Неделя «Детство равных возможностей» в Воронежской области

18 – 22 декабря 2023 г., г. Воронеж

День 1. 18 декабря 2023 г.

18 декабря состоялось торжественное открытие Недели Института коррекционной педагогики в Воронежской области «Детство равных возможностей». Мероприятие прошло в онлайн-формате с подключением к трансляции органов государственной власти региона, руководителей и сотрудников образовательных организаций, специализированных учреждений, а также представителей высшей школы и профильных организаций, в том числе НКО. В общей сложности подключилось более 550 пользователей.

Инициатива реализации Недели ИКП поддержана Министерством Просвещения Российской Федерации, Министерством образования Воронежской области и будет проходить на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова», государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи».

С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась директор Института коррекционной педагогики, д.пед.н., член-корреспондент РАО Татьяна Александровна Соловьева. Она представила доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью».

«Институту как научному центру в этом году исполнилось 100 лет. На протяжении столетней истории Институт занимался вопросами исследования особенностей развития, возможностей обучения, воспитания детей и подростков с особенностями развития, сопровождения взрослых», ‒ отметила Татьяна Александровна.

В своем сообщении она представила работу Центра содействия развитию научных исследований в специальном образовании им. В.П. Кащенко, направленную на сохранение отечественного научного наследия: виртуальные выставки, посвященные ведущим отечественным ученым, фотобанк с архивными кадрами, электронные библиотеки, включающие в себя оцифрованные исторические материалы. Также директор ИКП рассказала о научных исследованиях, которые проводятся сотрудниками Института, разработанных продуктах, конструкторах АООП, научно-методических разработках, обсудила профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог».

Программу первого дня с докладом «Моделирование пространственно-предметного компонента образовательной среды» продолжила Анастасия Валентиновна Голубчикова, д.т.н., заведующая лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП. Она говорила о принципах построения пространственно-предметного компонента образовательной среды, которые были выделены на основе современных представлений об образовательной среде, практических разработок, опыта Института коррекционной педагогики в рамках проекта «Доброшкола». «При участии и содействии Института разработан специальный ГОСТ, куда включены функциональные требования к игровой развивающей продукции. Также мы работаем над созданием и наполнением цифровой продукции «Специальные игры»», ‒ в завершении своего выступления подчеркнула Анастасия Валентиновна.

Заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ИКП, д.пед.н. Юлия Анатольевна Разенкова представила вниманию аудитории проводящиеся в Институте коррекционной педагогики исследования в области ранней помощи. «В 2019 году в ИКП был спроектирован цикл исследований, ориентированный на изучение структуры потребностей, ресурсов, кризисных жизненных ситуаций современной семьи ребенка с ОВ3 или ребенка с инвалидностью и ее ближайшего социального круга», ‒ рассказала Юлия Анатольевна.

Представленное исследование было проведено в 2021 году в форме опроса, в котором приняло участие более 92 000 респондентов из разных регионов России. Полученные данные о структуре потребностей современной семьи, ее ресурсах, содержании и трансформации трудностей семьи по мере роста и развития ребенка являются основной для оказания индивидуализированной и своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье; требуют трансформации в методические разработки, пособия и технологии.

Во второй половине дня состоялся семинар «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в контексте обновления требований к программно-методическому обеспечению». Спикером семинара стала Т.А. Соловьева.

В завершение дня участники встречи провели свободную дискуссию.

Второй день Недели ИКП «Детство равных возможностей» пройдет 19 декабря формате очных профессионально-экспертных сессий на базе Института развития образования Воронежской области.

День 2. 19 декабря 2023 г.

19 декабря работа проходила на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования имени Н.Ф. Бунакова». Программу открыла Дарья Андреевна Карпова, заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию ФГБНУ «ИКП», с установочной лекцией «Научно-методическое сопровождение специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Темой первого дня профессионально-экспертных стала «Организация обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью. Взаимодействие с семьями». Модерировала работу Ольга Владимировна Недорезова, директор государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Д.А. Карпова представила доклад «Реализация федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям». Дарья Андреевна рассказала о проектах, разработанных Институтом коррекционной педагогики, и подробно остановилась на реализации национального проекта, направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обновления материально-технической базы в отдельных общеобразовательных организациях. «Спустя несколько лет коррекционно-образовательные организации превратились в мощнейшие ресурсные центры, которые сейчас показывают очень высокие результаты, в том числе по включенности детей в дальнейшее освоение профессии», – подчеркнула она.

Также Д.А. Карпова обсудила с участниками проект по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, отметив, что в настоящее время оказание консультаций родителям сводится не только к традиционным беседам на заданную тему. «Сейчас коллеги из регионов в рамках проекта устраивают тематические пикники на открытом воздухе, квартирники, мастер-классы, сессии, онлайн-кейсы для родителей, которые они решают – это очень интересная практика» – сказала Дарья Андреевна.

Продолжила работу Алла Яковлевна Абкович, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, к.пед.н. В своем сообщении она рассказала о работе над профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог».

«Это продукт длительного конструктивного обсуждения, в том числе профессионального и общественного сообществ. Это общий продукт специалистов-практиков, ученых, педагогов высших учебных заведений, где обучают дефектологов, а также профсоюзов», – отметила Алла Яковлевна.

Одной из особенностей введенного стандарта является то, что в нем зафиксированы обобщенные трудовые функции, которые ориентированы на работу с детьми разных нозологических групп, выделены новые, отдельные профили: обучающиеся с задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

И.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения Ольга Геннадьевна Болдинова представила аудитории доклад, посвященный тифлопедагогическим условиям сопровождения дошкольников с нарушениями зрения в инклюзивном образовании. «Реализация тифлопедагогических условий должна происходить поэтапно и содержание воспитательно-образовательного процесса необходимо реализовывать, постепенно усложняя каждый этап», – подчеркнула Ольга Геннадьевна.

Младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Оксана Петровна Суетина завершила работу сессии сообщением об особенностях адаптации сенсорного материала для групповых занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Оксана Петровна рассказала о методах коррекции расстройства аутистического спектра: игровом методе коррекции аутистических расстройств, разработанном в русле эмоционально-смыслового подхода О.С. Никольской, и методе, направленном на нормализацию аффективного, познавательного, коммуникативного развития ребенка с РАС. В докладе также были представлены этапы коррекционно-развивающей работы, варианты игры с детьми с РАС и приведены примеры тематических игровых занятий.

Во второй половине дня научные сотрудники лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики к.пед.н. Галина Юрьевна Одинокова и Анна Владимировна Павлова на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида 33» провели для участников Недели мастер-класс «Реализация принципов ранней помощи на консультативном приеме. Очный и дистанционный формат».

День 3. 20 декабря 2023 г.

20 декабря профессионально-экспертная сессия прошла в казенном общеобразовательном учреждении Воронежской области «Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (далее - КОУ ВО «ВЦППРК»). Второй день работы был посвящен теме «Актуальные вопросы организации обучения и воспитания школьников с ОВЗ, с инвалидностью». Модератором выступила Елена Сергеевна Захарова, заместитель директора по коррекционной работе и инновациям КОУ ВО «ВЦППРК».

С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась Марина Владимировна Игнатова, директор КОУ ВО «ВЦППРК».

А.Я. Абкович открыла работу сессии сообщением «Организация комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА)». Алла Яковлевна рассказала об особенностях детей с НОДА, о выборе диагностического инструментария при работе с такими детьми, какие факторы должен учитывать специалист, применение каких приемов может облегчить выполнение заданий ребенку с НОДА, и особенности оценки результатов.

Выступление О.Г. Болдиновой было посвящено вопросам разработки и реализации рабочих программ для обучающихся с нарушениями зрения на уровне начального общего и основного общего образования в рамках внедрения ФАОП. «Работа проводилась целенаправленно, обсуждались программы с Ассоциацией руководителей образовательных организаций для детей с нарушениями зрения», - рассказала участникам мероприятия Ольга Геннадьевна.

Завершающим выступлением стал мастер-класс О.П. Суетиной «Включение младших школьников с ОВЗ в организованные занятия творческой направленности». Был представлен опыт ИКП по организации и проведению индивидуальных и групповых занятий творческой направленности (ИЗО, лепка и др.) и мастер-классов по работе с войлоком в «сухой» и «мокрой» технике, которые проводились на базе детского развивающего центра. Оксана Петровна рассказала об особенностях изобразительной деятельности детей разных нозологических групп и как привлечь ребенка с ОВЗ к организованным творческим занятиям. В докладе также была представлена структура занятий, их особенности.

В завершении дня была организована свободная дискуссия, участники подвели итоги работы двух дней профессионально-экспертных сессий и наметили дальнейшие направления работы.

 

 

День 4. 21 декабря 2021 г.

В четверг, 21 декабря, сотрудники ИКП провели серию мастер-классов и практико-ориентированных лекций, связанных с результатами реализации национального проекта «Образование» Федерального проекта «Современная школа» (Доброшкола) по поддержке образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, к.пед.н. Елена Александровна Кинаш рассказала о методике обучения грамоте школьников с интеллектуальными нарушениями. Ильшат Назифович Нурлыгаянов, старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации, к.психол.н., представил участникам доклад «Здоровьесберегающая среда образовательной организации: структура и принципы». Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи, к.пед.н. Ольга Евгеньевна Грибова прочла лекцию «Методы предупреждения и преодоления нарушений чтения у школьников». Ксения Борисовна Сыроваткина-Сидорина, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, продемонстрировала методику создания психолого-педагогических условий формирования смыслового чтения у младших школьников с задержкой психического развития.

 

 

День 5. 22 декабря 2023 г.

В завершающий день мероприятия недели проходили в формате «Методическая копилка». Сразу пять сотрудников ИКП провели обучающие мероприятия для специалистов региона. Начальник отдела информационной поддержки Никита Александрович Кочетов рассказал участникам о возможностях цифровых технологий в дополнительном образовании для обучающихся с ОВЗ, а старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, к.пед.н. Лариса Васильевна Пронина выступила с докладом на тему «Предметно-развивающая среда для детей с особыми образовательными потребностями». Мария Станиславовна Кузнецова, младший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи в своем выступлении представила анализ сложных случаев в работе службы ранней помощи. Мастер-класс «Особенности применения сюжетных и дидактических игр по формированию пространственно-временных представлений у слабослышащих дошкольников» провела Екатерина Львовна Андреева, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха, а Анна Михайловна Федосеева, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, к.психол.н., рассказала о психологическом благополучии учителей в условиях инклюзии.