20 сентября в Санкт-Петербурге состоялись мероприятия второго дня региональной Недели ИКП РАО «Детство равных возможностей». Они проходили в формате профессионально-экспертных сессий на базе ГБДОУ детский сад №83 Фрунзенского района и ГБОУ школа-интернат №1 им. К. Грота.
Работа сессии №1 «Дошкольное образование обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью» была посвящена широкому спектру проблем. В ней приняли участие руководители, учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели образовательных учреждений города, сотрудники Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Перед началом работы заведующий ГБДОУ детский сад №83 Татьяна Ивановна Юрченко ознакомила представителей ИКП РАО с работой образовательного учреждения. Она рассказала об истории становления детского сада, организации воспитательного и образовательного процесса, кадровой политике и накопленном опыте в сфере инклюзивного образования. Для сотрудников Института коррекционной педагогики была проведена экскурсия, в ходе которой они посетили учебные комнаты и студии, спортивные и рекреационные зоны, творческие пространства.
Участников сессии приветствовала Екатерина Михайловна Иванова, заместитель начальника отдела образования Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Она проинформировала собравшихся о работе по формированию и функционированию системы образования обучающихся с ОВЗ в районе, о планах по ее развитию в ближайшие годы.
Затем состоялись 10 выступлений сотрудников ИКП РАО и представителей руководства дошкольных образовательных учреждений города. Был рассмотрен широкий спектр вопросов – система оказания ранней коррекционной помощи в Санкт-Петербурге, взаимодействие матери и ребенка как основа ранней помощи, коррекционная помощь и сопровождение дошкольников с РАС, в том числе психолого-педагогическое и в условиях инклюзивного образовательного учреждения, вопросы воспитания самостоятельности детей с интеллектуальными нарушениями, использования полифункциональных дидактических игрушек в обучении таких детей, методика формирования речемыслительной деятельности у детей с нарушениями речи и многое другое.
В завершение работы сессии ее участники обсудили вопросы, касающиеся организации ранней помощи и дошкольного образования, новых цифровых образовательных ресурсов, адресованных консультирующим специалистам, актуальных методических разработок, в том числе в области дистанционного обучения.
Во второй половине дня прошла работа профессионально-экспертной сессии №2 «Общее образование обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью», организованной на базе первого и старейшего в России учебного заведения для слепых детей – ГБОУ школа-интернат №1 им. К.Грота. В своем обращении к участникам сессии директор ИКП РАО Т.А. Соловьева предложила сконцентрировать внимание на вопросах воспитания, профориентации детей с ОВЗ, а также призвала всех участников сессии к сотрудничеству в разработке методик, рекомендаций, учебных пособий в рамках государственных заданий.
Зам. директора школы Марина Викторовна Артамонова в своем выступлении рассказала сотрудникам ИКП о роли школы им. К.Грота в развитии системы коррекционного образования Санкт-Петербурга, роли образовательного учреждения для жителей города, о проектах в области культуры («Почитай книжку») и спорта, развитии социализации слепых и слабовидящих детей, международных связях этого учебного заведения. А доцент кафедры психологического образования и педагогики СПб ГУ Роман Викторович Демьянчук выступил с сообщением о роли учителя и руководителя как условия социальной миссии и опережающего развития коррекционной школы.
В рамках сессии №2 представители трех школ Санкт-Петербурга (школы-интерната №1 им. К.Грота, ГБОУ школа №616 «Центр «Динамика» Адмиралтейского района и школы №31 Невского района) рассказали об опыте организации школьного образования обучающихся с ОВЗ в условиях перехода на обновленный ФГОС. В центре обсуждения были также вопросы организации деятельности ресурсного центра сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
В свою очередь представители ИКП РАО выступили с сообщениями по темам, вызвавшим оживленную профессиональную дискуссию. И.о. зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей ИКП РАО Ольга Геннадьевна Болдинова рассказала о принципах и методиках воспитательной работы в образовательных организациях, реализующих АООП для детей с нарушениями зрения.
Выступление заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития Аллы Яковлевны Абкович было посвящено данным научного исследования образовательных результатов обучающихся с НОДА. А зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Наталия Викторовна Бабкина рассказала о непрерывности реализации курсов коррекционно-развивающей области в условиях вариативности содержания образования обучающихся с ЗПР.
21 сентября Неделя ИКП РАО в Санкт-Петербурге «Детство равных возможностей» продолжит работу в Региональном центре аутизма Василеостровского района и на площадке Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.