Неделя «Детство равных возможностей» в ЯНАО

28 февраля - 3 марта 2023г.

День 2 (1)
День 2 (2)
День 3 (1)
День 3 (2)
День 3 (3)
previous arrow
next arrow

День 1. 28 февраля 2023г.

Представители ИКП посетили школу с. Катравож имени Героя Советского Союза А.М. Зверева. Это одна из старейших национальных школ региона, основанная в 1932 году. Сегодня обучение осуществляется на всех уровнях: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Кроме того, лицензия дает право реализовывать программы дополнительного образования и профессионального обучения. Школа является единственным образовательным учреждением в селе, предоставляя возможность обучения и воспитания обучающимся с разным уровнем подготовки, развития, с разными особенностями здоровья.

Сотрудники института познакомились с организацией работы с детьми с особенностями развития в классах-комплектах, провели встречи с преподавательским коллективом, представителями других образовательных организаций и руководителями муниципального образования. Для представителей института была проведена подробная экскурсия «Представление системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивной школы».

«Приятно удивил персональный подход к обучению, когда класс открывается под двоих, троих детей с особенностями развития. Дети учатся по индивидуальным программам. Здесь мы увидели цель - помочь каждому ребенку. Это дорого, сложно, но на Ямале, в одном из немногих регионов, это реализовано», - сообщила по итогам поездки директор ИКП Татьяна Александровна Соловьева.

День 2. 1 марта 2023г.

На площадке ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» состоялось открытие Стратегической сессии. Ее участников приветствовали представители региональных структур, окружного ППМС-центра.

Исполняющий обязанности директора Департамента образования ЯНАО Сергей Бойченко выразил благодарность коллективу института, отметив уникальность человеческого и социального развития региона. «И мы стараемся, чтобы в системе образования Ямала всем было хорошо учиться и чтобы наши дети имели действительно равные возможности», - подчеркнул он. С.А. Бойченко призвал сотрудников образовательных учреждений максимально воспользоваться возможностью «общения с уникальными специалистами института коррекционной педагогики».

Уполномоченный по правам ребенка в ЯНАО Данило Трубицын в своем выступлении выразил надежду на установление тесных рабочих контактов между регионом и ИКП, направленных на создание необходимых образовательных и консультационных условий в регионе.
Директор ГАУ ЯНАО «Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», исполнительный директор Союза дефектологов Георгий Крюков отметил большую значимость для педагогов региона этого мероприятия. «Институт коррекционной педагогики всегда был и остается главным научным центром в области разработок по обучению, воспитанию и сопровождению детей с ОВЗ, специальной педагогики - сказал он. – И мы надеемся на расширение сотрудничества в плане научно-методического взаимодействия и оказания помощи педагогам региона со стороны коллектива ИКП, поскольку специфика Ямала требует создания всего комплекса условий в каждой образовательной точке».

С докладом «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью» выступила Татьяна Александровна Соловьева. В ходе выступления она рассказала о богатой истории и традициях института, итогах 6 ключевых научно-исследовательских проектов, реализуемых сотрудниками ИКП. Она также обратила внимание на итоги работ по подготовке новых учебников и учебных пособий, участие ИКП в разработке АООП и методических материалов. Татьяна Александровна проинформировала участников о масштабной деятельности ИКП по поддержке образования детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий, о разработанных конструкторах образовательных программ для разных нозологий. Она рассказала о деятельности института в сфере научного просвещения и книгоиздания, важности сбора и использования исторического наследия для поддержания преемственности и развития самой науки, подчеркнула важность распространения просветительских и информационных продуктов в новых, в том числе и видео-, форматах.

Т.А. Соловьева также отметила, что проект «Недели ИКП» направлен на выстраивание долгосрочного партнерства с регионами с учетом вопросов и интересов, связанных с развитием регионального специального и инклюзивного образования.

Заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова рассказала в своем выступлении о деятельности ИКП в сфере проведения общественно значимых мероприятий, развитии проектов по консультированию родителей, в том числе в соцсетях, проинформировала о подведении итогов конкурса по лучшим практикам консультирования, подготовке УМК по предметной области «Технология» и др.
Д.А. Карпова ознакомила участников сессии с возможностями института по обеспечению непрерывного образования специалистов: повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, стажировок, работой кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики. «Здесь играют особую роль выявленные потребности региона, - сказала она, - и программы разрабатываются именно с учетом пожеланий РОИВ».

Заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Юлия Анатольевна Разенкова представила вниманию участников Недели доклад «Результаты научных исследований ИКП для практиков ранней помощи». Она рассказала о разработанной диагностической процедуре анализа матери и ребенка, об изучении взаимодействия ухаживающих взрослых с детьми-сиротами с ОВЗ, а также о разработке комплекса педагогических мероприятий, направленных на преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка с определенным первичным нарушением развития.

О реализации интегрированного подхода в процессе логопедического обследования рассказала ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Ольга Евгеньевна Грибова. Она предложила 7 основных принципов такого подхода в диагностике, отметив, что его использование «дает возможность адекватно оценить не только актуальное состояние и уровень общего и речевого развития ребенка, но и на основе этого «опредметить» зону ближайшего развития ребенка, «привязать» ее к границе между уже сформированными и формирующимися речеязыковыми механизмами и явлениями». О.Е. Грибова также представила две модели организации логопедического обследования и интеллект-карту «Маршрутизация процесса обследования устной речи».

Затем зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития Алла Яковлевна Абкович представила результаты и перспективы научных исследований в сфере образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с НОДА. Она охарактеризовала современную популяцию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и описала основные тенденции развития системы их школьного образования, проанализировав специальные условия в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с НОДА.

Во второй половине дня работа продолжилась в формате научно-методического семинара «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в соответствии обновлением программно-методического обеспечения». В ходе активного информирования и обмена мнениями выступили сотрудники ИКП – представители авторских коллективов: зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Наталия Викторовна Бабкина, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Мария Михайловна Либлинг, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и МНР Алла Яковлевна Абкович, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Елена Захаровна Яхнина, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Ольга Евгеньевна Грибова, и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения Ольга Геннадьевна Болдинова. В завершение состоялась открытая дискуссия, в ходе которой сотрудники ИКП ответили на вопросы участников сессии.

День 3. 2 марта 2023г.

Состоялись очередные мероприятия Недели Института коррекционной педагогики в ЯНАО «Детство равных возможностей». Встречи, проходившие на площадке Ямальского многопрофильного колледжа, носили исключительно прикладной характер и предполагали двустороннее общение в формате мастер-классов и семинаров.

Открыла программу дня зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития Алла Яковлевна Абкович. Она рассказала об основах проектирования индивидуально-ориентированных условий обучения младших школьников с НОДА.

А.Я. Абкович обратила внимание на типологии двигательных нарушений, особенности и образовательные потребности детей с НОДА. Она также предложила алгоритм проектирования индивидуально-ориентированных специальных условий для обучающихся с НОДА и ознакомила с системой комплексного обследования ребенка с НОДА. Среди других вопросов, получивших детальное освещение в ходе семинара – система классификации глобальных моторных функций и проектирование специальных условий для ребенка с НОДА.

В ходе выступления были проведены практические занятия с 5 педагогами. На основании предложенных видеоматериалов учителям было предложено оценить детей с использованием новых методик.

Заместитель директора ИКП Дарья Андреевна Карпова провела для участников Недели мастер-класс «Применение интерактивного конструктора при разработке программ дополнительного образования обучающихся с ОВЗ». Она отметила, что данный конструктор АДОП позволяет встроить в программу допобразования компонент, необходимый для образования детей с ОВЗ. Затем она рассказала о трех основных этапах работы – заполнении диагностического листа, основных разделов формы, сохранению и редактированию полученной АДОП. Д.А. Карпова также предложила вниманию участником мастер-класса методические указания по работе с конструктором.

Затем старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Оксана Сергеевна Аршатская провела мастер-класс старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом. Она обратила внимание участников Недели на работу, осуществляемую в том числе ИКП, по созданию возможностей для профильной подготовки педагогов по работе с детьми с РАС. Также она сформулировала основные задачи и принципы работы с детьми с РАС, обратила внимание на специфику организации школьной жизни, организацию психологической помощи, работу с характерными трудностями в усвоении школьных предметов. О.С. Аршатская рассказала о Личном букваре - научно обоснованном методе обучения грамоте, созданном сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО специально для детей с РАС с учетом их особых образовательных потребностей. Оксана Сергеевна также проинформировала о перспективном трехмодульном курсе для педагогов, подготовленном лабораторией.

По завершении мастер-классов состоялся оживленный обмен мнениями. Сотрудники ИКП ответили на многочисленные вопросы преподавателей и специалистов.

Во второй половине дня прошли публичные лекции специалистов ИКП. Зав. лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Юлия Анатольевна Разенкова выступила с лекцией «Запуск воображения у детей раннего возраста с ОВЗ». Она рассказала об игровых приемах и играх по развитию воображения у ребенка, уделив внимание таким приемам как условное и мнимое действие. А ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Ольга Евгеньевна Грибова прочитала лекцию «Нарушения письменной речи: диагностика, основные подходы к коррекции». Она обратила внимание на основные проявления нарушений чтения и письма, оценку сформированности технической стороны чтения и понимания текста, рассказала о принципах и методиках работы над коррекцией таких нарушений.

День 4. 3 марта 2023г.

Состоялись финальные мероприятия программы Недели Института коррекционной педагогики в Ямало-Ненецком АО «Детство равных возможностей». Этот день был посвящен знакомству с региональным опытом. Делегация ИКП также посетила образовательные учреждения региона - МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик» и ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж», где ознакомилась с особенностями сопровождения детей дошкольного возраста, а также с организацией профессионального обучения лиц с ОВЗ.

Основные встречи и профессиональный диалог прошли на площадке ГАУ ЯНАО «Региональный институт развития образования». Там состоялся круглый стол «Актуальные вопросы развития системы образования обучающихся с ОВЗ в Ямало-ненецком автономном округе».

Директор Центра, исполнительный директор Союза дефектологов, член Совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Георгий Валерьевич Крюков рассказал о перспективах развития системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в регионе. В частности, он отметил важность выработки индивидуальных маршрутов в новых условиях, когда в образовательном учреждении, в инклюзивном классе оказываются дети с ОВЗ разных нозологических групп. «Здесь регион может использовать исторически сложившуюся практику образования таких детей в силу географической и количественной характеристик школьных учреждений», - сказал он.

Затем главврач ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьский психоневрологический диспансер» Александр Николаевич Кетов рассказал об опыте работы Центра патологии речи. Он презентовал сюжет об организации комплексной работы по реабилитации детей, рассказал о необходимости тесного взаимодействия медицинских и образовательных структур, о сетевых проектах и сотрудничестве с ДОУ по детям с ОВЗ. А.Н. Кетов проинформировал аудиторию о реабилитационных программах, организации пространства и пр. Состоялась оживленная дискуссия о методах диагностики, терапии, специфике применения разных методик.

Замдиректора Средней общеобразовательной школы №1 г. Салехарда Оксана Дмитриевна Дорошенко познакомила участников круглого стола с опытом организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в школе. Она сделала особый акцент на специфику организации образовательного процесса, работу с «надомниками», продемонстрировала видеофрагменты проведения занятий с детьми с ОВЗ, а также рассказала о работе с родителями. О.Д. Дорошенко также обрисовала основные проблемы, в том числе трудности с кадрами для работы с детьми с умственной отсталостью.

Директор новоуренгойского МАДОУ «Детский сад «Виниклюзия» Елена Талан рассказала об опыте этого уникального заведения. Концепция сада с самого начала предполагала наличие детей с разным физическим, психическим состоянием, что и было учтено в конструкции здания и помещений. «Наш сад представляет собой гибрид детского сада полного дня, центра комплексной помощи, в который входят ресурсный центр, консультативный центр, группы кратковременного пребывания и центр ранней помощи. В д/с есть 12 помещений для проведения практических занятий – от спортивных до занятий с природными материалами. Елена Талан рассказала о консультативном взаимодействии с разными организациями, о подготовке педагогов, о создании современной информационной среды, необходимой для развития учреждения.

В завершение работы круглого стола замдиректора МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» муниципального образования г. Ноябрьска Тамара Леонидовна Шафран рассказала о практике социальной адаптации учащихся с ОВЗ. Она рассказала о результатах реализации проекта «Доброшкола» и организации профессиональной подготовки детей с нарушениями нервной системы. Подводя итоги, участники круглого стола выразили надежду на самое тесное и широкое взаимодействие по всем ключевым направлениям сотрудничества между ЯНАО и ИКП.