17 июня 2021 года на 88-м году жизни скончалась Елена Петровна Кузьмичева - выдающийся ученый-сурдопедагог, доктор педагогических наук, профессор.

После окончания дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина в 1955 году Елена Петровна начала педагогиче­скую работу в школе для глухих детей города Новосибирска.

С 1958 года Елена Петровна Кузьмичева работала в НИИ дефектологии АПН СССР: сначала - в должности учителя базовой школы для глухих детей Института, после окончания аспирантуры и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (1966 год) - в должности научного сотрудника лаборатории обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, с 1979 по 1993 годы - в должности заведующей лабораторией аудиологии и обучения произношению детей с нарушениями слуха.

Научная работа Елены Петровны Кузьмичевой всегда была связана с решением актуальных, важных и сложных проблем сурдопедагогики. Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук под руководством доктора педагогических наук, профессора С.А. Зыкова, было посвящено проблеме развития словесной речи у глухих детей младшего школьного возраста. В диссертационном исследовании на соискание ученой степени доктора педагогических наук Е.П. Кузьмичевой была научно обоснована и определена принципиально новая система развития слухового восприятия у глухих детей и взрослых. Полученные результаты открыли новые возможности для развития речевого слуха и формирования устной речи, что является важным условием наиболее полноценного личностного развития, качественного образования и социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями слуха.

Под руководством Елены Петровны Кузьмичевой научными сотрудниками лаборатории аудиологии и обучения произношению детей с нарушениями слуха были проведены инновационные исследования, результаты которых способствовали развитию системы образования глухих и слабослышащих детей: разработаны научно-методические подходы к педагогическому выявлению нарушений слуха у детей, начиная с младенческого возраста, система коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи у детей младенческого и раннего возраста, развитию слухового восприятия у обучающихся с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста, развитию восприятия музыки и использованию музыкальных средств в образовательно-коррекционной работе, формированию ритмико-интонационной структуры речи у обучающихся с нарушениями слуха. Под руководством Елены Петровны в лаборатории были проведены важные исследования по восстановлению устной коммуникации у оглохших детей и взрослых, начаты исследования в области сурдопедагогического сопровождения детей и взрослых при кохлеарной имплантации.

По инициативе Елены Петровны в лаборатории был организован систематический консультативно-диагностический прием лиц с нарушениями слуха, высокий уровень проведения которого снискал признание у родителей детей с нарушениями слуха и коллег.

Вклад Е.П. Кузьмичевой в сурдопедагогику связан также с ее большой работой по подготовке отечественных и зарубежных специалистов высшей квалификации.

Елена Петровна всегда уделяла большое внимание научно-методической работе с образовательными организациями, пользовалась заслуженным авторитетом у сурдопедагогов страны. Ею опубликовано более 100 научных и научно–методических работ, в том числе монография, методические пособия для учителей, учебники для глухих обучающихся, учебные пособия для студентов вузов.

Елена Петровна награждена медалью К.Д. Ушинского, нагрудным знаком «Отличник народного просвещения РСФСР».

Для коллег и учеников Елена Петровна Кузьмичева была образцом человеческой и научной этики, примером преданного и самоотверженного служения науке, высочайшей работоспособности и ответственности, целеустремленности, бескорыстия, доброжелательного и чуткого отношения к людям.

Светлая память о Елене Петровне Кузьмичевой навсегда сохранится в наших сердцах.