Неделя «Детство равных возможностей» в Санкт-Петербурге
19-23 сентября 2022г, г. Санкт-Петербург
День 1. 19 сентября 2022г.
В Санкт-Петербурге прошли мероприятия «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей». Данный проект реализуется при поддержке Минпросвещения России, Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО). Ранее аналогичные «Недели ИКП РАО» прошли в Республике Башкортостан, Тверской области и Хабаровском крае.
События первого дня Недели проходили на площадке АППО в очно-заочном режиме. Их участниками стали директора, методисты, преподаватели коррекционных и инклюзивных школ, методисты отделов образования, курирующие образование детей с ОВЗ, преподаватели АППО и других институтов развития образования Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской областей и других регионов Северо-Западного федерального округа, а также ряда субъектов из других федеральных округов Российской Федерации.
В своем приветственном слове заместитель председателя Комитета по образования Правительства Санкт-Петербурга Михаил Юрьевич Пучков отметил важность проводимого мероприятия, в центре которого – обсуждение равных возможностей для развития каждого ребенка. «Санкт-Петербург – это уникальный регион, обладающий огромным опытом по работе с особыми детьми, богатым научно-методическим наследием в этой сфере», - сказал он. Регион сохранил коррекционных школ и активно развивает систему и инклюзивного образования, а сотрудничество с ИКП РАО может дать хороший эффект для выработки рекомендаций, которые могут быть применены на практике и в других регионах страны, подчеркнул М.Ю. Пучков.
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ. Доктор философских наук, академик РАО, председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех» Олег Николаевич Смолин обратил внимание на особую значимость «Недели» и Института коррекционной педагогики РАО как эффективного канала и механизма коммуникаций между профессиональным сообществом и органами государственной власти. «Это мероприятие должно решать три задачи: получение достоверной информации для принятия правильных решений, доведение этой информации для органов государственной власти и интенсивный обмен теоретическими разработками и лучшими практиками, потому что мы хотим получить перенос положительного опыта на другие регионы Российской Федерации», сказал он. О.Н Смолин также проинформировал о вступлении в силу законодательных норм о втором профессиональном образовании для инвалидов, а также об изменении правил трудоустройства для этой категории граждан.
С видеообращением также выступил академик РАН, заместитель президента РАО Геннадий Григорьевич Онищенко, который выразил надежду на высокую результативность Недели, установление новых рабочих связей между ее участниками.
Выступая перед участниками мероприятия, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Михайловна Сачко отметила важность региональных выездов ИКП РАО в формате «Недели». Она сообщила о важных инициативах Минпросвещения России, касающихся расширения возможности получения образования лицами с ОВЗ (возможность проходить обследование и получать рекомендации не только детям, но и лицам старше 18 лет), внесения изменений в деятельность ППМС-центров, изменение статуса примерных образовательных программ на федеральный. Она также уделила особое внимание вопросам, связанным с определением и оказанием ранней помощи, разработкам ИКП РАО для проведения в школах «Уроков доброты» и «Разговоров о важном».
Председатель ВОРДИ Елена Юрьевна Клочко отметила высокую актуальность решения задачи полного охвата образованием детей с инвалидностью и выразила надежду на преодоление трудностей в кадровом обеспечении процесса обучения детей с ОВЗ, выразив надежду на то, что синхронизация деятельности всех участников процесса в союзе с ИКП РАО принесет положительные результаты в развитии коррекционного и инклюзивного обучения.
В свою очередь и.о. ректора АППО Андрей Сергеевич Богданцев рассказал, что в научно-исследовательской работе Академии большое место уделяется образованию детей с ОВЗ на всех стадиях обучения, а также взаимодействию с родительским сообществом. Он выразил надежду на то, что диалоги между профессионалами в ходе Недели ИКП РАО будут очень полезными для всех участников.
В своем приветственном слове директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева выразила благодарность всем организаторам мероприятия, подчеркнув историческую значимость события, а также нацеленность ИКП РАО на самое динамичное развитие совместно с партнерами. После чего она представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ОВЗ». Т.А. Соловьева сделала акцент на новые АООП и программы по адаптивной физической культуре.
Она также рассказала о разработанных в 2021 году сотрудниками института и авторами-партнерами учебниках, пригласив участников Недели к самому тесному сотрудничеству в разработке федеральных учебников и пособий.
В ходе выступления Т.А. Соловьева проинформировала о ключевых проектах, реализуемых институтом. В частности, она представила разработанные сотрудниками ИКП адаптивные конструкторы для коррекционной работы с дошкольниками с комплексными множественными нарушениями в развитии, для детей раннего и дошкольного возраста с ТМНР. Директор ИКП уделила внимание и проектам института в области исторического наследия, и новым формам презентации научных достижений (проект «Научные исследования в инфографике»), «персонализации» проблем в проекте ИКП-LIVE, проекту по финансовой грамотности и партнерству в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», проведении психолого-педагогических консилиумов (теле-дефектология). Она рассказала и о системе консультирования в институте (проектах «Родительские недели» и «Важные встречи», портале «Растим детей»), и о деятельности ИКП РАО по повышению квалификации, в том числе переподготовке «Коррекционная педагогика», обучении в магистратуре и аспирантуре, предложив АППО объединить усилия в этом направлении.
Затем работа перешла в формат научно-экспертной сессии. В ее начале зав. кафедрой специальной (коррекционной) педагогики АППО Н.Н. Яковлева рассказала о достижениях системы образования обучающихся с ОВЗ в Санкт-Петербурге, а Т.А. Соловьева выступила с информацией по вопросу общественного обсуждения предложений к плану-графику нормативных правовых актов Минпросвещения России, об изменении которых говорила Ю.М. Сачко.
После чего состоялся «круглый стол», на котором были рассмотрены актуальные вопросы образования школьников в условиях реализации обновленных ФГОС. В формате «открытой дискуссии» состоялся заинтересованный диалог по вопросам организации непрерывного образования и комплексной реабилитации детей с ОВЗ, с инвалидностью, выбора программ, ранней помощи и др., в ходе которого Т.А. Соловьева ответила на многочисленные вопросы участников сессии.
В первой половине дня руководитель центра развития инклюзивного образования РАО, ведущий научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Светлана Борисовна Лазуренко прочла также лекцию «Диагностика познавательного развития детей с ОВЗ — первый этап коррекционно-развивающего обучения».
Во второй половине дня руководители лабораторий ИКП РАО посетили ряд образовательных организаций Санкт-Петербурга, где провели ряд встреч с руководством, педагогическими сотрудниками, психологами. Работа была организована в формате дискуссионных площадок «Современная система образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в РФ»; «Современные тенденции в образовании детей с задержкой психического развития»; «Новаторские практики в образовании детей с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития», «Актуальные проблемы ранней помощи детям с ОВЗ, с инвалидностью».
День 2. 20 сентября 2022г.
В Санкт-Петербурге состоялись мероприятия второго дня региональной Недели ИКП РАО «Детство равных возможностей». Они проходили в формате профессионально-экспертных сессий на базе ГБДОУ детский сад №83 Фрунзенского района и ГБОУ школа-интернат №1 им. К. Грота.
Работа сессии №1 «Дошкольное образование обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью» была посвящена широкому спектру проблем. В ней приняли участие руководители, учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели образовательных учреждений города, сотрудники Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Перед началом работы заведующий ГБДОУ детский сад №83 Татьяна Ивановна Юрченко ознакомила представителей ИКП РАО с работой образовательного учреждения. Она рассказала об истории становления детского сада, организации воспитательного и образовательного процесса, кадровой политике и накопленном опыте в сфере инклюзивного образования. Для сотрудников Института коррекционной педагогики была проведена экскурсия, в ходе которой они посетили учебные комнаты и студии, спортивные и рекреационные зоны, творческие пространства.
Участников сессии приветствовала Екатерина Михайловна Иванова, заместитель начальника отдела образования Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Она проинформировала собравшихся о работе по формированию и функционированию системы образования обучающихся с ОВЗ в районе, о планах по ее развитию в ближайшие годы.
Затем состоялись 10 выступлений сотрудников ИКП РАО и представителей руководства дошкольных образовательных учреждений города. Был рассмотрен широкий спектр вопросов – система оказания ранней коррекционной помощи в Санкт-Петербурге, взаимодействие матери и ребенка как основа ранней помощи, коррекционная помощь и сопровождение дошкольников с РАС, в том числе психолого-педагогическое и в условиях инклюзивного образовательного учреждения, вопросы воспитания самостоятельности детей с интеллектуальными нарушениями, использования полифункциональных дидактических игрушек в обучении таких детей, методика формирования речемыслительной деятельности у детей с нарушениями речи и многое другое.
В завершение работы сессии ее участники обсудили вопросы, касающиеся организации ранней помощи и дошкольного образования, новых цифровых образовательных ресурсов, адресованных консультирующим специалистам, актуальных методических разработок, в том числе в области дистанционного обучения.
Во второй половине дня прошла работа профессионально-экспертной сессии №2 «Общее образование обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью», организованной на базе первого и старейшего в России учебного заведения для слепых детей – ГБОУ школа-интернат №1 им. К.Грота. В своем обращении к участникам сессии директор ИКП РАО Т.А. Соловьева предложила сконцентрировать внимание на вопросах воспитания, профориентации детей с ОВЗ, а также призвала всех участников сессии к сотрудничеству в разработке методик, рекомендаций, учебных пособий в рамках государственных заданий.
Зам. директора школы Марина Викторовна Артамонова в своем выступлении рассказала сотрудникам ИКП о роли школы им. К.Грота в развитии системы коррекционного образования Санкт-Петербурга, роли образовательного учреждения для жителей города, о проектах в области культуры («Почитай книжку») и спорта, развитии социализации слепых и слабовидящих детей, международных связях этого учебного заведения. А доцент кафедры психологического образования и педагогики СПб ГУ Роман Викторович Демьянчук выступил с сообщением о роли учителя и руководителя как условия социальной миссии и опережающего развития коррекционной школы.
В рамках сессии №2 представители трех школ Санкт-Петербурга (школы-интерната №1 им. К.Грота, ГБОУ школа №616 «Центр «Динамика» Адмиралтейского района и школы №31 Невского района) рассказали об опыте организации школьного образования обучающихся с ОВЗ в условиях перехода на обновленный ФГОС. В центре обсуждения были также вопросы организации деятельности ресурсного центра сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
В свою очередь представители ИКП РАО выступили с сообщениями по темам, вызвавшим оживленную профессиональную дискуссию. И.о. зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей ИКП РАО Ольга Геннадьевна Болдинова рассказала о принципах и методиках воспитательной работы в образовательных организациях, реализующих АООП для детей с нарушениями зрения.
Выступление заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития Аллы Яковлевны Абкович было посвящено данным научного исследования образовательных результатов обучающихся с НОДА. А зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Наталия Викторовна Бабкина рассказала о непрерывности реализации курсов коррекционно-развивающей области в условиях вариативности содержания образования обучающихся с ЗПР.
День 3. 21 сентября 2022г.
В рамках проведения Недели ИКП РАО в Санкт-Петербурге «Детство равных возможностей» на площадке ГБОУ школа № 755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга прошли мероприятия тематической профессионально-экспертной сессии «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС».
Директор школы, заслуженный учитель РФ Лариса Николаевна Демьянчук рассказала об организации образовательной деятельности в школе по сопровождению детей с РАС. Затем учителя и педагоги школы провели 4 мастер-класса по вопросам комплексной коррекции развития детей с РАС с помощью игровых технологий, танцев, логопедическому сопровождению, формированию навыков безопасного поведения.
В свою очередь зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП РАО Мария Михайловна Либлинг рассказала об инновационных разработках института в области диагностики и организации образования детей с РАС, а ст.н.с. лаборатории Ирина Дмитриевна Антонова презентовала методику использования «Личного букваря» и «Личных историй» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками и младшими школьниками с РАС.
Во второй половине дня в Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования состоялось подведение первых итогов Недели. В своем выступлении и.о. ректора АППО Андрей Сергеевич Богданцев поблагодарил представителей ИКП РАО за предоставленную возможность научного общения, высказав большую заинтересованность в продолжении и расширении сотрудничества. «Самая большая ценность Недели – установление горизонтальных связей для ведения профессионального диалога и совместной работы, - сказал он. – Их результаты помогут сформировать правильные решения не только для системы дефектологического образования Санкт-Петербурга, но и для других регионов страны».
Заместитель председателя Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Михаил Юрьевич Пучков высоко оценил мероприятия Недели. «Это замечательный опыт для организации образования и поддержки детей», - сказал он. М.Ю. Пучков поблагодарил коллектив ИКП РАО за экспертную оценку и практические советы по улучшению работы системы специального образования. «Это была продуктивная встреча, положившая начало сотрудничеству, которое, уверен, будет продолжаться и развиваться». – подчеркнул он, отметив, что совместная работа будет содействовать улучшению ситуации и в вопросах подготовки профильных педагогических кадров, и в разработке новых продуктов для особых детей.
В свою очередь директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева обратила внимание не только на высокий уровень и наличие в Санкт-Петербурге единой системы непрерывного вариативного образования, но и на ее современность и максимальную эффективность. «Здесь удалось добиться одной из главных целей – особого статуса взаимодействия учителя и детей с ОВЗ, - сказала она. - Обучение выстроено, исходя из решения задачи социальной адаптации особого ребенка». Директор ИКП РАО отметила потребность в продолжении сотрудничества со стороны представителей образовательных учреждений и структур, о которой они неоднократно заявляли в ходе проводимых мероприятий.
Подводя итоги первой части мероприятий Недели, зав. лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Юлия Анатольевна Разенкова отметила, что встречи в дошкольных образовательных учреждениях показали, что в Санкт-Петербурге у родителей детей с ОВЗ есть выбор разных маршрутов в области ранней помощи. «При этом принцип вариативности соблюдается и дальше, при переходе к общему образованию, в вопросах решения помощи семье», - сказала она. Говоря о перспективах сотрудничества, Ю.А. Разенкова сообщила о договоренностях по проведению совместных исследований, разработке модели взаимодействия в сфере ранней помощи.
Зав. кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Института общего образования АППО Наталья Николаевна Яковлева поблагодарила сотрудников ИКП РАО за оценку опыта педагогического сообщества Санкт-Петербурга и выразила надежду на развитие совместной деятельности с институтом, результатами которой смогут воспользоваться в разных регионах страны. Она также отметила исключительную значимость разработок ИКП РАО и для научных сотрудников, и для педагогов-практиков города. В ответном слове заместитель директора ИКП РАО Дарья Андреевна Карпова, подчеркнув интерес института к вопросу выявления лучших региональных практик в сфере дефектологии, предложила аккумулировать их в рамках единого информационного ресурса, что позволит не только сохранить их, но и использовать в других регионах в рамках единого федерального образовательного пространства.
В заключение участники мероприятия заявили о необходимости единого научно-педагогического пространства в области дефектологии.
День 4-5. 23 и 22 сентября 2022г.
22 и 23 сентября прошли мероприятия последнего дня «Недели Института коррекционной педагогики РАО в Санкт-Петербурге «Детство равных возможностей». Они проходили в формате практической сессии (в режиме онлайн).
В рамках практической сессии сотрудниками ИКП РАО, педагогами и руководителями образовательных учреждений Санкт-Петербурга были проведены 5 семинаров, 5 мастер-классов, прочитаны 3 лекции.
Основное внимание участники практической сессии сосредоточили на ключевых проблемах инклюзивного образования, технологий и методик коррекционно-развивающей работы, использовании электронных конструкторов, вопросах ранней помощи и др.
Так, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ИКП РАО Татьяна Вячеславна Николаев выступила с лекцией «Современные вызовы и актуальные задачи совершенствования комплексной аудиологопедагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом». Вопросы коррекции дисграфии осветила старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Алевтина Юрьевна Дымкова, а старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Татьяна Петровна Кудрина рассказала о традициях и инновациях в оказании ранней полмощи семье слепого ребенка. Старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации Ильшат Назифович Нурлыгаянов прочел лекцию «Моделирование и экстраполяция условий здоровьесбережения в образовании обучающихся с ОВЗ».
Вопросы возможностей и рисков совместного обучения школьников с умственной отсталостью в условиях инклюзии были рассмотрены в семинаре старшего научного сотрудника лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Елены Александровны Кинаш, а заместитель директора ИКП РАО по программам развития и информатизации Александр Вадимович Гриншкун провел мастер-класс «Разработка и использование трехмерных образовательных симуляторов с поддержкой технологий виртуальной и дополненной реальности».
Выступления представителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга были посвящены вопросам использования электронного программного конструктора и программно-методических комплексов, обеспечивающих сопровождение коррекционно-развивающей работы детей с ОВЗ, а также использования конструкторов уроков и организации кибербезопасной среды.
Напомним, что Неделя ИКП РАО в Санкт-Петербурге «Детство равных возможностей» проходила с 19 по 23 сентября 2022 года. Мероприятия проводилось Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования при поддержке Минпросвещения России, Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга и ГБОУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (АППО). В рамках программы недели состоялось более 40 выступлений сотрудников института, АППО, образовательных организаций города.
Работа была построена в формате профессионально-экспертных и практических сессий, предусматривающих проведение круглых столов, открытых дискуссий, мастер-классов, лекций и семинаров.
В работе Недели «Детство равных возможностей» приняли участие 20 специалистов Института коррекционной педагогики РАО во главе с директором Татьяной Александровной Соловьевой.