Неделя «Детство равных возможностей» в Республике Северная Осетия — Алания
12-16 декабря 2022, г. Владикавказ
День 1. 12 декабря 2022г.
Во Владикавказе прошли мероприятия «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей» в РСО-Алания.
События первого дня проходили на площадке ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования» в очно-заочном режиме. В зале присутствовали начальники управлений образования, руководители и педагоги образовательных учреждений, представители Министерства образования и науки РСО-Алания, Министерства труда и соцразвития РСО-Алания.
Министр образования и науки РСО-Алания Э.М. Алибекова отметила важность проведения в регионе данного мероприятия. «Мы ведем большую работу по формированию единого образовательного пространства, - сказала она. – Республика сохранила сеть специализированных образовательных учреждений, в них реализуются оригинальные программы по образованию детей с ОВЗ». Министр выразила надежду на то, что по результатам Недели ИКП будут созданы предпосылки для перехода на более высокий уровень реализации в том числе и инклюзивного образования.
Министр труда и социального развития Республики А.К. Айдарова выразила надежду на получение специалистами региона «большого объема крайне актуальных знаний от ведущих специалистов страны в области коррекционной педагогики и уверенность в успешном двустороннем сотрудничестве».
Выступая перед участниками мероприятия, директор ИКП РАО Т.А. Соловьева поблагодарила министра образования и науки РСО-Алания за предоставленную возможность посетить регион, подчеркнув важность межведомственного взаимодействия, которую демонстрирует Республика. «Наша встреча проводится в рамках государственной политики в части обеспечения доступности и качества образования детей с ОВЗ в едином образовательном пространстве», сказала она, выразив уверенность в заинтересованности представителей образовательных учреждений региона во взаимодействии с ИКП для решения стоящих в связи с этим задач.
Далее Татьяна Александровна представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью».
В ходе выступления она рассказала о ключевых проектах, реализуемых институтом. В частности, она обратила внимание на итоги работ института по разработке диагностических комплексов, на новые продукты института в области разработки программно-методического обеспечения (АООП), новых IT-проектов, проектов по финансовой грамотности. Татьяна Александровна также проинформировала о работе института по разработке программ по основной школе, подготовке новых учебников для учащихся с нарушениями зрения, умеренной умственной отсталостью, для глухих, пособий для детей с РАС и др. Материалы размещены для бесплатного пользования на сайте института и доступны всем, подчеркнула она.
Т.А. Соловьева сообщила также о материалах по дистанционному образованию детей с ОВЗ, о разработанных конструкторах образовательных программ. Она рассказала о деятельности института в сфере научного просвещения, важности сбора и использования исторического наследия для поддержания преемственности и развития самой науки, о системе консультирования в институте (проекте «Родительские недели», предлагающем доступные видеоконсультации для родителей, портале «Растим детей»), особо подчеркнув курс на поддержку эффективных региональных моделей в этой сфере. Директор ИКП также выразила надежду на двустороннее сотрудничество в проекте «Теледефектология», позволяющее получать экспертное мнение без дополнительных затрат.
Заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова рассказала в своем выступлении о деятельности института в сфере проведения общественно значимых мероприятий, проекта «Доброшкола», развитии проектов по консультированию родителей в соцсетях, проинформировав о подведении итогов конкурса по лучшим практикам консультирования, издании сборника материалов и др.
Он также рассказала о работе нового ресурса - портала для родителей и педагогических работников по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Д.А. Карпова ознакомила участников с возможностями института по обеспечению непрерывного образования специалистов: повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, стажировок, работой кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики. «Здесь играют особую роль выявленные потребности региона, - сказала она, - и программы разрабатываются именно с учетом пожеланий РОИВ».
Заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Мария Михайловна Либлинг ознакомила участников Недели с результатами исследования клинико-психолого-педагогического изучения современных детей с РАС в плане адаптации к школе и в условиях обучения в начальной школе. «Мы хотели посмотреть на это с двух сторон, со стороны родителей и со стороны педагогов», - отметила она. Для этого был разработан специальный диагностический комплекс с анкетами, на основании которого в 15 школах страны были проведены срезовые, а в 19 школах – лонгитюдные исследования. В ходе исследования проверялось, в частности, влияние ряда факторов образовательного характера (посещение коррекционных занятий). М.М. Либлинг также проинформировала о разработке и апробации диагностического комплекса (диагностическая карта, протокол, методическое пособие для пользователя), направленного на оценку психоэмоционального развития дошкольников с РАС.
Доктор педагогических наук, руководитель центра развития инклюзивного образования Российской академии образования Светлана Борисовна Лазуренко выступила с докладом на тему «Игры и игрушки как инструмент реабилитации и абилитации особого ребенка». Она уделила особое внимание проблемам современного состояния обеспеченности игровыми пособиями, ознакомила с реабилитационными игрушками и комплектами, с цифровыми и VR средствами обучения. С.Б. Лазуренко подчеркнула, что кооперация научного сообщества, практиков, разработчиков и производителей позволяет создать современную образовательную среду с учетом индивидуальных потребностей и возможностей.
Затем зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития
Алла Яковлевна Абкович представила результаты и перспективы научных исследований лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ИКП РАО в области школьного обучения детей и подростков с НОДА. Она охарактеризовала современную популяцию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и описала основные тенденции развития системы их школьного образования.
Член рабочей группы при Банке России по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, м.н.с. лаборатории образования и комплексной абилитации детей с ЗПР Анастасия Игоревна Беликова рассказала о работах по формированию основ финансовой грамотности у обучающихся с ОВЗ. Она подробно описала ключевые параметры проекта «Глоссарий финансовых терминов», методику и результаты проведенного институтом исследования финансовой грамотности подростков с ОВЗ, модуль по воспитанию финансово ответственного поведения обучающихся в начальной школе и др.
В докладе «Факторы и условия здоровье сбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в школе» ст.н.с. лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Ильшата Назифовича Нурлыгаянова были представлены основные характеристики психолого-педагогической составляющей здоровье сберегающей среды, математическая модель ее структуры, определены основные векторы оптимизации, исходя из проблем образовательных организаций.
В ходе дискуссии участники мероприятия обсудили вопросы, связанные с профстандартом «учитель-дефектолог», со здоровье сберегающими технологиями, разработкой и производством игрушек, обеспечением кадров.
Во второй половине дня представители ИКП РАО выступили с публичными лекциями. Доктор психологических наук, профессор Ольга Сергеевна Никольская прочла лекцию «Понимание расстройств аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи», а Светлана Борисовна Лазуренко - «Современные возможности диагностики и выбора образовательного маршрута для детей с ОВЗ».
Также в ходе первого дня Недели представители ИКП РАО ознакомились с деятельностью ряда республиканских центров реабилитации и дома-интерната «Ласка».
День 2. 13 декабря 2022г.
В торжественной обстановке состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Северная Осетия - Алания иФГБНУ «ИКП РАО». Документ предусматривает широкое научно-методическое, научно-практическое и информационное взаимодействие по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии. Со стороны Республики Северная Осетия - Алания соглашение подписала министр образования и науки Э.М. Алибекова, со стороны ИКП РАО - Т.А. Соловьева.
По окончании церемонии ее участники ответили на вопросы представителей СМИ, а также провели встречу с представителями родительского сообщества, в ходе которой состоялся плодотворный диалог по самым актуальным вопросам образования и сопровождения детей с ОВЗ, а также оказания помощи семьям, воспитывающим таких детей.
Мероприятия Недели ИКП РАО в Республикебыли продолжены вСеверо-Осетинском республиканском институте повышения квалификации работников образования, где прошел научно-методический семинар.Главной его темой стали актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в соответствии обновленными федеральными государственными образовательными стандартами обучающихся с ОВЗ.
Директор ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева отметила, что внесение изменений в закон «Об образовании» касалось вопросов, связанных с формированием единого образовательного пространства. «Дети обучаются по федеральным основным образовательным программам, каждая из которых включают установленный ряд обязательных компонентов», - сказала она. Она охарактеризовала эти компоненты, сделав, в частности, акцент на отличиях федеральной и примерной рабочих программ, особенности внедрения в образовательный процесс. Директор ИКП также обратила внимание на внеурочную составляющую коррекционно-развивающей работы, вопросы экзаменов, структурирование программ по годам обучения и другие аспекты. Т.А. Соловьева также рассказала о начале проведения в институте научных работ по анализу единиц содержания, призвав коллег из Северной Осетии к активному взаимодействию.
Затем состоялась открытая дискуссия по вопросам научно-методического обеспечения системы общего образования обучающихся с ОВЗ, подходов к преподаванию обязательных учебных дисциплин и коррекционных курсов, результатов разработки и апробации адаптированных программ. В ходе активного информирования и обмена мнениями выступили сотрудники ИКП – представители авторских коллективов: зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Наталия Викторовна Бабкина, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Мария Михайловна Либлинг, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Елена Захаровна Яхнина, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Ольга Евгеньевна Грибова, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития Оксана Владимировна Титова.
Во второй половине дня представители ИКП посетили ряд реабилитационных центров, в том числе для детей с нарушениями слуха и зрения.
День 3. 14 декабря 2022г.
Во Владикавказе состоялись мероприятия третьего дня региональной Недели ИКП РАО «Детство равных возможностей». Они проходили в формате профессионально-экспертных сессий на базе ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».
На сессии 1 «Актуальные вопросы консультирования семей и сопровождение деятельности ППМС-центров» обсуждались вопросы реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, проблемы, связанные с дистанционным консультированием, деятельностью ППМС-центров. В ходе работы сессии педагог-психолог ГБОУ КРОЦ М.А. Хейшхо представила опыт организации помощи детям в их центре, заместитель директора ИКП РАО Д.А. Карпова проинформировала о новых формах и проектах по консультированию родителей, разработанных и внедряемых в широкую практику ИКП РАО, а сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи А.В. Павлова рассказала об опыте Института в дистанционном консультировании семьи ребенка с ОВЗ.
На сессии 2 «Инновации в организации деятельности ПМПК» директор ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» З.М. Бритаева рассказала о практическом опыте организации деятельности Центра, в частности, по вопросам обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Старший научный сотрудник лаборатории абилитации и реабилитации детей с комплексными нарушениями речи ИКП РАО Т.В Кошечкина выступила с сообщением на тему «Стратегии обследования понимания речи у неговорящих детей», а старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и МНР М.В. Переверзева ознакомила участников сессии с использованием дистанционных технологий при обследовании ребенка с выраженными нарушениями развития.
В ходе работы сессии 3 «Актуальные вопросы воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями» обсуждались следующие вопросы: современные подходы к вопросам организации обучения и воспитания лиц с интеллектуальными нарушениями на дошкольном и школьном уровнях образования, проектирование дидактической среды, организация инклюзивного образования и допрофессионального обучения. Все они были отражены в выступлениях сотрудников лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ИКП РАО - «Современные проблемы диагностики детско-родительских отношений и коррекционной педагогической работы с семьей, воспитывающей ребёнка с умственной отсталостью» главного научного сотрудника Е.А. Стребелевой и ведущего научного сотрудника Г.А. Мишиной, «Проектирование дидактической среды детей с ОВЗ» старшего научного сотрудника Л.В. Прониной, «Психолого-педагогические условия инклюзивного обучения школьников с интеллектуальными нарушениями» старшего научного сотрудника Е.А. Кинаш, «Новые ориентиры в допрофессиональном обучении детей с интеллектуальными нарушениями» старшего научного сотрудника Т.Ю. Бутусовой.
В свою очередь заведующая ГБДОУ детский сад компенсирующего вида «Солнышко» Л.Г. Бабиева подробно рассказала об опыте работы учреждения, а также осветила существующие проблемы, в частности, связанные с ранним выявлением отклонений в развитии и оказанием ранней коррекционной педагогической помощи.
Участники сессии 4 «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС» рассматривали вопросы совершенствования профессионального мастерства специалистов, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, инструменты диагностики и подходы к организации сопровождения.
Заведующая кафедрой педагогики и психологии СОРИПКРО Л.И. Доева рассказала об опыте региона в обучении педагогов и специалистов сопровождения для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивной образовательной среды. В свою очередь зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП М.М. Либлинг рассказала об инновационных разработках Института в области диагностики и организации образования детей с РАС, а научный сотрудник лаборатории О.П. Суетина презентовала модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в дошкольной образовательной организации.
День 4. 15 декабря 2022г.
На базе СОРИПКРО сотрудники ИКП РАО провели 5 мастер-классов. Так, О.П. Суетина, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом, провела мастер-класс «Формирование учебного поведения у детей с РАС», старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с ЗПР А.М. Федосеева рассказала о путях поддержки психологического благополучия учителей в условиях инклюзии, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Т.В. Кошечкина представила специфику алгоритма организации обследования ребенка и консультирования родителей, заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию Д.А. Карпова познакомила слушателей с возможностями интерактивного конструктора при разработке программ дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и особенностями его применения, а старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Л.В. Пронина – с особенностями консультирования родителей и ребёнка с интеллектуальными нарушениями.
Затем представители Института посетили мероприятия проходящего в РСО-Алания фестиваля «Шаг навстречу». Во второй половине дня представители ИКП посетили ряд реабилитационных и образовательных учреждений Республики.
День 5. 16 декабря 2022г.
Завершилась Неделя работой дискуссионной площадки «Непрерывное образование специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ». В ходе обсуждения проблем персонификации допобразования специалистов, сопровождающих детей с ОВЗ и их семьи, методической поддержки педагога-дефектолога в дошкольном образовании, активных методов обучения специалистов помогающих профессий от Института выступили А.М.Федосеева, Т.Ю.Бутусова, Л.В.Пронина, Т.В.Кошечкина. Кроме того, был проведен профессиональный тренинг «Анализ педагогических ситуаций в работе с обучающимися с ОВЗ».
Работа была построена в формате профессионально-экспертных и практических сессий, предусматривала проведение тренингов, дискуссионных площадок, мастер-классов, открытых лекций.
В работе Недели «Детство равных возможностей» приняли участие более 20 специалистов Института коррекционной педагогики РАО во главе с директором Татьяной Александровной Соловьевой.