Неделя «Детство равных возможностей» в Тверской области
11-15 апреля 2022, г. Тверь
День 1. 11 апреля 2022г.
В Твери прошли мероприятия региональной «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей». В первый день они проходили на площадке ГБУ ДО «Детский технопарк «Кванториум» в очно-заочном режиме. В зале присутствовали директора коррекционных и инклюзивных школ, методисты отделов образования, курирующие образование детей с ОВЗ, представители НКО и родительской общественности.
В приветственном слове министр образования Тверской области Юлия Николаевна Коваленко отметила, что в регионе проводится большая работа по развитию специального и инклюзивного образования. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения качественной поддержки детей с ОВЗ в рамках индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечению образовательных учреждений кадрами, подготовкой которых занимается Тверской государственный университет, подчеркнула она. Министр выразила надежду на то, что педагогическое сообщество региона установит самые тесные и взаимовыгодные связи с Институтом коррекционной педагогики для решения актуальных вопросов коррекционного образования.
Делегацию ИКП РАО и участников Недели также приветствовала депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Тверской области Юлия Владимировна Саранова. Она рассказала об основных направлениях взаимодействия представителей законодательного корпуса с федеральным образовательным сообществом, сделав акцент на взаимодействии в сфере профессионального образования и трудоустройства детей с ОВЗ с работодателями родительским сообществом, региональными НКО.
Обращаясь к участникам недели, председатель Благотворительного фонда «Добрый мир» Екатерина Самсонова проинформировала об основных направлениях активности НКО в регионе. Она сделала особый акцент на необходимость взаимодействия с ИКП РАО в сфере методического сотрудничества и консультирования.
В своем приветственном слове директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева выразила благодарность Министерству просвещения РФ, Министерству образования Тверской области, всем организаторам мероприятия, подчеркнув готовность ИКП РАО к самому тесному взаимодействию в развитии коррекционного образования, подготовке кадров, поддержке родительского сообщества. После чего она представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидность».
В ходе выступления Т.А. Соловьева рассказала о ключевых проектах, реализуемых институтом. В частности, она указала на проводимые работы по созданию и развитию диагностических комплексов для исследования детей с расстройствами аутистического сектора, ранней помощи, выявления и сопровождения детей с дисграфией и дислексией, ТНР, нарушениями слуха, зрения.
Особое внимание она обратила на новые продукты института в области разработки программно-методического обеспечения (АООП), новых IT-проектов, проектов по финансовой грамотности, дистанционному обучению детей с ОВЗ. Татьяна Александровна также проинформировала участников мероприятия о начинающихся проектах в сфере издательской деятельности – издании учебно-методических комплексов, учебников для детей с аутизмом и ЗПР, о результатах исследования дистанционного обучения, проведенного в период пандемии COVID-19. Она рассказала и о системе консультирования в институте (проекте «Родительские недели», портале «Растим детей»), особо подчеркнув курс на поддержку эффективных региональных моделей в этой сфере.
В своем выступлении «Непрерывное профессиональное образование в ИКП РАО» заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова проинформировала о деятельности и возможностях института по повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, работе кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики.
Она также рассказала о масштабных мероприятиях, проводимых институтом – общественно значимых мероприятиях, в том числе Всероссийском конкурсе «Учитель-дефектолог», научно-практических конференциях «Семья особого ребенка», «Образование детей с особыми образовательными потребностями в современном мире» и других, пригласив профессиональное сообщество региона к тесному сотрудничеству и участию в них.
Затем перед участниками Недели ИКП выступила заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП РАО Наталия Викторовна Бабкина. Она ознакомила их с основными направлениями и результатами клинико-психолого-педагогического исследования современного ребенка с ОВЗ и инвалидностью. «Смысл этого исследования – выявление условий и факторов, определяющих качество образования и динамику психосоциального развития детей с ОВЗ и инвалидностью в современных популяциях», - отметила она. К 2030 году планируется создание вариативных «портретов» детей с ОВЗ каждой из нозологических категорий, содержащих систематизированные данные, раскрывающие зависимость вариантов психосоциального развития этих детей от характера и степени ограничений здоровья; от качества удовлетворения особых образовательных потребностей; от условий их воспитания и обучения.
В докладе «Факторы и условия здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в школе» зав. лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Светланой Борисовной Лазуренко были представлены основные характеристики психолого-педагогической составляющей здоровьесберегающей среды, математическая модель ее структуры, определены основные векторы оптимизации, исходя из проблем образовательных организаций. А выступление доктора технических наук, ведущего сотрудника лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Анастасии Валентиновны Голубчиковой было посвящено результатам научно-производственной кооперации по направлению «Игры и игрушки как инструмент реабилитации и абилитации особого ребенка».
Затем ученый секретарь ИКП РАО Екатерина Александровна Кочетова ознакомила участников мероприятия с первыми результатами исследования влияния компьютерных технологий, в том числе виртуальной реальности, на здоровье обучающихся с ОВЗ. Она рассказала о выявленных в результате исследования негативных и позитивных реакциях, функциональных изменениях в состоянии здоровья подростков с нарушениями слуха при использовании компьютерных технологий. Также Е.А. Кочетова анонсировала разработку в 2022 году научными сотрудниками ИКП мобильного приложения для обучающихся с ОВЗ.
В ходе работы стратегической сессии заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития А.Я. Абкович посетила ГКОУ «Тверская школа-интернат №2», где обсудила основные направления сотрудничества учебного заведения и научными сотрудниками ИКП РАО. А и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения Ольга Геннадьевна Болдинова провела встречу с коллективом и учащимися ГКОУ «Тверская школа №3» для слепых и слабовидящих обучающихся, а также детей с интеллектуальными нарушениями здоровья.
Во второй половине дня работа была продолжена в формате семинара «Научно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в соответствии с требованиями обновленного ФГОС основного общего образования», который вели Т.А. Соловьева и доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, директор Института педагогического образования и социальных технологий, заведующий кафедрой «Социальная работа и педагогика» ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Игорь Давыдович Лельчицкий. В центре внимания были вопросы, связанные с вступлением в силу нового ФГОС. В ходе открытой дискуссии с участием авторских коллективов разработчиков АООП обсуждались проблемы, связанные с научно-методическим обеспечением системы общего образования обучающихся с ОВЗ, подходами к преподаванию обязательных учебных дисциплин и коррекционных курсов, результатами разработки и апробации АООП, а также разработки учебников для обучающихся с нарушениями зрения. Татьяна Александровна Соловьева ответила на вопросы участников дискуссии, а И.Д. Лельчицкий отметил большую важность не только научной, но и практической составляющей мероприятия, подчеркнув значимость Недели для педагогического сообщества и высшей школы региона.
Завершился первый день «Недели ИКП РАО в Тверской области» проведением «круглого стола» с руководителями образовательных организаций региона, на котором состоялся заинтересованный обмен мнениями по вопросам методического обеспечения, издания специализированной учебной литературы, взаимодействия с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ, подготовки научно-педагогических кадров.
День 2. 12 апреля 2022г.
В г. Тверь состоялись мероприятия региональной Недели ИКП РАО «Детство равных возможностей». Они проходили в формате профессионально-экспертных сессий на базе ГБОУ ДПО Тверской институт усовершенствования учителей и Информационно-библиотечного центра ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет». Научные сотрудники ИКП РАО также посетили образовательные учреждения Твери для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
На сессии 1 «Актуальные вопросы консультирования семей и сопровождение деятельности ППМС-центров» рассматривались особенности реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Представители Тверского областного центра ППМС рассказали об итогах и специфике психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, а также решении существующих проблем в обеспечении обследования в отдаленных районах региона. Заведующая ГБДОУ Детский сад №138 г.Тверь Е.В. Ратникова поделилась ценным опытом организации сетевой консультационной помощи на основе КЦ «Остров детства».
Затем с докладом на тему «Потребности и ресурсы современной семьи ребенка с ОВЗ как основа для развития деятельности ППМС-центров» выступила зав. лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ИКП РАО Юлия Анатольевна Разенкова, а сотрудник лаборатории А.В. Павлова рассказала об опыте Института в дистанционном консультировании семьи ребенка с ОВЗ. Аудитория получила системный анализ организационных, материальных, кадровых, индивидуально-психологических проблем, решение которых является необходимым элементом выстраивания системы ранней помощи в регионе, а также подробно разработанную модель дистанционного консультировании.
Руководитель Центра содействия развитию научных исследований в специальном образовании им. В.П. Кащенко М.А. Тимофеев рассказал о возможностях портала «Растим детей», а также о намеченном обновлении наполнения и сервисов ресурса.
В ходе работы сессии 2 «Инновации в организации деятельности ПМПК» ее участники обсудили обновленные форматы проведения психолого-педагогических консилиумов, а также методики в области дистанционного обучения. Так, специалисты Тверской области продемонстрировали достижения в проведении обследования детей-инвалидов на ПМПК в дистанционном онлайн-режиме и информационно-просветительскую и методическую деятельность ЦПМПК. Заместитель директора ИКП РАО Д.А. Карпова рассказала о сопровождении специалистов, осуществляющих диагностику и консультирование обучающихся с ОВЗ, в том числе о новых формах консультирования, разработанных в 2021 году в ИКП РАО. Выступление зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития А.Я. Абкович было посвящено подходам к организации обследования детей с комплексными нарушениями развития на ПМПК.
Зав. лабораторией абилитации и реабилитации детей с комплексными нарушениями слуха ИКП РАО Т.В. Николаева представила результаты психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха. Старший научный сотрудник лаборатории абилитации и реабилитации детей с комплексными нарушениями речи ИКП РАО Т.В Кошечкина выступила с сообщением на тему «Стратегии обследования понимания речи у неговорящих детей». А ученый секретарь, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития института Е.А Кочетова в своем выступлении осветила вопросы методического сопровождения процесса обучения детей с ОВЗ в дистанционном формате.
Особый интерес педагогического сообщества региона вызвала сессия 3 «Актуальные вопросы воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями». В центре внимания были следующие вопросы: современные подходы к вопросам организации обучения и воспитания лиц с интеллектуальными нарушениями на дошкольном и школьном уровнях образования, проектирование дидактической среды, вопросы сопровождения специалистов, работающих с данной категорией обучающихся, организация инклюзивного образования и допрофессионального обучения.
Все они были отражены в выступлениях ученых лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ИКП РАО - «Современные проблемы диагностики детско-родительских отношений и коррекционной педагогической работы с семьей, воспитывающей ребёнка с умственной отсталостью» главного научного сотрудника Елены Антоновны Стребелевой и ведущего научного сотрудника Галины Александровны Мишиной, «Методическая поддержка педагога-дефектолога в дошкольном образовании детей с интеллектуальными нарушениями» заведующей лабораторией, члена-корреспондента РАО Аллы Васильевны Закрепиной, «Проектирование дидактической среды детей с ОВЗ» старшего научного сотрудника Ларисы Васильевны Прониной, «Психолого-педагогические условия инклюзивного обучения школьников с интеллектуальными нарушениями» старшего научного сотрудника Елены Александровны Кинаш, «Новые ориентиры в допрофессиональном обучении детей с интеллектуальными нарушениями» старшего научного сотрудника Татьяны Юрьевны Бутусовой.
Сессия 4 проходила в Информационно-библиотечном центре ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет». Она была посвящена непрерывному образованию педагогов в условиях инклюзии. Ее участники обсудили вопросы совершенствования профессионального мастерства специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью в условиях инклюзивного образования, инструменты диагностики и подходы к организации сопровождения, обменялись накопленным опытом.
Директор Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки ИнНО ТвГУ Елена Шестакова и старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Екатерина Шевченко рассказали о проблемах в подготовке специалистов по тифло- и сурдопедагогике и поиске решений, о достижениях в подготовке по специальностям «учитель-логопед» и «учитель-дефектолог», в том числе умеющих работать с детьми с РАС, о необходимости работать над вопросами человеческой и профессиональной готовности педагогов для работы с особыми детьми.
И.о. заведующего кафедрой дошкольной педагогики и психологии ТвГУ Анна Бысюк описала практику формирования психологической готовности педагогов образовательных организаций к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Она также ознакомила участников сессии с результатами профильного исследования, проведенного в регионе среди учителей общеобразовательных школ.
А зам. директора по учебной работе многопрофильной гимназии №12 г. Твери Анна Евдокимова и учитель-логопед ГКУ Центра ППМС-помощи Светлана Белова рассказали об опыте сопровождения обучающихся с ТНР в условиях инклюзивной образовательной практики – разработке программ, специальных компьютерных продуктов. Все выступления сопровождались оживленным и заинтересованным обсуждением со стороны зала.
Затем состоялись выступления представителей ИКП РАО. Директор Института Татьяна Александровна Соловьева дала мастер-класс «Экспресс-диагностика для педагогов начального образования в рамках школьного консилиума», где продемонстрировала пример комплекса заданий, позволяющих такую диагностику провести. Данная методика, отметила она, позволяет сделать первые предположения о подходах к налаживанию коммуникации педагога с ребенком, необходимом объеме внешней помощи обучающемуся с ОВЗ, его готовности действовать самостоятельно, сохраняя или, напротив, сворачивая собственную речевую и поведенческую активность. Также она помогает понять уровень его умения обратиться за помощью к взрослому, способности к пониманию речи и действий собеседника, к построению продуктивных речевых высказываний, к включению собственного жизненного опыта в процесс коммуникации, к построению межличностных взаимодействий, способствующих углублению взаимопонимания в процессе общения, к присвоению способов учебной деятельности, применению присвоенных алгоритмов при решении познавательных задач.
Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП РАО Е.Л. Ворошилова рассмотрела проблему персонификации дополнительного образования специалистов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и их семьи, представив разработанные ее лабораторией специальные модели и алгоритмы.
В выступлении зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП РАО М.М. Либлинг рассказала об инновационных разработках института в области диагностики и организации образования детей с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание она уделила комплексу диагностических инструментов дошкольников с РАС. Кроме того, она высоко оценила программу по психологической подготовке педагогов образовательных организаций к работе с особыми детьми, предложив рассмотреть вопрос разработки дополнительных дистанционных программ в этой сфере.
В завершение второго дня Недели ИКП РАО в Тверской области прошел круглый стол, посвященный проблемам детей с интеллектуальными нарушениями. Его участники – зав.лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ИКП РАО А.В. Закрепина, сотрудники лаборатории Е.А. Кинаш, Т.Ю. Бутусова, Л.В. Пронина, руководители образовательных организаций региона – обсудили вопросы обучения и сопровождения данной категории учащихся.
День 3. 13 апреля 2022г.
В Твери завершилась первая часть Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей». Сначала в Тверском государственном университете прошел круглый стол «Актуальные вопросы профессиональной подготовки дефектологов в высшем учебном заведении». Затем состоялось закрытие экспертной сессии, в ходе которого были подведены итоги стартового этапа совместной работы, определены основные направления и формы дальнейшего взаимодействия.
В первой половине дня на площадке Института педагогического образования и социальных технологий ТвГУ сотрудники ИКП РАО, руководство и преподаватели вуза, представители образовательных учреждений и студенческого сообщества обсудили проблемы подготовки дефектологов и ключевые двустороннего сотрудничества.
Директор института Игорь Давыдович Лельчицкий отметил крайнюю актуальность и важность постоянного диалога с ИКП РАО. «Мы обязательно будем осуществлять личное взаимодействие с научными сотрудниками института, авторами и разработчиками, что позволит нам быть в курсе самых последних достижений», сказал он.
Затем состоялся круглый стол «Актуальные вопросы профессиональной подготовки дефектологов в высшем учебном заведении». Заведующая базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики Института педагогического образования и социальных технологий ТвГУ Ольга Гонина рассказала об учебной программе, дисциплинах и работе по формированию профессиональных, в том числе исследовательских, компетенций бакалавров и перспектив развития магистратуры. Она также проинформировала участников круглого стола о взаимодействии вуза с сотрудниками образовательных учреждений по вопросам трудоустройства выпускников, выразив готовность к тесному сотрудничеству с ИКП РАО в образовательном процессе.
Сотрудники ИКП РАО и представители ТвГУ также обсудили вопросы взаимодействия в сфере реализации культурно-образовательных проектов, в том числе по истории педагогики и дефектологии. «В настоящее время Институт коррекционной педагогики проводит масштабную работу в деле выявления, систематизации и оцифровки исторических, в том числе архивных, материалов, касающихся становления и развития нашей науки и образования, - сказала директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева. – И одним из направлений сотрудничества может стать совместная реализация этого проекта с привлечением студентов и преподавателей ТвГУ». Данная работа открывает широкие дополнительные возможности для научно-исследовательской работы в самых разных форматах, подчеркнула она.
Затем сотрудники ИКП РАО прочли публичные лекции для студентов и преподавателей Института педагогического образования и социальных технологий ТвГУ. Главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом, профессор Ольга Сергеевна Никольская рассказала об основах понимания расстройств аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии. А заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Елена Леонидовна Ворошилова провела занятие, на котором шла речь о современных представлениях о формировании речемыслительной деятельности в развитии ребенка.
Также участники круглого стола обсудили основные положения проекта соглашения о сотрудничестве между ТвГУ и ИКП РАО.
Во второй половине дня в технопарке «Кванториум» состоялось закрытие сессии и подведение итогов работы. Начальник отдела специального образования и социальной защиты детей Министерства образования Тверской области Людмила Александровна Милютина поблагодарила руководство и коллектив ИКП РАО за проведение статусного, своевременного и чрезвычайно важного для педагогического и родительского сообщества региона мероприятия. «Это позволило ознакомиться с последними научными, методическими разработками, уникальным опытом Института коррекционной педагогики, и мы надеемся, что сотрудничество по самому широкому спектру направлений, в том числе в подготовке педагогических кадров, повышении квалификации и переподготовке, будет только расширяться», сказала она.
В свою очередь Татьяна Александровна Соловьева поблагодарила Министерство образования Тверской области за поддержку, организацию и насыщенную программу работы Недели, выразив надежду на самую широкую кооперацию, в том числе в вопросах профессионального обучения родителей, информирования о научно-педагогических открытиях и достижениях. «У региона есть значимые качества для успешной работы – четкое понимание проблем, прозрачная и корректная статистик; открытость и взаимодействие между всеми участниками процесса, в том числе между ПМПК и специальными образовательными организациями», подчеркнула она. Директор ИКП РАО также отметила приверженность коллектива института поддержке позитивных региональных образовательных политик, в том числе в отношении родительских объединений и НКО, и призвала педагогическое сообщество региона активно формировать общественный заказ для обеспечения реальной эффективности сотрудничества.
Затем выступившие модераторы экспертных сессий рассказали об основных итогах работы. Они отметили высокую актуальность докладов сотрудников ИКП РАО и практическую применимость предложенных рекомендаций. Особое внимание вызвали вопросы методической поддержки, обучения и профподготовки детей с интеллектуальными нарушениями, а также выступления участников 4-й секции по непрерывному образованию педагогов в условиях инклюзии, по отечественным методикам диагностирования детей с РАС.
В завершение был зачитан проект резолюции и высказаны мнения об итогах Недели и глобальных перспективах развития.
День 4. 14 апреля 2022г.
В г. Бежецке (Тверская область) прошли очередные мероприятия региональной «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей».
Представители института посетили ГКОУ «Бежецкая школа-интернат», где состоялся профессиональный диалог с участием руководителей образовательных учреждений, педагогов, психологов Тверской области.
Перед началом работы директор школы-интерната О.А. Ломакова рассказала сотрудникам ИКП РАО о структуре и деятельности школы. В ходе экскурсии она ознакомила их с учебными и специализированными кабинетами, помещениями для коррекционно-развивающих занятий. Она также рассказала об участии учебного заведения в реализации проекта «Доброшкола» в рамках национального проекта «Образование», федеральный проект «Современная школа».
Затем сотрудники ИКП РАО провели серию мастер-классов на трех специально подготовленных площадках. Заместитель директора института Д.А. Карпова презентовала интерактивный конструктор для разработки программ дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, вызвавший положительный отклик и заинтересованность у представителей образовательных организаций.
И.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова в интерактивном формате показала специфику работы с этой категорией обучающихся. Участники мастер-класса провели эксперименты, связанные с восприятием цвета, формы, материала, размера слепыми и слабовидящими, конструированием и ориентацией в пространстве.
Вопросы оказания помощи ребенку с дисграфией обсуждались на мастер-классе старшего научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи А.Ю. Дымковой.
Основной акцент в мастер-классе зав. лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Юлии Анатольевны Разенковой был сделан на самом начальном этапе становления воображения у детей раннего возраста с ОВЗ. Она обратила внимание участников на то, что основным первичным элементом в воображении является условное действие. Были показаны игровые элементы, используемые для развития воображения ребенка раннего возраста с ОВЗ – формирование игрового отношения к предмету, формирование условного действия, прием создания мнимых действий как модели реальных действий ребенка.
С большим интересом участники мастер-классов выслушали выступление О.С. Аршатской «Проблемы школьной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра и пути их преодоления», по итогам которого состоялся активный обмен мнениями по данному вопросу. Также они отметили актуальность, важность для профессионального сообщества выступления старшего научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации детей с ЗПР А.М. Федосеевой по теме «Психологическое благополучие учителей в условиях инклюзии». Особое внимание тверских коллег вызвало выступление старшего научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития М.В. Переверзевой на тему «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей с ТМНР».
В завершение мероприятия сотрудники образовательных учреждений поблагодарили представителей ИКП РАО за предоставленные методики, возможность использования информационных ресурсов института и выдвинули предложения по проведению цикла обучающих мероприятий по вопросам образования детей с РАС.
День 5. 15 апреля 2022г.
Прошли мероприятия последнего дня «Недели Института коррекционной педагогики РАО «Детство равных возможностей» в Тверской области». Главной темой стали вопросы сопровождения и консультирования семьи особого ребенка.
Сотрудники ИКП РАО посетили ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», где ознакомились с организацией работы центра по поддержке семей, в которых есть дети со специальными образовательными потребностями. Его директор Ольга Анатольевна Данилова рассказала о специфике социальной технологии сопровождения таких семей, программах реабилитационных, психолого-педагогических и иных мероприятий, реализуемых специалистами четырех отделений организации, а также проинформировала о взаимодействии с образовательными учреждениями Тверской области. Особый интерес у специалистов ИКП РАО вызвала Служба ранней помощи, развернутая на базе Центра. В ходе визита были достигнуты договоренности о дельнейшем сотрудничестве.
Во второй половине дня на базе ГКОУ «Тверская школа №4» состоялась открытая дискуссия на тему «Сопровождение семьи: вчера, сегодня, завтра». В ней приняли участие представители региональных общественных организаций – Тверской РОО родителей детей с кохлеарными имплантами «Океан звуков», Тверского РООО «Дети ангелы», Тверской ОООР «Мозаика»,Тверской ООР, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, «Открытие» и Благотворительного фонда «Добрый мир».Модератор мероприятия Юлия Анатольевна Разенкова выступила с докладом «Семья ребенка с ОВЗ в научных исследованиях ИКП РАО», Елизавета Александровна Баудэрассказала об опыте Института в вопросах психолого-педагогическом сопровождении детей с кохлеарными имплантами, заместитель директора Дарья Андреевна Карпова познакомила участников с ресурсами и проектами Института, ориентированными на родителей (проект «Родительские недели», портал «Растимдетей.рф», телеграмм-канал). В завершение работы дискуссионной площадки участники договорились о взаимной поддержке.
По итогам работы были достигнуты договоренности о развитии сотрудничества между Институтом коррекционной педагогики РАО, Министерством образования Тверской области, Тверским областным институтом усовершенствования учителей, Тверским государственным университетом, образовательными учреждениями региона для детей с ОВЗ. Договоренности предусматривают научно-методическое, научно-практическое и информационное взаимодействие по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии.