Неделя «Детство равных возможностей» в Орловской области
1 – 5 апреля 2024 г., г. Орел
День 1. 1 апреля 2024 г.
1 апреля в Орловской области прошло торжественное открытие Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей». Мероприятия проходили на базе ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева».
Участников мероприятия поприветствовала член Правительства Орловской области – руководитель Департамента образования Орловской области И.А. Патронова. Ирина Александровна отметила, что обмен опытом в рамках Недели ИКП позволит усовершенствовать систему специального образования региона, а коллегам – получить новые знания.
От имени Института коррекционной педагогики с вступительными словами выступила Д.А. Карпова, заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию. Дарья Андреевна выразила надежду, что после завершения мероприятий будет налажено сотрудничество между ИКП и регионами в части организации исследований, обучающих мероприятий и экспериментальных площадок. Способствовать этому будет подписанное в рамках церемонии открытия соглашение о сотрудничестве между Орловской областью и Институтом коррекционной педагогики.
Л.А. Евдокимова, доцент кафедры дошкольного начального образования и коррекционной педагогики ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», к.пед.н., также поблагодарила организаторов Недели ИКП «Детство равных возможностей» и пожелала участникам продуктивной работы.
Директор областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Е.В. Никитина рассказала о реализации в Орловской области межведомственного пилотного проекта «Школа равных возможностей», руководителем которого она является. На этом церемония открытия была завершена, и работу первого дня продолжило пленарное заседание.
Т.А. Соловьева, директор ИКП, д.пед.н., член-корреспондент РАО, выступила с докладом о стратегических направлениях развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. Д.А. Карпова рассказала о научно-методическом сопровождение специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, подняла тему преемственности поколений в науке и поделилась с участниками опытом Института по сопровождению молодых исследователей.
Работа пленарного заседания продолжилась на базе детского технопарка «Кванториум». Научные сотрудники ИКП представили доклады, посвященные актуальным темам исследований и разработок Института. О.Е. Грибова, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи, к.пед.н., представила сообщение «Логопедическое обследование: стандартизация или персонализация?». Т.Ю. Бутусова, старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, к.пед.н., рассказала о проблемах и перспективах совместного обучения детей с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивного образования. И.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова обсудила новые задачи развития образования обучающихся с нарушениями зрения и представила новые задачи развития образования обучающихся с нарушениями зрения. Л.П. Пронина, старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, к.пед.н., поделилась опытом консультирования родителей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями.
Далее участники смогли посетить занятия с обучающимися с ОВЗ детского технопарка «Кванториум» в рамках знакомства с региональным опытом организации дополнительного образования и познакомиться с выставкой достижений жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ.
В завершении работы первого дня прошли мастер-классы. С.В. Федяева, учитель-дефектолог КОУ «Орловская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи», представила методику формирования позитивного отношения нормотипичных детей к детям с ОВЗ. Д.А. Карпова рассказала участникам о возможностях применения интерактивного конструктора адаптированных программ дополнительного образования.
День 2. 2 апреля 2024 г.
2 апреля на базе Института развития образования Орловской области продолжилась работа Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей».
Научные сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи провели круглый стол, посвященный актуальным вопросам организации обучения и воспитания лиц с тяжелыми нарушениями речи. Модерировала работу О.Е. Грибова, старший научный сотрудник, к.пед.н.
Т.В. Кошечкина, старший научный сотрудник, к.пед.н., рассказала о средствах унификации и дифференциации диагностики текстовой деятельности в устной и письменной речи. И.В. Малкова, научный сотрудник лаборатории, представила методологическое обоснование оценки речи как средства обобщения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Е.Л. Ворошилова, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи, к.пед.н., обсудила с участниками встречи роль диалогического взаимодействия в коррекции заикания на разных возрастных этапах. Ю.Д. Виноградова, старший научный сотрудник лаборатории, к.психол.н. представила исследование о создании психолого-педагогических условий для формирования речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
В завершении работы круглого стола О.Е. Грибова провела лекцию, посвященную актуальным проблемам логопедии.
Во второй половине дня участники посетили образовательные учреждения Орловской области с целью знакомства с региональным опытом организации системы обучения, воспитания и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Работу по данному направлению курировала О.А. Куликова, руководитель отдела коррекционной педагогики БУ ОО ДПО «Институт развития образования».
В КОУ Орловской области «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» делегации ИКП представили деятельность Центра проектного развития. Директор принимающей образовательной организации В.Н. Калмыков и руководитель регионального Центра проектного развития по формированию функциональной грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Ю.В. Кучебо обсудили со слушателями формирование и оценивание функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ. Е.О. Лукошкина, заместитель директора, рассказала об опыте активного участия обучающихся с ОВЗ в детских общественных объединениях «Орлята России» и «Движение первых». С.Ю. Ишутина, заместитель директора, выступила с сообщением о формировании трудовой грамотности и социальной компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната. Работы на базе образовательной организации продолжилась тематическими мастер-классами «Пространство равных возможностей».
В рамках проведения Недели Института коррекционной педагогики в Орловской области на площадке МБДОУ «Детский сад № 8 д. Жилина» прошло заседание секции по дошкольному образованию регионального учебно-методического объединения по теме: «Современные подходы к инклюзивному дошкольному образованию». Е.С. Глушенкова, учитель-логопед МБДОУ г. Мценска «Детский сад № 10», рассказала проектировании индивидуальной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста. Ю.Н. Иванкова, учитель-дефектолог МКУ ППМС центра г. Ливны, поделилась своим опытом работы и подчеркнула важность партнерства между педагогами и родителями в процессе подготовки ребенка с ОВЗ к школе. Также на мероприятии был представлен опыт работы МБДОУ «Детский сад №8 д. Жилина» Орловского муниципального округа по созданию инклюзивного образовательного пространства в дошкольном учреждении, который представила заведующая О.С. Козинец.
На этом второй день работы Недели Института коррекционной педагогики в регионе завершен.
День 3. 3 апреля 2024 г.
3 апреля в Орловской области прошла профессионально-экспертная сессия в рамках Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей». Базовой площадкой мероприятия стал Институт развития образования региона.
Работа третьего дня была посвящена включению в единое образовательное пространство обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью. В ходе мероприятия выступили как младшие научные сотрудники лабораторий, входящих в состав Института – члены Совета молодых ученых, так и их старшие коллеги.
Актуальные исследовательские задачи в области развития функциональной грамотности у учащихся с особыми образовательными потребностями, фокусируясь на финансовой и читательской грамотности, представили А.И. Беликова, заместитель директора ИКП по общим вопросам и К.Б. Сыроваткина-Сидорина, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития. А.В. Акулина, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с ЗПР, выступила с докладом «Выявление у родителей представлений о сформированности сферы жизненной компетенции у ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития». Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом, д.психол.н. И.А. Костин провел для участников мастер-класс, посвященный психологическому сопровождению взросления подростков с РАС.
Во второй половине дня было организовано посещение образовательных организаций региона. Делегация Института коррекционной педагогики посетила МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Орла, МБДОУ «Детский сад № 92» города Орла, «Орловский технологический техникум». В рамках насыщенной программы участники познакомились с региональными практиками организации специального образования, обсудили вопросы проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФАОП. Также рассматривались вопросы профессиональных компетенций тьютора, сопровождающего детей с ОВЗ в инклюзивной среде, развития профессионального образования в Орловской области в части обучения новым профессиям и дальнейшем трудоустройстве лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Работа завершилась научно-методическим семинаром «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в контексте обновления требований к программно-методическому обеспечению». Модератором выступила А.Я. Абкович, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, к.пед.н. На семинаре участники совместно с экспертами ИКП обсудили организацию инклюзивного образования, развитие специального образования, рассмотрели новейшие методы организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ, включая образовательного маршрута и проектирование образовательной среды. В заключительной части программы разработчики ФАОП ответили на вопросы слушателей. Институт коррекционной педагогики в дискуссии представили О.Е. Грибова, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи, к.пед.н., О.Г. Болдинова, и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения, Т.Ю. Бутусова, старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, к.пед.н., А.В. Акулина и К.Б. Сыроваткина-Сидорина.
День 4. 4 апреля 2024 г.
4 апреля Е.Л. Андреева, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями слуха, представила участникам доклад «Дети с нарушением слуха: современная характеристика». Е.А. Баудэ, младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями слуха, рассказала о сурдопедагогических аспектах кохлеарной имплантации, особо отметив важность подготовки к операции и успешной реабилитации после нее. Персонифицированный подход в системе психолого-педагогической помощи обучающимся с тяжелыми речевыми и двигательными нарушениями обсудила со слушателями Е.Н. Крутякова, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, к.пед.н. М.В. Переверзева, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, к.пед.н., посвятила свое выступление технологии разработки специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с ТМНР.
День 5. 5 апреля 2024 г.
5 апреля программу дня открыл И.Н. Нурлыгаянов, старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации, к.психол.н., который рассказал о профилактике и коррекции негативных форм поведения у школьников с ОВЗ. Старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации, к.психол.н., К.А. Боженкова обсудила с участниками проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ОВЗ и/или инвалидностью, а также дала практические рекомендации по работе с ними. О работе службы ранней помощи рассказала М.С. Кузнецова, младший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи. Ее доклад включал анализ сложных случаев в работе службы, представление ключевых проблем и возможные пути их решения. Г.Ю. Одинокова, старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи, к.пед.н., и А.В. Павлова, научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи, поделились опытом работы служб ранней помощи по оказанию помощи детям с особыми потребностями и их семьям, используя различные форматы консультаций.