме «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата»: анализ качественных характеристик процесса формирования основных общеучебных умений у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата; оценка уровня сформированности базовых навыков самообслуживания.
  • исследование по теме «Реконструкция системы ДПО на основе развивающихся научных представлений в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии»: Степень готовности студентов к работе с детьми с множественными нарушениями
  • исследование по теме «Обеспеченность детей, имеющих комплексные сенсорные нарушения, специальными средствами сенсорной и двигательной коррекции на каждом этапе получения образования, начиная с рождения»
  • исследование по теме «Клинико-психолого-педагогические особенности современного ребенка с сенсорными нарушениями в структуре тяжелых множественных нарушений развития»

Диссертация

Диагностика и формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

2019, Москва

Научно-организационная деятельность

Секретарь рабочей группы по вопросам образования и психолого-педагогической помощи лицам с тяжелыми множественными нарушениями развития при Министерстве просвещения РФ;

член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»;

член жюри Всероссийского Конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии;

заместитель председателя учебно-методического совета по вопросам общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Подготовлено

  • Подготовлено 6 пособий, 34 (количество публикаций различного типа)
  • В журналах из списка ВАК – 15 статей, общий список публикаций в РИНЦ – 29.
  • Индекс Хирша по данным РИНЦ - 7

Основные публикации

Патенты/РИДы

  • База данных: «Программа управления интерактивным конструктором индивидуальной программы коррекционной работы для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями» / Авторы: Переверзева Марина Викторовна (RU), Головчиц Людмила Адамовна (RU), Золотарев Леонид Александрович (RU), Соловьев Дмитрий Александрович (RU). Номер регистрации (свидетельства): 2022618801.  Дата регистрации в Реестре баз данных 26.05.2022
  • База данных: «База данных интерактивного конструктора индивидуальной программы коррекционной работы для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями» Авторы: Переверзева Марина Викторовна (RU), Головчиц Людмила Адамовна (RU), Золотарев Леонид Александрович (RU), Соловьев Дмитрий Александрович (RU). Номер регистрации (свидетельства): 2022621292.  Дата регистрации в Реестре баз данных 02.06.2022

Пособия / Методические рекомендации

  • Болдинова О.Г., Головчиц Л.А., Левченко И.Ю., Переверзева М.В., Шохова О.В. Организация психолого-педагогического обследования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях образовательной организации: учебно-методическое пособие. – Москва: ПАРАДИГМА, 2025. – 88 с.
  • Переверзева М.В. Главы 3.2.;4.1; 5.2.1;5.3 // Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями. Учебник для вузов. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО «Издательский Центр ВЛАДОС», 2024. – 311 с.
  • Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Я умею говорить. Рабочая тетрадь по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для дошкольников с нарушениями слуха и речи: пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательский Центр ВЛАДОС», 2024. – 60 с.
  • Организация образования обучающихся по специальным индивидуальным программам развития: СИПР: методическое пособие / О. Г. Болдинова, Л. А. Головчиц, И.Ю. Левченко, М.В. Переверзева [и др.]. – Москва: Институт коррекционной педагогики РАО, 2023. – ISBN 978-5-907593-33-6.
  • Методические рекомендации по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с ТМНР / Т. А. Соловьева, М. В. Переверзева, С. Б. Лазуренко [и др.]. – Москва : Институт коррекционной педагогики, 2023. – 85 с. – ISBN 978-5-907593-41-1. – EDN AQCBZA.
  • Головчиц, Л. А., Переверзева М. В. Педагогическая помощь детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями в семье : методические рекомендации – Москва : Институт коррекционной педагогики, 2023. – ISBN 978-5-907593-31-2. – EDN WPCKIC.
  • Переверзева М.В. Методическое руководство по включению обучающихся со сложными дефектами (нарушениями зрения и слуха) в образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий (в 3-х частях) - URL: https://clck.ru/3EENhj
  • Переверзева М.В. Глава 4.3. Оценка развития навыков самообслуживания в ходе диагностического обучения // Тифлосурдопедагогика: учебник / под ред. Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой, Н.М. Назаровой. – М.: ИНФРА-М, 2019. – С. 147 – 150.
  • Переверзева М.В. Раздел 3.5 «Использование метода систематизированного наблюдения для оценки навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития» //Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов / под ред. Л.М.Шипицыной и Е.В.Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – С.183-200.

Статьи

  • Головчиц, Л. А., Переверзева М. В. Хрестоматия «Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями» (XX век) / Л. А. Головчиц, // Дефектология. – 2023. – № 6. – С. 28-34. – DOI 10.47639/0130-3074_2023_6_28. – EDN KKUJUE.
  • Переверзева М. В. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на этапе подготовки к школьному обучению / М. В. Переверзева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 6. – С. 41-49. – DOI 10.47639/2074-4986_2023_6_41. – EDN SPLQRF.
  • Переверзева, М. В. Использование технических средств реабилитации детьми со сложными сенсорными нарушениями / М. В. Переверзева // Детская и подростковая реабилитация. – 2023. – № 1(49). – С. 29-33. – EDN MQXMCK.
  • Головчиц Л. А., Жигорева М. В., Переверзева М. В. Практико-ориентированный подход в подготовке студентов к работе с детьми с множественными нарушениями развития // Специальное образование. – 2023. – № 3(71). – С. 141-154. – EDN LZIBUJ.
  • Pereverzeva, M. V. Ways to Develop Actions with Objects in Children from 2 to 8 Years of Age with Severe Visual, Auditory, and Motor Impairments / M. V. Pereverzeva, A. Yu. Khokhlova // Education of Children with Special Needs: Theoretical Foundations and Practical Experience in the Selected Works of Russian, Belarus, and Polish Scholars. – Switzerland : Springer Nature Switzerland AG, 2022. – P. 157-167. – DOI 10.1007/978-3-031-13646-7_17. – EDN BCEPOT. БД Scopus
  • Левченко И.Ю., Переверзева М.В. Анализ качественных характеристик процесса формирования основных общеучебных умений у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. 2022. № 6. С. 38-48.
  • Головчиц Л.А., Жигорева М.В., Переверзева М.В. Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми с множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2022. № 5. С. 34-45.
  • Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Проектирование индивидуальной программы коррекционной работы в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста со сложными сенсорными нарушениями// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2022. № 3. С. 56-67.
  • Павлова Н.Н., Переверзева М.В. К вопросу о разработке индивидуальной программы коррекционной работы с ребенком, имеющим тяжелые множественные нарушения развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – №1. – с.35-48.
  • Лазуренко С.Б., Переверзева М.В., Павлова Н.Н. «Современная научная парадигма дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)» / // Дефектология. – 2020. – №5. – с. 52 – 60.
  • Переверзева М.В. Изучение процессов формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Дефектология. – 2019. - №2. – С.21-29.
  • Переверзева М.В. О влиянии специального обучения на формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Коррекционная педагогика. – 2018. – №1(75). – С. 61-68.
  • Левченко И.Ю., Переверзева М.В. Изучение навыков самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / // Детская и подростковая реабилитация. – 2017. - №3 (31). – С.31 – 37
  • Переверзева М.В. Разработка индивидуальной программы формирования навыков самообслуживания для ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017(17). - №1. – С.84 – 90
  • Переверзева М.В. Психолого-педагогический потенциал теории К.Д. Ушинского (развитие ребенка в контексте специальной педагогики). // Коррекционная педагогика. -2016.-№1(67).-С.71-79
  • Переверзева М.В. Использование метода систематизированного наблюдения для оценки самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. // Специальное образование. -2015.-№3(39).-С.67-75
  • Переверзева М.В. Новый диагностический инструментарий для педагогической оценки развития детей с тяжелыми множественными нарушениями. //Коррекционная педагогика.-2013.-№3(49).-С.29-30
  • Переверзева М.В. Критерии оценки при диагностике развития детей с тяжелыми множественными нарушениями на начальном этапе обучения. //Детская и подростковая реабилитация. – 2013.-№1(20). - С.71-76.

Дополнительная информация: Награждена грамотой Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации за многолетний плодотворный труд и заслуги в области социальной защиты и реабилитации детей-инвалидов (2013).

Сотрудничает со дня основания с МБОО «Сообщество семей слепоглухих» и БФ «Со-единение»: участвует в качестве эксперта на проектах «Мамина школа», онлайн-диагностиках, индивидуальных и групповых консультациях для родителей и педагогов.