В г. Уфа состоялись мероприятия второго дня Недели ИКП РАО Республики Башкортостан «Детство равных возможностей». Они проходили на базе ГБУ РБ Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (РЦППМСП) и ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы». Научные сотрудники ИКП РАО также посетили образовательные учреждения столицы республики для учащихся с нарушениями слуха и зрения.
Перед началом работы заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан А.З. Галиева рассказала об истории создания РЦППМСП, охарактеризовав основные направления деятельности. Директор Центра Л.З. Гайсина проинформировала участников мероприятия о текущих задачах межведомственном взаимодействии, охарактеризовала информационно-аналитическую работу по результатам обследования детей. Она также выразила глубокую заинтересованность в сотрудничестве с ИКП РАО.
В своем приветственном слове директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева осветила ряд актуальных вопросов деятельности ППМС-центров, возможность развития проекта с использованием телетехнологий, намерение института развивать дополнительное профессиональное образование.
На примере конкретных ситуаций Т.А. Соловьева обрисовала основные вопросы и сложности, связанные с определением и точностью формулировок обоснования обучения детей с ОВЗ в школе, в частности, слабовидящих и слабослышащих детей. Она отметила особую важность работы ПМПК, в том числе взаимодействие с родителями при выборе сценария обучения, и ответила на многочисленные вопросы участников мероприятия.
Затем работа прошла в формате профессионально-экспертных сессий. На сессии 1 «Сурдопедагогическое обследование в деятельности ПМПК» был представлен республиканский опыт обследования обучающегося младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации. Заведующий лаборатории абилитации и реабилитации детей с комплексными нарушениями слуха ИКП РАО Т.В. Николаева рассмотрела вопросы организации и содержания психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха на ПМПК. А ведущий научный сотрудник лаборатории Елена Захаровна Яхнина выступила с докладом по вопросу определения ПМПК образовательного маршрута для обучающегося с нарушениями слуха на уровнях начального общего и основного общего образования».
В ходе работы сессии 2 «Цифровые технологии в организации деятельности ПМПК» ее участники обсудили обновленные форматы проведения психолого-педагогических консилиумов, а также методики в области дистанционного обучения. Так, специалисты РБ продемонстрировали практику дистанционного обследования дошкольника с ТНР, заместитель директора ИКП РАО Д.А. Карпова рассказала о новых формах консультирования, разработанных в 2021 году в ИКП РАО. А ученый секретарь, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития института Е.А Кочетова в своем выступлении осветила вопросы методического сопровождения процесса обучения детей с ОВЗ в дистнационном формате.
Далее (на сессии 3) были рассмотрены проблемы, связанные с вопросами дистанционного консультирования, в том числе республиканский проект Консультационная служба «Территория семьи». Руководитель Центра содействия развитию научных исследований в специальном образовании им. В.П. Кащенко М.А. Тимофеев рассказал о намеченном обновлении наполнения и сервисов портала «Растим детей». А старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Е.Б.Айвазян рассказала об опыте института в дистанционном консультировании в ранней помощи. Она, в частности, проинформировала о трудностях комплексного приема в дистанционном формате и путях их преодоления.
Сессия 4 была посвящена инновационным приемам в проведении диагностики ПМПК. Доцент кафедры социальной педагогики и психологии БГПУ им. М.Акмуллы Э.Г.Касимова и учитель-логопед З.А. Арясова поделилась практическим опытом обследования детей младшего школьного возраста, обучающихся в условиях билингвальной языковой среды – обследовании грамматического строя речи, словаря, связной речи и др., и проинформировала об издании диагностической и методической литературы для обучающихся этой группы.
Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП РАО Т.В. Кошечкина представила доклад по теме «Стратегии обследования понимания речи у не говорящих детей».
Выступление заведующей лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития А.Я. Абкович было посвящено подходам к организации обследования детей с комплексными нарушениями развития на ПМПК.
В этот же день состоялось посещение сотрудниками ИКП РАО Института педагогики ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». Они ознакомились с работой Центров профессиональных компетенций и кафедр Института, посетили специально оборудованные классы, провели встречи с преподавателями и сотрудниками. Затем состоялся эксклюзивный цикл лекций, на которых присутствовало более 100 студентов и преподавателей. Т.А. Соловьева прочла лекцию на тему «Современные научные разработки в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии: от смыслов к технологиям», Т.В. Николаева – «Коррекционная помощь дошкольникам с кохлеарными имплантами: 3П-реабилитация», а Е.Б. Айвазян – «Слепой ребенок без отклонений в развитии: парадокс?».
В завершение второго дня Недели ИКП РАО в Республике Башкортостан» в БГПУ им. М.Акмуллы прошел круглый стол с участием сотрудников ИКП РАО, преподавателей и студентов Университета, посвященный подготовке специалистов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».